Переношу сюда статью моей финской учительницы Майре про охру,возможно кому то будет интересно и полезно.Фото мое,у меня 4 охры,как видите самая дикая комбинация пигментов(4 штуки!!!!) у Sennelier, наша самая простенькая.
Пост Майре Пююкко об охре (Публиковался на страницах группы "Техника Акварельной Живописи"еще в 2012 году с фото. Но так как архив нашей группы весь пропал, остались только тексты, то публикую текст).
Как я использую охру в акварельной живописи
Ода Охре
Неприметная, Cкромная, Cияющая, Лучезарная, готовая всегда быть Полезной, Незаменимая - вот эпитеты, которые мне пришли в голову при слове ОХРА.
За годы работы с акварелью, я научилась ценить качества охры,
краски,которая служит в арсенале художников не менее, а может и более 80 000 лет.
Таким числом лет определены самые первые наскальные рисунки доисторического человека. Эти неведомые нам существа пользовались минералом жёлто-красно-корчинвых оттенков или охрой.
Что же это за краска такая и из чего её делают?
О́хра (от др.-греч. ὠχρός - изжелта-бледный, бледно-желтый) - это природный пигмент, состоящий из гидрата окиси железа с примесью глины.
Цвета охры - от светло-жёлтого до золотисто-жёлтого и тёмно-жёлтого.
Жёлтая охра - смесь гидрата окиси железа с глиной, а красная - смесь безводной окиси железа с глиной.
Путём пережигания глины можно получить дополнительные красноватые и коричневатые оттенки.
Всего можно насчитать более 30 разных оттенков, котрые носят самостоятельные названия, часто по названию местности, в которой добывается данная глина.
Охрой принято называть только один цвет - желтовато-горчичный
Долгое время я, как и все начинающие акварелисты, избегала пользоваться охрой из-за её неприглядности, пока не занялась систематикой смешения красок. Вот тут-то я и обнаружила необыкновенные свойства охры.
Оказалась, что охра при смешении с разным красками даёт новый красивый цвет. Эти смеси отличались чистотой и свежестью. Причём, силу и интенсивность некоторых охра усиливала, а некотрые смягчались и получали дополнительное свечение.
Но и это, на мой взгляд, не было основным достоинстовм охры.
- Для меня явилось полной неожиданностью, что, если я хочу передать особое свечение какой-то детали, свет в окне, например, то лучше всего с этим справляется охра.
Делаю я это так: наношу водянистую смесь очень чистой охры на абсолютно белую бумагу и даю воздействовать некотрое время (от 10 до 30 секунд), и раньше, чем пятно высохнет, промокаю его чистой бумажной салфеткой. То, что остаётся - это красивый светящийся жёлтый, свечение которого можно ещё усилить промыванием пятна щетинкой и чистой водой. Проникшая в струкутру бумаги охра, не вымывается до конца, а оставляет сияющий желтоватый солнечный оттенок.
- Если стоит задача создать очень светоносный акварельный рисунок или живопись, то подкладочный слой следует прописать охрой.
- Охрой можно также пролессировать, частично или полностью, готовую и очень сухую работу.
- Охру можно подмешивать во все краски иэтот приём даёт очень интересный результат. Вся работа получит зеленовато,светящийся колорит, присущий ранним работам русского живописца конца 19, начала 20 вв, Михаила Васильевича Нестерова.
- Очень жидким водянистым раствором охры можно пролессировать бумагу перед началом работы, оставив белые места незакрашенными. Этот приём хорош при написании пейзажей.
Я думаю, что старые мастера и особенно иконописцы очень хорошо умели пользоваться достоинствами охры.
Посмотрите выкраски охры у иконописцев на фотографии.
Я научила также использовать охру очень многих своих учеников, и они со смехом рассказывают теперь, что эта краска в их коробках не залёживается.