"Рожденные равными" (Born Equal, 2006) - английский телефильм 2006 года на социальную тематику режиссера Доминика Сэваджа, несколько сюжетных переплетающихся линий, в главных ролях Роберт Карлайл и Колин Ферт. Фильм снимался методом импровизаций: у актеров на площадке не было текста, только задачи, подбор речи очень живой, что создает эффект документальности. Камера тоже частично ручная.
Истории Марка (Колин Ферт) и Роберта (Роберт Карлайл) развиваются параллельно и зеркалят друг друга. Не случайно они проходят одним переходом метро в середине фильма.
Марк - успешный экономист, у него большой дом, беременная жена, но он чувствует бессмысленность всего и пустоту внутри, которую пытается как-то заполнить, изменить свою жизнь, и выбирает сферу, в которой совершенно не разбирается - помощь бездомным, полагая, что благотворительность и волонтерство тут же принесут в его жизнь смысл.
Роберт - освободившийся заключенный, сидел за убийство, но этот факт скрывает, живет в общежитии для бездомных, пытается адаптироваться, влюбляется в беременную соседку по площадке - Мишель, ищет свою мать, бросившую его много лет назад. Страдает от неприятия себя миром и при этом завидует обеспеченным людям. Он тоже хочет изменить свою жизнь, забыть прошлое, жить чем-то новым.
Для меня этот фильм неожиданно оказался не драмой о социальном неравенстве, а размышлением о ресурсах, откуда берутся, куда деваются, как используются. Понятно, что главный ресурс, о котором здесь идет речь - это деньги, у одних их избыток, у других - недостаток. Ресурс вполне перемещаемый и не всегда главный, хотя очень важный.
Роберт считает, что у него в жизни недостаток именно этого ресурса, что будь он обеспечен, на него бы смотрели с уважением, у него была бы семья и вообще не было никаких проблем. Однако, у него давно в мозгах произошла подмена, которая мешает ему использовать куда более важный внутренний ресурс, благодаря которому он мог бы быть счастливым. "Когда отец умер, я чуть не свихнулся" - рассказывал он Мишель, возможно, это был поворотный пункт в его жизни. Но ведь он смог без денег добыть букет для Мишель, смог устроить чудесный выходной, и он понравился ей и ее дочери именно таким - безденежным, но добрым и веселым. Известие о смерти матери его подкосило, и он ухнул обратно в яму неверия в себя и черной зависти к материальному достатку. Возможно, он смог бы выбраться оттуда, но случайно его чуть не сбил на машине Марк, это стало спуском для того, чтобы Роберт выместил свою злость на несправедливое устройство мира на Марке.
У Марка тоже нет опоры на внутренний ресурс, он из тех, кто не понимает и не ценит того, что имеет. Именно поэтому он кидается творить добрые дела и влипает по полной (их еще надо уметь творить и вообще понимать, что делаешь). Бездомным нужны не только деньги, у них недостаток и других, душевных ресурсов, человеческого тепла и участия, на месте них у многих - сквозные дыры. Зоуи воспринимает его доброту как нечто выдающееся, он для нее принц и спаситель, к ней так никто не относился, поэтому она прикипает к нему мертвой хваткой, считая, что влюбилась. И тут Марк понимает, во что он вляпался, какая это ответственность и тяжелая ноша, а главное, как он хочет в свой родной покой и уют, как ему на самом деле дорога его жена и будущая спокойная жизнь, без нищеты и вечной нехватки всего. Он прекращает спасать Зоуи и возвращается.
Есть еще одна история - бывшего нигерийского журналиста и его семьи, которой нужно 5000 фунтов, чтобы привезти в Лондон отца. Они живут в том же приюте, в котором остановились Роберт и Мишель с дочкой. У нигерийца мало денег, но есть бог, он ищет утешения и поддержки в своей вере. Когда появляется возможность нарушить закон и доверие работодателя (его жена попросту берет деньги из комода богатого дома, где служит), в выборе между спасением жизни отца и потерей репутации, а значит, в какой-то мере, будущей честной, хоть и скромной, жизни, журналист выбирает репутацию. Украсть - нарушить заповедь, преступить божеский закон. Репутация в результате все равно разрушена, отец убит, а журналист молится в церкви и кричит: "Я тебя ненавижу". Тем не менее, он находит свой ресурс: возвращается к жене и дочери и говорит им "Я благодарил бога за то, что у меня есть вы". Это другой путь, не такой фатальный, как у Марка или Роберта, ведь семья остается вместе.
В финале рождаются два ребенка - у Мишель, сбежавшей от агрессора-мужа, и у Лауры, жены Марка. Они равны теперь - у обоих нет отцов. Однако ребенок Мишель - у нее на руках, а ребенок Лауры - одинокий в своей кроватке, а мать сидит к нему спиной, оборачивается, но не подходит. Источник жизни Мишель - внутренний, благодаря ему она сбежала от мужа, благодаря ему доверилась Роберту и благодаря ему будет выживать дальше. Про Лауру ничего неизвестно, но похоже, что ее источник жизни был таким же внешним, как у Марка, и теперь его нет, и ей все равно, сколько у нее денег.
Если бы не образ Мишель, я бы остановилась на мнении о мире Роберта, моей первой реакции: "У меня ничего нет. И никогда не было. Ни дома, ни семьи. Для всех я сомнительный тип, всегда и везде. Ты не можешь мне помочь, не нужна ты мне тут, ничего мне не нужно". Это проще всегда - привычно положить на себя, привычно разозлиться и перестать дорожить своей и чужой жизнью, остаться в этом коконе ненависти и несправедливости мира. Или спрятаться в раковину семейного счастья и обеспеченности, как Марк, сказав себе: "Я не справился с этой идеей добра всем, это не для меня". Это тоже просто. Жить в непересекающихся закрытых мирах, это тоже выбор.
Немного кадров из фильма:
Мишель с дочкой в прачечной в начале фильма.
Бывший журналист, а теперь чернорабочий, рассказывает, что его отцу грозит смерть в Нигерии.
Роберт приносит цветы для Мишель.
Исповедь Зоуи
Прогулка. Для Марка - акт спасения бедной девочки, для Зоуи - романтический вечер с принцем.
Роберт и Мишель, счастливый день на море
Возвращение в приют. Мишель счастлива, Роберт завидует живущим в этом квартале.
Счастливая Мишель. Такая славная...
Итши крадет у своих хозяев.
Йеми настаивает на возвращении денег.
Грустный, но все-таки не фатальный финал.
Счастливые моменты Марка.
Кульминация. Лицо Роберта в расфокусе, как и состояние помутнения сознания в этот момент
Раздачи фильма.
Нет, условия изначально не равны, но все люди одинаково слабые, уязвимые и одинокие.
Я не знаю, как находить силы в себе, особенно в трудных условиях, как не поддаться соблазну сдаться. Как, сдавшись однажды (дважды, трижды, многократно), найти в себе силы подняться снова, не уничтожив себя, и попытаться опять - не быть "хорошим", а продолжать жить и оставаться счастливым. Фильм на этот вопрос не дает ответа, но я вынесла из него другое: нельзя по щелчку пальцев взять и изменить жизнь, но это не значит, что не стоит пытаться.