ms_zosya пишет
и Ms Зосю я очень люблю и уважаю
Семь мифов о нетолерантности, или каждое ли мнение достойно уважения?Я давно уже хочу об этом поговорить, и вот подвернулся очередной материальчик. Любимейшее торонто-ру, неиссякаемый источник вдохновения, разразилось очередной дискуссией на тему, стоит ли детям давать читать книжки про семьи, где две мамы. Мнения, как водится, разделились, начались локальные бои - кто же правее? Любое ли мнение нужно уважать?
Ниже я приведу семь самых распространенных, в моей практике, попыток оправдать нетолерантность (а другими словами, гомофобию, расизм, мизогинию разной степени тяжести), и что хочется всем этим людям ответить.
1. А вот вы геев (черных, иммигрантов) защищаете, их бесценное мировоззрение значит не трожь, а вот у меня мировоззрение строится на том, что я их всех терпеть ненавижу, имею право!
Не имеете. Право на личное мнение заканчивается там, где начинается нарушение закона. Канадская хартия по правам и свободам человека четко очерчивает границы личного мнения: дискриминация любого порядка у нас в стране запрещена и противозаконна. Эту формулировку в юриспруденции используют в том числе и для защиты прав ЛГБТ.
2. И вы мое мнение обязаны уважать, раз вы такой толерантный.
Нет, не обязаны. Есть мнения правильные и неправильные. Ошибочно считать, что любое дремучее мнение достойно уважения только потому, что оно пришло кому-то в голову. В конце концов, пить керосин от рака тоже пришло кому-то в голову, побежим пить? Выслушаем вежливо и покиваем? Или скажем, да вы с ума сошли, идите в больницу получать квалифицированную помощь? Ну или возьмем более страшный пример, Гитлер и Геббельс тоже имели право на свое мнение, так будем считать?
3. Ну просто у людей разные вкусы, что в этом плохого?
В случае, когда мы выбираем, что приготовить на ужин, мой муж может сказать, я ненавижу рыбу, а я могу сказать, а я ненавижу сосиски, и мы вполне поужинаем пиццей, и будем довольны. А вот если начальник на работе скажет, я ненавижу черных, а другой скажет - а я ненавижу женщин, и принимать на работу они будут только белых мужчин, то это - понятно, да?
4. Я же никакого вреда им не приношу своим мнением, я просто высказал(а) свою точку зрения.
Опасно считать, что у нетолерантности есть некая серая область, быть в которой вроде как и нестрашно. Если, мол, я призываю бить геев камнями, то я гомофоб, а если я просто сказал, что геи - ужасные люди, то это просто я так думаю. На самом же деле любое нетолерантное поведение - это все равно поведение разрушительное. Любое слово ненависти долетит до чьих-то ушей, и принесет человеку там неминуемый вред. Вам было бы приятно прочитать, что все русские - воры и жулики? Вот и гею будет неприятно прочитать, что все геи - отбросы общества.
5. Я не расист (антисемит, гомофоб), у меня друг черный (еврей, гей).
Вот вы, наверное, смеетесь, а люди все еще так говорят. Честно-честно. Не стоит и упоминать, что это того же поля ягода, что "человек-то он неплохой, хоть и гей". Частное мнение о конкретном человеке не является гарантией того, что говорящий не несет диаметрально противоположного мнения обо всей группе людей. Даже не побоюсь предположить, что эта фраза является громким сигналом, что так оно и есть.
6. Неважно, кто ты, женщина, гей, или черный, не надо выпячивать свою особенность, надо быть как все.
Для меня имеет значение, что я женщина. Мои мнения, жизненные установки, ценности пропитаны тем, что я женщина. Это - одна из основных составляющих моей личности. Меня не могут попросить оставить свою женскость за дверью, войти и быть как все. Это будет грубым и разрушительным посягательством на мою личность. То же у геев и представителей расовых меньшинств - они не будут как все, потому что для этого им пришлось бы отринуть то, кем они являются.
7. Уже везде они пролезли с правами своими, надоели уже, ну сидели бы себе тихо, и оно бы само со временем устаканилось.
Борьба за равные права еще только набирает свои обороты. Женщины все еще зарабатывают меньше за аналогичный с мужчинами труд, геи всё еще не имеют права жениться в большинстве стран мира. История показывает, что прав добиваются борьбой, а не сидением тихо. Поэтому тем, у кого права есть, будет казаться, что те, у кого их меньше, везде лезут и уже деваться от них некуда. На самом же деле это только маленькие шажки вперед, и их будет еще очень много до того светлого момента, когда все мы сможем просто тихо посидеть.