Пять лет назад правительство приняло закон, устанавливающий кратные штрафы за взяточничество и коррупционные преступления. Штрафы в несколько сот миллионов рублей смотрятся очень эффектно, и вызывают бурную положительную реакцию в обществе. Но, как оказалось, большинство штрафов остаются всего лишь грозной цифрой в постановлении суда.
Чиновник, получивший штраф в 500 000 000 рублей, не отдаст его никогда. Даже не потому, что он «жадный», а из-за отсутствия таких денег. Даже, если у него будут вычитать «алименты» из зарплаты, на это потребуется несколько человеческих жизней. Но, зато, суд отчитается назначением крупного штрафа матерому коррупционеру.
Считаю, что от «закона о кратных штрафах» выиграли только взяточники и казнокрады. Чиновники отделываются условными сроками, отчисляют ежемесячно сто рублей и живут спокойно. Огромные штрафы просто никто не платит, закон на практике не работает.
Конечно, в качестве обеспечения выплаты штрафа можно арестовать имущество взяточника, но обычно, он владеет только старым гаражом и иномаркой 1998 года выпуска. Все остальное давно переписано на ближних и дальних родственников. В прошлом году законотворцы попытались исправить этот недочет, и обязали суды конфисковывать имущество у близких родственников осужденных коррупционеров. Но имущество тут же «оказалось» у дальних родственников. Или вообще за границей. А это уже масштаб Ходорковского или Пугачева, но никак не скромного чиновника-казнокрада из глубинки.
Но даже арест имущества помогает не всегда. Иногда этого имущества просто нет или его по каким-либо причинам не представляется возможным найти. Сегодня судам нередко приходится по просьбе приставов заменять выписанный огромный штраф лишением свободы. Или сам чиновник просит заменить ему многомиллионный штраф на небольшую «отсидку». И судьям приходится соглашаться с такими просьбами чтобы имитировать работу закона.
Необходимо прекратить такую «имитацию», и заставить закон работать нормально: или назначать сумму штрафа, соотносимую с материальным положением осужденного, или назначать жесткий срок выплаты штрафа, или увеличить сроки реального наказания, чтобы коррупционер понимал, что половину жизни может просидеть в тюрьме. В противном случае, огромные штрафы за взятки могут стать лишь предметом «гордости» среди осужденных, которые все равно сидят дома, а не в тюрьме.