Место жительства - мамины руки

Feb 14, 2011 18:50

Каждая мама стремится дать своему малышу самое лучшее. Ей хочется, чтобы малыш рос крепким, здоровеньким, спокойным и уверенным в себе. Однако, зачастую на практике новоиспеченная мама попадает под давление бабушек, родственников, подруг которые стремятся передать ей свои взгляды на процесс воспитания и взращивания ребенка.

«Не носи на руках - а то потом не слезет!», «не клади спать рядом с собой - а то потом до школы не уйдет!», «корми строго по часам - а то избалуется!» - это лишь малая часть утверждений, которые мы часто встречаем. И здесь действительно важно разобраться и понять - а как же делать правильно?

В первые 9 месяцев ребенок чрезмерно нуждается в той обстановке, к которой привык за время беременности.

За все долгие месяцы беременности, малыш привыкает быть постоянно вместе с мамой, слышать биение ее сердца. Малыш привыкает к высокой температуре тела (не ниже 36 С), к постоянному мерному покачиванию, привыкает к ощущению своих границ, ограниченных стенками матки. Ему совершенно комфортно в подобных условиях, он чувствует себя в абсолютной безопасности и спокойствии.

После рождения, для малыша ничего не меняется. Он не ждет, что попадет в другие условия, к которым будет вынужден приспосабливаться и тратить свои пока и так не богатые ресурсы.

Исходя из опыта полученного в ходе внутриутробной жизни, малыш очень нуждается в тепле и без постоянного физического контакта с матерью просто замерзнет, поскольку пока еще он не может согревать себя сам. Его жизненных ресурсов хватает только на то, чтобы удерживать тепло полученное от мамы.

Материнские прикосновения, поглаживания, поцелуи всех частей тела малыша - контакт с мамой стимулирует не только кровообращение малыша, но и обеспечивает полноценное развитие эндокринной, иммунной и нервной систем, способствуют развитию головного мозга. Наиболее активную стимуляцию кожных покровов малыш получает во время ношения его на руках, совместном сне и, конечно же, кормлении грудью.

В первые 40 дней ребенку необходим максимальный физический контакт, т.е. мама в буквальном смысле слова не расстается с малышом ни на минуту: носит на ручках, спит вместе с ним, постоянно поглаживает и согревает его. Это так называемый «адаптационный период», когда малыш начинает перестраиваться от жизни в животе, к жизни в большом мире. Такое поведение мамы дает ребенку ощущение полной безопасности и спокойствия, малыш не подвергается воздействию стрессов, ему не требуется бороться за свою жизнь и выживать.

Правильное ношение на руках, помогает хорошему развитию опрно-двигательного аппарата, помогает правильному формированию всех отделов позвоночника и тазобедренного сустава.

Постепенно, по мере взросления, малыш сам просится полежать отдельно, чтобы потренировать навыки переворачивания и ползания. Однако физический контакт по прежнему сохраняется: мама вместе с малышом делают все дела по дому, вместе гуляют и отдыхают. Принимая участие в маминых заботах, внимательно наблюдая за ее действиями, ребенок получает огромное количество познавательной информации, которая обеспечивает его умственное развитие.

Грамотная организация времени помогает маме не уставать, поскольку все дела мама делает вместе с ребенком, а затем во время его сна - отдыхает сама.

Совместный сон с мамой, является такой же насущной необходимостью для ребенка, как и постоянное пребывание у нее на руках.
Известно, что более 50% сна новорожденного занимает поверхностный сон, во время которого малыш чутко отслеживает окружающую его обстановку. Если в этот момент он спит, уютно устроившись рядом с мамой, то во время такого сна мозг ребенка может заниматься саморазвитием, а не следить за своей безопасностью. Также следует помнить, что совместный сон является профилактикой «спонтанной детской смертности», Когда рядом находится мама она своим дыханием, биением сердца напоминает малышу о необходимости сделать вдох.

Удобство совместного сна можно продемонстрировать на примере: недавно к инструктору по уходу обратилась Наталья. Уставшая, измученная, раздраженная она никак не могла понять, почему материнство не приносит ей радость. Оказалось, что бабушка, жившая вместе с молодой семьей яростно настаивала, чтобы малыш спал в кроватке. Игореха уютно засыпавший под маминой грудью, при первой же попытке переложить его в кроватку просыпался, начинал плакать и мама была вынуждена начинать убаюкивать его заново. Вставая по 5-7 раз за ночь к малышу, Наташа не успевала ни выспаться, ни отдохнуть. Ночное недосыпание сказывалось днем, когда сил справляться с малышом абсолютно не было, а Игорь с каждым днем становился плаксивее и раздражительнее….
Все наладилось, когда маме объяснили важность ночного совместного сна, рассказали про врожденные ожидания малыша, показали, как организовать пространство для сна, сделали его безопасным, а маму научили спать с уютно устроившимся рядом с ней малышом.

У некоторых, может сложиться ошибочное представление, что при таком подходе к взращиванию ребенка у мамы совершенно не остается времени на себя и на мужа. Это не так. Дело в том, что постоянное присутствие ребенка рядом с мамой, помогает малышу расти спокойным и уверенным: ведь у него не появляется страха, что мама куда-то исчезнет или не придет. Он готов ждать ее, не нервничать, самостоятельно себя занимать.

Если же мама постоянно стремится отложить ребенка от себя, поменьше брать его на руки - малыш становится тревожным и буквально «вцепляется» в маму, ни на шаг, не отпуская ее от себя и «связывает» ей руки.

Обычно, в возрасте 6-7 месяцев, когда малыш приобретает навык ползанья его время пребывания на руках у мамы становится минимальным, ведь вокруг столько всего интересного и у малыша есть потребность познакомиться с окружающими его вещами.

Так что всему свое время. Но раз уж мы ведем речь о новорожденном, постарайтесь максимально удовлетворить потребности своего ребенка в пребывании на руках у мамы, в совместном сне, в продолжительном грудном вскармливании. Вырастая, ваш малыш понесет во взрослую жизнь весь багаж знаний, ощущений и впечатлений из раннего детства. Если опыт, полученный в раннем детстве позитивен, то ребенку легко учиться, легко вступать в контакт с разными людьми, у него нет трудностей в общении и построении отношений с другими людьми.

Шарова Людмила, психолог

психология, дети

Previous post Next post
Up