Чем занят АСМАП?

Oct 01, 2012 15:34



В последнее время в нашу организацию стали часто обращаться транспортные компании, которые просят выяснить, что происходит с ассоциацией автоперевозчиков. Мы получили большое количество жалоб, что политика, которую проводит АСМАП в настоящее время, полностью противоречит целям и задачам, которые изначально были поставлены перед ассоциацией. В связи с этим, нами было принято решение провести собственное расследование деятельности АСМАП.
Но еще до того, как организация взялась за это дело, было ясно, что положение в сфере грузоперевозок сейчас непростое: многие непродуманные решения руководства ассоциации отражаются негативно не только на развитии всей отрасли, но и бьют по бюджету страны.
При этом, легитимность выдвижения на пост президента АСМАП в 2009 г. Москвичева тоже вызывает некоторые сомнения. 
Подробнее о проведенном нами расследовании - под катом.


Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) существует с 1974 года. 

Юрий Сухин
В течение 19-ти лет, с 1990 по 2009 год, АСМАП возглавлял Юрий Сухин. На смену Сухину в 2009 г. пришел бывший замминистр транспорта РФ Евгений Москвичев, которому в ассоциации за короткое время удалось сделать стремительную карьеру. Но репутация у нового главы АСМАП оказалась сомнительной, а его деятельность породила волну недовольства среди членов ассоциации.

Евгений Москвичев был принят в состав Правления АСМАП по итогам съезда в 2008 году. Также в ходе этого мероприятия были внесены некоторые изменения в устав ассоциации. При этом, сами члены организации отмечают, что были приглашены не на съезд, а на ежегодное собрание, на котором не принимались подобные серьёзные решения. Так, по словам гендиректора «Росагропромавто», Василия Петрова, о том, что собрание было переквалифицировано в съезд многие узнали уже на месте. Впоследствии некоторые члены АСМАП были вынуждены обратиться с заявлением в правоохранительные органы, при этом большинству удалось доказать, что они принимали участие именно в ежегодном собрании.

Бывшее руководство ассоциации в лице Юрия Сухина изначально продемонстрировало поддержку Евгения Москвичева: в ходе спорного собрания были также ликвидированы некоторые должности, в основном среди тех, кто выражал открытое несогласие с политикой, проводимой на тот момент руководством АСМАП. Сделано это было, по всей вероятности, для дальнейших беспрепятственных маневров по назначению новых руководителей. При этом, некоторые члены ассоциации в открытых источниках выражали мнение, что Сухин мог поддержать кандидатуру Москвичева находясь под давлением, так как последнему в скором времени, по слухам, грозило увольнение из Министерства транспорта.

Однако около трети членов ассоциации, в основном крупные автоперевозчики, придерживались мнения, что Москвичев не способен эффективно и грамотно решить существующие проблемы и выступали против его кандидатуры.

Евгений Москвичев
Но в 2009 году Евгений Москвичев все же сменил Юрия Сухина на посту Президента АСМАП. Сами члены ассоциации придерживались мнения, что набрать голоса Москвичеву удалось исключительно благодаря давлению тогдашнего руководства АСМАП на ее членов: зависимые от ассоциации мелкие перевозчики, которым она выдавала лицензии, отдавали свои голоса за кандидатуру замминистра, как того требовало руководство, заявляли руководители транспортных компаний.

При этом, другие кандидатуры на должность Президента даже не были рассмотрены: несмотря на наличие профессиональных кадров, многие из них попадали под определение оппозиции относительно тогдашнего руководства АСМАП, так как не были согласны с политикой, которую проводила ассоциация. Таким образом, по решению руководства, и благодаря региональной поддержке, Москвичев оказался единственным выдвиженцем на должность Президента АСМАП.

Смена руководства вызвала волну критики со стороны членов АСМАП. Многие высказались достаточно жестко относительно нового главы.

Так, глава ЗАО «ГСК УМИАТ» организации-члена АСМАП, Алексей Патрухин заявил, что с приходом Москвичева ассоциация перестала заниматься проблемами рынка, сконцентрировавшись исключительно на раздаче разрешений на перевозки за деньги.

Генеральный директор ЗАО «Трансэк» Сергей Ковальчук поддержал коллегу, заявив, что Москвичев мог защищать интересы перевозчиков еще будучи в должности заместителя министра, но не делал этого. «С трудом верится, что он сможет что-то изменить на посту президента ассоциации», - заявил СМИ Ковальчук.

Некоторые члены АСМАП попытались обжаловать итоги голосования и законность выдвижения Москвичева в суде, ими были направлены обращения в различные инстанции, однако положительных результатов это не принесло.

По закону о госслужбе, назначенный на должность президента АСМАП Москвичев не мог более занимать пост в Минтрансе РФ. В 2009 году Евгений Москвичев покинул пост замминистра в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Но сами члены ассоциации отмечают, что его назначение на пост главы АСМАП все равно противоречило законодательству: так, согласно части первой пункта 3 статьи 17 Закона № 79-ФЗ  чиновник не мог в течение 2-х лет занимать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, управление которыми ранее входило в его полномочия. Однако еще в 2008 году, в ходе проведения открытого конкурса по выбору уполномоченной организации для выполнения организационно-технической работы, связанной с выдачей иностранных и многосторонних разрешений российским перевозчикам (конкурс на право выдачи разрешений на международные перевозки), Евгений Москвичев являлся председателем конкурсной комиссии.

В конкурсе принимали участие Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) и Некоммерческая организация Российский автотранспортный союз (РАС). На тот момент Москвичев уже имел тесные взаимоотношения с АСМАП, но, тем не менее, возглавил конкурсную комиссию, что фактически подтверждало его влияние на эту организацию.

Генеральная прокуратура РФ подтвердила незаконность этого факта, усмотрев в действиях Москвичева «личную заинтересованность, повлекшую конфликт интересов». В отношении Москвичева было возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 35, п. «б» ч. 2 ст. 17 (незаконное предпринимательство, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с извлечением дохода в особо крупном размере) и ч. 1 ст. 286 (превышение должностных полномочий) УК РФ. Однако в 2009 году оно было прекращено с формулировкой «в связи с отсутствием состава преступления». Уголовное дело против Москвичева было возбуждено и прекращено в ГСУ МВД, ведомстве Ивана Глухова, которое до его отставки славилось постоянными коррупционными скандалами. Сам Евгений Москвичев на тот момент занимал должность в Минтрансе под руководством Игоря Левитина, влияние которого, вероятно, также могло поспособствовать окончанию уголовного преследования Москвичева.

Несмотря на это, среди членов «АСМАП», которые в 2009 году выступали против назначения Москвичева, имеется и другое мнение: некоторыми из них была высказана позиция, что уголовное дело было прекращено незаконно. Однако Генпрокуратура эти выводы опровергла.


Правомерность текущей деятельности Евгения Москвичева на посту главы АСМАП также вызывает некоторые сомнения. С 2011 года Москвичев совмещает должность Президента ассоциации с постом председателя Комитета по транспорту в Госдуме. При этом, имеется информация, что в настоящее время Москвичев использует это положение дел в своих интересах.

По итогам проведенного сотрудниками ФИЦ независимого расследования, выяснилось, что в настоящее время в сфере международных автоперевозок сложилось затруднительное положение: политика, проводимая АСМАП, не только препятствует развитию сферы грузоперевозок, но и негативно отражается на бюджете страны. Также можно сделать вывод, что в настоящий момент действия ассоциации отражаются на выдаче иностранных и многосторонних разрешений российским перевозчикам: происходит, фактически, монополизация процесса.

Так, исходя из политики, которую проводит АСМАП, ассоциация обязана обеспечивать своим членам преимущества при прохождении таможни, что призвано существенно сэкономить время транспортировки груза. Но на практике ситуация иная.

Согласно международным договоренностям, к которым присоединилась Российская Федерация, АСМАП поручается за всех автоперевозчиков, входящих в ее ряды.

Такие автомобили имеют специальный знак TIR (франц. - Transports Internationaux Routiers или «международные дорожные перевозки»), а сотрудники таможенных органов их практически не проверяют.

При этом, перемещение автомобилей тщательно отслеживается. Если автомобиль въехал на территорию Российской Федерации, но так и не доставил товар до места назначения или не вывез его в другое государство (когда речь идет о транзитном грузе), то такой перевозчик попадает под подозрение в контрабандном перемещении грузов.

По этому факту ФТС России должна возбудить дело об административном нарушении, а после того, как оно пройдет через суд, АСМАП обязан заплатить за каждую подозрительную машину штраф в размере до 50 тыс. долларов США.

При этом установлено, что автомобилей со знаком TIR, которые просто исчезали на территории Российской Федерации, большое количество. Однако со стороны Центральной акцизной таможни ФТС России претензий к АСМАПу не было.

От подобных противоправных действий бюджет Российской Федерации ежегодно теряет до 3 млн долларов США.

Помимо этого за время деятельности Москвичева на посту главы АСМАП выросли цены на автомобильные грузовые перевозки. Причина роста цен - дефицит «дозволов», документов, разрешающих проезд иностранным перевозчикам по территории Российском Федерации и  российским перевозчикам по территории иностранных государств. Потребность в «дозволах» формирует АСМАП совместно с Министерством Транспорта, на основании заявок, поданных компаниями-грузоперевозчиками, но, по всей видимости, ассоциация с этими взятыми на себя обязанностями не справляется. Представители транспортных компаний отмечают, что при принятии решений о выдаче документов, ассоциация, как правило, не смотрит на реальное количество необходимых компании «дозволов», выдавая вдвое меньше. Это не только вынуждает грузоперевозчиков поднимать цены на транспортировку груза, что в свою очередь провоцирует рост цен на товары, ввозимые из-за границы, но и препятствует развитию транспортных компаний и сегмента автомобильных перевозок в целом.

Таким образом, фактически, ассоциацией проводится политика по вытеснению с рынка небольших предприятий, занимающихся грузоперевозками. Помимо этого, подобное положение дел косвенно может поспособствовать созданию условий для беспрепятственного доступа контрабандных товаров на территорию Российской Федерации.

На основании этой информации, можно сделать вывод, что организация не справляется с возложенными на себя обязательствами: АСМАП фактически прекратила выполнение возложенных на нее функций по защите прав и интересов автоперевозчиков, продолжая при этом собирать членские взносы.

Единственное, в чем "друг автомобилистов" Москвичев проявил твердость характера - в своем выступлении в Госдуме. В марте этого года он выступил с инициативой о поднятии цены на топливо вдвое, чтобы увеличить отчисления в различные дорожные фонды.

ФИЦ «Аналитика и Безопасность» было принято решение направить всю полученную в ходе расследования информацию в правоохранительные органы для того, чтобы разобраться в ситуации в рамках действующего законодательства.

Левитин, министерство транспорта, ФТС, грузоперевозки, Сухин, минтранс, таможня, коррупция, автоперевозки, Москвичев, АСМАП

Previous post Next post
Up