КАКИЕ ЛЮДИ НАМ НУЖНЫ - ТАКИЕ ЛЮДИ НАМ НУЖНЫ! Часть 1.

Sep 24, 2013 13:59

«Новые»  старые назначения Сергея Собянина открывают путь к идеальному распилу бюджетных средств. Наиболее одиозным является тот факт, что свою должность главы Департамента  транспорта сохранил мультимиллионер Максим Ликсутов, а его первый заместитель Евгений Михайлов возглавил «Мосгортранс».  ФИЦ «Аналитика и безопасность» полагает, что в московском правительстве сложилась такая иерархия должностных отношений, которая нарушает антикоррупционное законодательства страны и грозит уничтожением транспортной системы города.

Тот удивительный факт, что гражданин Эстонии и владелец «Аэроэкспресса» Максим Ликсутов занимает высокую чиновничью должность известно давно и хорошо. Видимо, главу города это не смущает. Гораздо меньше известно о его бывшем первом заме, а ныне главе ГУП «Мосгортранс» Евгении Михайлове. Между тем,  в органы исполнительной власти уже неоднократно поступали недоуменные обращения граждан. Справка, которую мы публикуем ниже вместе со статьей, основана на одном из таких обращений.
Если сделать из нее короткую выжимку, то вывод напрашивается следующий. Г-н Михайлов занимал и занимает чиновничий пост без отрыва от предпринимательской деятельности, что является нарушением ФЗ № 273 «О противодействии коррупции». Уже много лет первый заместитель главы Депртранса московского правительства предоставляет недостоверные сведения о своих доходах и о  доходах своей семьи. Человек, который по свои служебным полномочиям  «сидит» на финансовых потоках известен в узких кругах тем, что не стесняется «решать вопросы» за денежное вознаграждение и пользоваться услугами фирм, которые имеют все признаки однодневок.
При всей сумбурности госслужбы,  вряд ли для господина Собянина является тайной тот факт, что Михайлов, например является совладельцем фирмы с иностранным капиталом, что для чиновника неприемлемо по закону. И совершенно очевидно, что на тот факт, что Михайлов скрыл свое имущественное положение просто закрыли глаза. Ведь последствия сокрытия таких данных для чиновника фатальны. Он просто-напросто должен, как минимум,  потерять свою работу. Но Михайлов лишь меняет одно чиновничье кресло на другое. Ведь глава ГУП «Мосготранс» - тоже чиновник. И на него распространяются те же требования, что и на первого заместителя главы депатрамента транспорта.
Вывод, который напрашивается сам собой весьма прост. Значит, Михайлов очень нужен именно сейчас и именно в этом месте. «Мосгортанс» - огромная контора с длинной историей. Ежедневно до 4-х миллионов москвичей передвигаются наземным транспортом. И с этой махиной можно делать все, что угодно: реформировать, реорганизовывать, модернизировать. А для этого существует система госзаказов и тендеров. И на этой ниве г-да Михайлов и Ликсутов - мастера. Самое «гениальное» новшество, которому москвичи обязаны им - повсеместные платные парковки в городе. Ничего не изменив в дорожной инфраструктуре, Департамент транспорта получил бесперебойный источник поступления денег. Из карамана москвичей и за счет москвичей. Это примерно как в один из дней вдруг начать продавать воздух. Ну, чтобы никто лишнего не надышал. Перспективы «обуть» «Мосгортранс» выглядят многообещающими. Чего стоит, например, идея повальной wi-fiизации общественного транспорта. Огромные средства московского бюджета будут выделены на закупку оборудования, какое-нибудь специальное обучение персонала, сервисное обслуживание. Грядут невероятно «жирные» тендеры. А кто победит? Предсказать могут только двое - Ликсутов и Михайлов. Формально они теперь не коллеги по правительству города. Но фактически, они оказались по обе стороны контроля над важнейшими городскими заказами. Но не wi-fi и прочие усовершенствования являются главной потенциальной кормушкой «Мосгортранса». Главное в этой организации все же колеса: кто возит, на чем возит, и на каких условиях.

РЕФОРМА БЕЗ КОТОРОЙ НАМ НЕ ЖИТЬ

ФИЦ «Аналитика и Безопасность» много и подробно занимался  расследованием махинаций в сфере транспорта, в частности компании РЖД. Но реформирование «Мосгортранса» может стать куда более «увлекательной» аферой. Известно, что почти год назад начальник Департамента транспорта Ликсутов написал письмо в органы Правительства Москвы о необходимости изменения модели транспортного обслуживания населения городским наземным транспортом.  Видимо, проводить эти измененеия в жизнь теперь будет господин Михайлов.  Необходимость изменений Ликсутов обосновал оригинально:  отсутствием у перевозчика мотивации соблюдать расписание и охватывать маршрут движения
Если нет мотивации - нужно мотивировать. Так следует из формальной логики. Но не из логики г-д Ликсутова и Михайлова. Суть нововведений следующая: новая  модель транспортного обслуживания, должна базироваться на размещении государственного заказа на выполнение транспортной работы, то есть на выполнение определенного количества рейсов, по определенному расписанию, вне зависимости от наличия пассажиропотока.
И, внимание! При этом финансирование перевозчика осуществляется полностью из бюджетных средств, но провозная плата поступает не перевозчику, а напрямую в бюджет города… Это требует осмысления, но это так!
Сейчас «Мосгортанс» работает следующим образом. Это ГУП, который находится полностью под контролем властей города. Но деньги «Мосгортранс» зарабатывает сам за счет платы за проезд. То есть - это  самоокупающаяся организация.  Бюджетное дофинансирование «Мосгортранса» необходимо для поддержания низких цен для социально-приемлемого уровня.

МОТИВАЦИЯ ЭПОХИ СОБЯНИНСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В чем суть реформы, которую будут проводить Ликсутов и Михайлов? Размещать  госзаказ на перевозки! А ведь это огромный   объем работы по анализу необходимости этих перевозок. Можно ведь по-разному проанализировать. Ну, а по сути это просто  финансирование   поездок автотранспортных средств туда-сюда. Конечно, предполагается, что Дептранс все знает, но история с выделернными полосами, которые не убыстрили город, а лишь сократили дорогу на треть,  заставляет сомневаться в мудрых решениях. А вот то, что эти решения будут выгодны для тех, кто их принимает - соменеваться не приходится.  Ведь ключевые понятия госзаказа  - распил и откат. Итак, нас ждет очень выгодный маразм - автотранспортному предприятию запретят зарабатывать на перевозках.  То есть, если следовать формальной логике Ликсутова и Михайлова теперь мотивация появится! Откуда, если деньги ведь  все равно надо будет отдавать в бюджет. А значит,  мотив один - выиграть конкурс, получить деньги и  отчитаться. Интересов москвичей  в этой цепочке нет и быть не может! То есть конечный  потребитель услуги - пассажир -  своим выбором, т.е. покупкой этой услуги никак не будет финансировать предприятие.  Что можно ждать от такой «реформы"? Самое очевидное  следствие: появление сети независимых друг от друга транспортных компаний, которы будут биться за получение госзаказа.  Потенциально коррупционная схема чревата шквалом злоупотреблений. Последствия предсказуемы: расходование бюджетных средств впустую; хищения на всех этапах и ухудшение  качества транспортного обслуживания. И проконтролировать весь этот процесс неимоверно сложно: ну кто сможет  контролировать работу около 10 тыс. транспортных средств, перевозящих в день миллионы пассажиров?
Тем не менее, поскольку новая схема весьма капиталоемкая - ее, видимо, не избежать. Значит, она очень нужна нынешней системе управления городом.
ФИЦ «Аналитика и Безопасность» полагает, что рефрма «Мосгортранса» руками Михайлова может привезти и к политическим  последствиям: потерей государственного контроля над пассажирским транспортом Москвы. Город становится заложником победителей тендеров на госзаказ.  Это не только потеря денег. Это чревато транспортным коллапсом. Кроме того, пассажирский транспорт является стратегически важным гособъектом. И у метро, и у ГУП «Мосгортранс» есть и мобилизационные обязанности. Например при перевозки раненых в случае ЧП.

Опыт есть

Как можно сделать из успешного предприятия убыточное, г-н Ликсутов уже доказал. У Михайлова есть готовые лекала. Именно Ликсутов за год развалил конкурентоспособное и действительно хорошо организованное  предприятие
«Мосавтохолод». В  его создание  в период 2001- 2009 годов было вложено Москвой около 1 млрд. рублей буквально. И вот за год предприятие - банкрот. На момент прихода команды Ликсутова  «Мосавтохолод»  обслуживал более 1000 социальных учреждений - школы, детские-сады, интернаты, больницы. В автопарке насчитывалось более 400 машин. Причем  большая часть автомобилей работает на газе, и вовсе - электромобили.  По экологическим нормам, эти грузовики соответствовали стандарту «Евро-5»! Единая диспетчерская служба. Прекрасные станции технического обслуживания. Высокие зарплаты сотрудников. В 2011 году заплачено налогов на 346 млн. рублей. Прошло всего 2 года эффективного управления новыми чиновниками, итог: успешное предприятие ГУП «Мосавтохолод», развалено почти до основания.  С приходом нового эффективного менеджера  - некоего господина Буславского - в ГУП «Мосавтотранс» началась совсем другая история…Бывший рыбинспектор с уголовными наклонностями, совершенно не таясь, обложил незаконными поборами подчиненных, а несогласных попросту уволил. Масштабы поборов и взяточничества росли с каждым днем. Предприятие начало медленно разваливаться. Вся прибыль, да и просто необходимые для работы деньги экспроприировалась известно куда - Буславский брал себе и закидывал долю выше.
«Мосавтохолод» начал умирать. Дошло дело чуть-ли не до забастовок, и наконец обеспокоенные за судьбу родного предприятия сотрудники доложили куда надо. И там «где надо» отреагировали правильно! Буславский был изобличен в вымогательстве и арестован при получении взятки. Был скандал, который в т.ч. наверное и привел к рокировкам в Правительстве Москвы - Лямов, тогдашний глава Дептранса,  и Ликсутов, тогдашний советник,  поменялись местами. Ликсутов стал начальником Дептранса и заместителем Мэра, а Лямов стал советником  Сотрудники «Мосавтохолода»обратились к Ликсутову со своими нуждами. Ликсутов всех вежливо принял и предложил все очень правильно - надо мол, вашему коллективу разработать план спасения предприятия, дайте кандидатуры тех людей, кому вы доверяете в профессиональном и человеческом плане.
А тем временем, судьба «Мосавтохолода» была уже предрешена. Предприятию предложили план спасения. За 14 млн. рублей.  В качестве спасителей  выступила… консалтинговая фирма Strategy Partners. Деньги были заплачены из средств и без того стоящего на грани банкротства предприятия.  Итог работы Ликсутова по «спасению» - уменьшение клиентской базы «Мосавтохолода» на порядок. Увольняются все - от водителей, до бухгалтеров. Вновь набираемые в транспортную  компанию люди - все сплош секретари, пресс-секретари, юристы, спецы по безопасности , помощники по PR.         Было 80% водителей и 20% управленцев и обслуживающего персонала.  Все стало ровно наоборот - в транспортной компании осталось 20% водителей  в окружении нахлебников. Если  зарплата  водителя например 20 тысяч рублей, то секретарша получает 60-80 тысяч.  За год растрачено  200 миллионов бюджетных рублей, на которые должны были закупить новые машины. В обосновании о ликвидации предприятия Ликсутов написал, что  что для столь небольшого числа социальных объектов отдельное предприятие не нужно.  Вместо нормального предприятия  Москву наводнили  убитые Газели со старыми холодильниками в кузовах. Это они теперь обслуживают школы и больницы. С приходом Михайлова, за судьбу «Мосгортанса» становится очень страшно. А может быть все уже решено?

НОВЫЕ СОБСТВЕННИКИ И НОВЫЙ РЫНОК

Москву., видимо, ждет появление различного рода локальных коммерческих монополий - ведь понятно, что проигрыш даже одного конкурса на перевозку - вычеркивает проигравшего из битвы навсегда.  Несколько месяцев  простоя серьезного автопарка означает гарантированное банкротство.  Выиграют только те транспортные компании, которые близки лицам, принимающим решения в Правительстве Москвы. Еще одним последствием реформы может стать появление малобюджетных перевозчиков. Такие уже есть - маршрутные такси  с гастарбайтерами за рулем на убитых в хлам автомобилях.
В политическом плане возможная реформа «Мосгортранса» будет  означать выдавливание  из процесса реального управления городом представителей законной власти. И незаконное наделение  коммерческих компаний реальными рычагами управления городом.
Совершенно очевидно, что огромные средства, выделенные на развитие транспорта и дорог в Москве, стали источником обогащение определенной группы лиц, которую олицетворяют Ликсутов и Михайлов.
Однако начавшийся процесс еще можно остановить. Просто по формальному признаку. В документах, которые прилагает ФИЦ «Аналитика и Безопасность», есть немало пищи для размышлений и оснований для проверки правоохранительными органами. Ведь если, следуя духу и букве закона,  чиновников-бизнесменов отстранить от занимаемых должностей, то возможно, транспортная система столицы перестанет быть просто кормушкой.

























Михайлов Евгений, Ликсутов, мэрия Москвы, Правительство Москвы, Собянин, Мосгортранс

Previous post Next post
Up