Интересная история

Jan 15, 2011 21:32

По этому поводу, мне вспомнилась одна давняя история…

У наших хороших друзей, рос очень смышлёный и любознательный сынишка, к тому же, очень жадный до всяческих новых знаний.

Учитывая эти его стремления и увлечения, как-то, я подарила ему книгу «Всё обо всём».
Он был в полном восторге и проглотил её залпом.

Но вот потом, начали происходить весьма интересные вещи.

Мальчик пришёл к выводу, что прочитав эту книгу, он уже постиг абсолютно все премудрости и абсолютно всё знает, и начал тестировать по этой книге всех остальных.
Он подходил к кому-нибудь из взрослых, открывал наугад страницу, и задавал вопросы по этой книге.
Отныне, мнение о человеке у него складывалось лишь на основании его знания или незнания того, что написано в этой книге.
Все постоянно только и слышали: «Вы же абсолютно ничего не знаете!»
или «Ну вот! Хоть что-то вы, всё-таки, знаете!»
Только лишь обладая этой книгой (к тому же сам, толком ещё не усвоив её содержания), ребёнок на полном серьёзе решил, что он умнее всех, кто её не читал.
И начал разговаривать со всеми снисходительно-поучительным тоном.
И иногда, у него уже даже, начинали проскальзывать нотки высокомерия.

Ситуация складывалась критическая.
Измученные его родители сказали мне: «Ты заварила эту кашу! Теперь помоги нам её «расхлебать»!
Ты единственная осталась, кто не лишился его уважения, т.к. ты подарила ему эту книгу, и он уверен, что ты всё в ней знаешь. Только тебя он захочет, и будет слушать.»

Ну чтож, нужно уметь отвечать за свои поступки.
Раз я невольно спровоцировала эту ситуацию, кому же ещё её исправлять, как не мне.
Пришлось мне поговорить с ним, и попытаться всё это как-то «разрулить».

Когда я ему, первым делом объявила, что не читала эту книгу, и вполне могу не знать многого из того, что в ней написано, это повергло его в шоковый ступор. В его глазах, сначала отразилось недоумение, а затем начало появляться и жалосливо-снисходительно-пренебрежительное выражение.
Мой авторитет явно упал в его глазах. Но я продолжала.
Вторым делом, я ему сказала, что я вполне могу не знать многое из того, что есть в этой книге, но я знаю многое другое, чего в ней нет.
На что ребёнок, ещё более недоумённо расширил глаза, и сказал мне одну чудесную фразу, которая мне сразу всё объяснила (и которая, кстати, часто объясняет ход мыслей, и поступки многих взрослых людей тоже).
Он сказал мне: «Это же научная книга! И здесь абсолютно точно сказано, что она знает ВСЁ и обо ВСЁМ!
Как же ты можешь знать что-то, чего нет в этой книге?»

Вот что бывает, когда знания попадают, в ещё неокрепшие и неподготовленные, умы! :)

Пришлось терпеливо объяснять ребёнку, что нет никого на свете, кто знает всё и обо всём.
И что эта книга (как и многие другие) отражает лишь часть знаний об этом мире, и что знания в ней, предназначены, в основном, и в первую очередь, для таких пытливых детей как он.

В общем, разговор у нас с ним тогда, был очень долгим. В итоге, он всё понял.
Но тяжелее всего, ему было расстаться с иллюзией того, что он уже всё знает.
Он понял, что он (как и все люди) для того и живёт, чтобы всё время учиться, и что любой из окружающих, может знать многое, чего не знает он. Поэтому, нужно уметь внимательно слушать собеседника.
И что в его жизни будет ещё очень много других умных книг, в которых будут и другие, нужные ему, знания.

С тех пор прошло уже больше десяти лет.
Судьба разбросала нас по разным странам, и мы долго не виделись с ним и его родителями.

Не так давно мы, наконец-то, опять встретились.
Сейчас, это уже взрослый парень, очень умный, очень эрудированный, но одновременно открытый для восприятия новых знаний и умеющий внимательно и дружелюбно слушать других.
Он очень приятен в общении, всегда приветлив и доброжелателен.
И, что особенно приятно, при его уме и эрудиции, - без малейшей тени высокомерия, заносчивости или самомнения.
Он-то и напомнил мне о той, как мне казалось, уже давно забытой, истории.

Он сказал мне: «Я помню тот наш разговор, и очень благодарен вам за него. Он стал мне уроком на всю жизнь.
Вы научили меня никогда не делать самонадеянных, поспешных и однобоких выводов.
Всегда внимательно и без скептицизма, выслушивать мнение собеседника и искать в нём что-то полезное для себя.
А главное, уважать другого человека и его знания.
И я от этого только выиграл, так как ничто нужное мне и важное для моей жизни, не проходит мимо меня незамеченным.»

А мне подумалось тогда: «Какой славный и умный парень вырос! Вот бы некоторым взрослым поучиться у него уму-разуму!..»

ЛИЧНОЕ, ТЕМА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ, МЫСЛИ ВСЛУХ

Previous post Next post
Up