Дочитала "Есть, молиться, любить".
Фильм не смотрела, просто однажды у
hloflo увидела
ролик выступления Элизабет Гилберт о творчестве, который заставил меня разрыдаться от непонятного мне комплекса эмоций, близких к проживанию катарсиса, поэтому наметила себе прочитать эту книгу. И очень хорошо, что она попала мне в руки сейчас, когда я имею за плечами опыт погружения в депрессию, выхода из нее и опыт самых разных поисков себя в этом мире. Очень вовремя.
Вдохновенно творить красоту и наслаждаться ею - дело серьезное, и не всегда это способ сбежать от действительности, наоборот: порой это - средство остаться в реальном мире, когда все остальное рассыпается на сплошную риторику и сюжетные интриги. Не так давно сицилийские власти арестовали объединившихся в братство католических монахов, глубоко погрязших в заговоре с мафией. Так кому же теперь доверять? Во что верить? Мир недобр и несправедлив. Достаточно высказаться против этой несправедливости - и, по крайней мере на Сицилии, закончишь жизнь в фундаменте безобразной новостройки. Как сохранить чувство собственного человеческого достоинства, обитая в такой среде? Может статься, что и никак. А может, единственный выход - гордиться тем, что всегда безукоризненно отделяешь рыбное филе от костей и делаешь самую воздушную рикотту в городе?
Стоит только принять важнейшее грандиознейшее решение по поводу того, что ты должна делать и кем стать, как возникают обстоятельства, благодаря которым сразу понимаешь, насколько плохо разбираешься в себе.
Всем нам почему-то кажется, что, чтобы стать просветленными, необходимо внести массивные, драматические изменения в свою личность, отречься от собственной индивидуальности. Это классический пример того, что на Востоке называют ложным мнением. Свамиджи говорил, что недовольные собой каждый день находят что-то новое, что им хотелось бы изменить, однако обычно это приводит не к умиротворению, а к депрессии. Всю жизнь он учил, что аскетизм и самоотречение - ложные цели, к которым не следует стремиться. Чтобы познать Бога, нужно отречься лишь от одного - ощущения собственной разделенности с Богом. Или оставаться тем, кто ты есть, не выходя за рамки своей природы.
Вот тебе хорошая идея: когда встретишь человека другой религии и он захочет поспорить о Боге, выслушай все, что он говорит о Боге. Никогда не вступай с ним в спор о Боге. Лучше всего ответить: «Я согласна с тобой». А потом иди домой и молись кому хочешь. Вот мой совет людям, как не спорить из-за религии.
Поиск счастья - это не только забота о себе и действие для собственной пользы, но и щедрый дар всему миру. Избавившись от страданий, вы больше не стоите у мира на пути, прекращаете быть препятствием - не только для себя самого, но и для остальных. Лишь тогда вы становитесь по-настоящему свободными и готовыми служить людям и наслаждаться общением с ними.
Книга не для всякого читателя и не во всякое время, художественности там мало, интеллектуальной глубины тоже, какого-то красивого языка в ней тоже нет. Книга-эмоция, книга-размышление о себе, причем не в философском смысле "о времени и о себе", а в прямом, то есть о Лиз Гилберт в конкретных обстоятельствах глубокого жизненного кризиса. Но я прощаю ей все нехудожественное и неглубокое, потому что этот опыт и эмоции мне близки как никакие другие, и я чувствую, что мне легче дышать, и ноги нащупывают мою личную дорогу, а не восемь тысяч двести верст пустоты вниз. Это не рекомендация, подобные книги падают в руки сами тогда, когда нужно, иначе они просто воспринимаются бессмысленным набором букв.
Click to view