Нам очень понравилась Австрия, и даже где-то не хотелось уезжать. Но основной целью путешествия была Италия. Вся наша семья питает какую-то непонятную слабость к этой стране. Как ни странно, мнения моих знакомых об Италии диаметрально противоположные: от щенячьего восторга до презрительного "бедная страна цыган и нищебродов". Но чтобы судить про Италию, надо хотя бы раз её увидеть.
Мы увидели однажды и влюбились.
О том, что мы пересекли границу Италии, нам сообщил навигатор жирной линией на экране. По факту - мы просто пересекли мост через речушку. Пейзаж остался тот же, а вот знаки и названия населённых пунктов изменились с грубых немецких на музыкально-итальянские (хотя порой для меня всё равно трудно выговариваемые).
Первая остановка в Италии - Удине (ударение на У). Город расположен в 100 км от австро-итальянской границы. Доехали за час.
Все основные итальянские города связаны хорошими автобанами, которые постоянно ремонтируют, модернизируют и расширяют. Разрешённая скорость до 130 км/ч. Много сервис-пунктов, где можно заправиться, поесть, отдохнуть. Это хорошая новость.
Плохая новость - очень, очень дорогой бензин и не менее дорогой проезд по автобанам.
Средняя цена на бензин в Австрии была в районе 1,7 евро за литр А-95. В Италии сразу от границы цены стали выше (1,78 евро/литр). А чем дальше в глубь страны - тем ещё выше. Максимум, который нам попадался - 1,9 евро.
Автобаны - отдельная песня. Виньеток на определённый срок действия как в других странах Европы в Италии нет, зато есть пункты оплаты проезда по автобанам. (Справедливости ради отмечу, что практически всегда существует альтернативная дорога. Бесплатная. Но времени придётся потратить значительно больше).
Сначала, въезжая на автобан, получаешь талончик, где отмечен пункт въезда, дата и время. На съезде с автобана предъявляешь талончик кассиру или в аппарат автоматического обслуживания, тебе говорят или показывают, сколько надо заплатить.
Платить можно по-разному: наличными кассиру или в автомат, банковской картой или купить "автоматический проездной" E-pass.
Как происходит начисление суммы к оплате, мы так и не разобрались. Но самая маленькая сумма была 3 евро за 3,5 км, а самая большая чуть более 30 евро за путь от Генуи до Флоренции. Оплата дорог и бензина в итоге заметно сказались на бюджете, что несколько подпортило общее впечатление от Италии.
Но во всём остальном (история, архитектура, культура, кухня и прочее) Италия не переставала удивлять и радовать.
У итальянцев есть какая-то патологическая тяга все украшать. Порой такие украшательства больше похожи на китч, но чаще всего это действительно красиво, стильно и просто - мило.
Стоит только вспомнить, сколько есть известных и достойных итальянских брендов в мире моды. Опять же, мебель, сантехника, плитка и другие элементы декора. Всё лучшее в плане дизайна, как правило, из Италии. Архитектура - отдельный разговор. Живопись, скульптура... Италия подарила миру много великих имён.
Проезжая маленькие города и села, не переставала восхищаться их живописным видом. Черепичные крыши домов, утопающие в зелени и цветах. Бесконечные поля, сады и виноградники. К слову о виноградниках: мы много где в Европе видели те же сады, и виноградники, и поля. Но итальянцы есть итальянцы. Каждый проход между рядами виноградных лоз украшен цветущим розовым кустом. И если смотреть вдоль дороги, то не видишь виноградники, а видишь розовую аллею.
К сожалению, на автобане не остановишься пофотографировать. А делать снимки на ходу из автомобиля - это всё равно, что фотографировать отбойники на обочине.
Поэтому перейду к Удине. Это достаточно большой город по итальянским меркам, столица одноимённой провинции, которая расположена в регионе с красивым названием - Фриули-Венеция-Джулия. Город достаточно старый, основан приблизительно в 13-14 веках.
Удине лежит у подножия Альп, горы видно почти из любой точки города.
Нам повезло с отелем, расположен он был в 10 минутах ходьбы от исторического центра.
Мы поселились, когда уже начинало темнеть. Решили не терять времени и сразу пойти смотреть город.
В Удине какая-то удивительная, спокойная атмосфера. Люди неспешно гуляют по тихим, узким улочкам. Нет никакой суеты (может потому, что вечер и всё уже закрыто?). В старом городе можно бесконечно рассматривать здания, окна, двери, крыши, фасады, балконы и другие элементы в архитектуры. За долгие столетия здесь всё смешалось в кучу, и именно эта мешанина придаёт очарование городу.
Итальянские города вообще могут служить хорошим наглядным пособием по истории архитектуры. Здесь можно встретить здания от античности до наших дней.
Кафедральный собор расположен на Соборной площади (Piazza del Duomo). Выбрали такой вот ракурс.
Церковь Святого Франциска, романский стиль, 13 век.
Местное кафе выставило свои столики на небольшую городскую площадь. Прекрасный момент, которого мы так ждали - выпить кофе в уличном кафе. За поездку это первый настоящий итальянский кофе.
У итальянцев особенный эспрессо - пол чашки крепкого, немного густого и очень ароматного напитка.
Муж где-то вычитал, что по закону, если ты в Италии заказываешь кофе не за столиком, а за барной стойкой, то цена его - 1 евро. Это оказалось действительно так, чем мы постоянно пользовались. За время путешествия по Италии, мы в день выпивали двойную, а порой и тройную дневную норму кофе, но нисколько от этого не страдали. :)
Решили ещё немного посидеть за столиком кафе, разглядывая площадь, памятники, фонтан, дома и людей. Здесь никого не напрягает, что ты сидишь в кафе просто так и ничего не заказываешь.
Как и везде на юге, темнеет очень быстро. Для фотосессий с нашей техникой совсем неподходящие условия.
Но я всё равно пытаюсь урвать хоть что-то на память.
Идём дальше по узеньким улочкам.
Дальше - через торговый квартал с уже закрытыми магазинами и ещё работающими кафе и ресторанами.
Выходим к Лоджии Сан-Джованни.
Центр ночной жизни - площадь Свободы (Piazza Libertà).
Вся площадь, скульптуры, фонтан и дома по периметру освещены огнями. Любуемся и наслаждаемся отдыхом.
Часовая башня - одно из украшений площади.
Исторический центр города не слишком большой, но всё равно нам не удалось обойти всё. Мы гуляли до тех пор, пока не стало совсем поздно.
Завтра рано в дорогу, впереди нас ждёт Милан.
Но Удине оставил на память о себе приятное послевкусие.
.