Анахронизм в живописи

Mar 31, 2024 10:28

В экспозиции западноевропейского исскуства Генерального Штаба (филиала Эрмитажа) имеется триптих Германа Штильке "Жанна Д'Арк" , датированный 1843 годом. На первый взгляд, все детали картины соответствуют временному периоду, охватываемому сюжетом произведения. Однако если вглядеться повнимательнее, то по крайней мере один участок полотна заслуживает критики с военно-исторической точки зрения.






Если внимательно посмотреть на левый верхний угол центральной части триптиха, то можно увидеть кавалериста, замахивающегося мечом с эфесом сложной формы. Такой эфес характерен для мечей, в современном оружиеведении называемым итальянским словосочетанием spada de lato (англоязычный вариант - side sword). Это предшественник рапиры, отличающийся от последней (опять-таки по мнению современных военных историков) отсутствием корзины, однако имеющий, пусть и в зачаточном виде, защиту пальцев для хвата овергард - когда указательный палец заходит за крестовину эфеса и охватывает рикассо - незаточенную часть клинка рядом с эфесом. Первые экземпляры мечей с такой защитой появились на Приенейском полуострове и относятся к 1460 годам.







Проблема в том, что описываемые на последней части триптиха события имели место в 1431 году, так что мечей такого типа во времена Жанны Д'Арк быть не могло.



Previous post Next post
Up