Как принимать решения

Jun 10, 2012 15:38

Читаю отличную книжку - Tempo: timing, tactics and strategy. Это довольно специфическая теория принятия решений на основе в меньшей степени логики, а в большей степени - чувствования темпа и ритма ситуации.

Зацепила мысль про схему развития любой ситуации, которую, как автор говорит, ввёл Gustav Freytag в книге Freytag's Technique of the Drama и переосмыслил Joseph Campbell в The hero with a thousand faces.



Схема работает, когда есть ситуация, которую нужно отрулить. Сразу после осознания ситуации, начинается исследовательская фаза (exploration): тяжёлая, в которой появляется много разрозненных кусков информации, которые не упорядочиваются и поэтому нервируют.
Затем наступает переломный момент, автор называет его "cheap trick" или "aha-moment": первое озарение, позволяющее немного упорядочить информацию, добытую в ходе исследовательской фазы. Это озарение позволяет выиграть время, но не является окончательным и, тем более, правильным решением ситуации.
    Приводится пример с человеком, который собирает большую мозаику. Сначала он добывает и сортирует кусочки мозаики и раскладывает их по цветовому признаку: синие в одну кучку, зелёные в другую. Потом находит кусок, на котором нарисован рыбий глаз. В этот момент и случается озарение, "ага-момент": становится понятно, что зелёное - это рыба, а синее - это вода. Это знание само по себе не является ответом (мозаика пока не собрана), но позволяет упорядочить энтропию и выиграть время.
Затем проходит осмысление информации, добытой в момент озарения (sense-making), а затем наступает самый длительный и нудный период - valley. Valley - это такая часть, где ничего не происходит. В фильмах про хилых мальчиков, которые начинают тренироваться и в конце концов побеждают в спортивных соревнованиях, эта часть проходит под вдохновляющую музыку и нарезку последовательности кадров.

Следующий важный майлстоун - separation event - точка, где вся история предстаёт перед публикой (будь то соревнования, релиз или просто момент, когда на кассе расплачиваешься за покупки), а heavy lift - это стадия подготовки к этому самому важному майлстоуну.

С ретроспективой понятно: переосмысление того, что произошло, грусть по утраченному и/или радость победы.

Кстати, похожую схему описывала несколько лет назад prometa со ссылкой на Курта Воннегута.

Из этой схемы сложилась пара важных для меня штук.
    1. Когда реальность подкидывает какую-то новую штуку, в которую можно ввязаться, нужно посмотреть, в каких стадиях находятся все текущие истории. Судя по всему, ввязываться в новое лучше всего тогда, когда остальные истории в фазе Liminal passage. Опаснее всего ввязываться в новое тогда, когда текущая большая история в стадии Valley, потому что за ней неизбежно последуют более тяжёлые её стадии, которые заберут всё внимание.
    2. "Ранняя оптимизация - корень всех зол", (с) Кнут
    Говоря эту фразу, Дональд Кнут имел в виду следующее: исследование в начальной фазе занимает много сил и энергии. Если пытаться завершить его раньше времени, то можно воспользоваться плохим решением (cheap trick), который выиграет слишком мало времени, и изящества которого не хватит, чтобы отрулить всю историю.

    Иллюстрация к этому второму следствию - стратегия боксёра Мохаммеда Али "Порхай как бабочка, жаль как пчела", что означает "действуй с более высоким темпом, чем противник".
    Тем самым он разрушает цикл принятия решения противника: оппонент принудительно вводится в высокострессовую исследовательскую фазу и вынужден коммититься на ранний и неправильный cheap trick из чистого отчаяния.

    То есть, если реальность за пределами боксёрского ринга вынуждает оперировать в более высоком темпе, чем было бы комфортно, вынуждая совершать непродуманные действия, нужно посмотреть, кому это выгодно, кто оппонент, почему это так. И сознательно постараться замедлить темп ситуации.

    Второй, уже положительный, пример - это официантки в хороших ресторанах, которые всегда начеку и решают запросы посетителей быстрее, чем сами посетители их могут осознать - схема того, как работает отличный клиентский сервис.
Previous post Next post
Up