Итальянский джаз. Джаз в Италии (часть первая)

Aug 22, 2014 17:52

Что ж, продолжим наш рассказ об итальянском джазе, начатый здесь и здесь. Собственно, теперь мы переходим к наиболее интересной части повествования, а именно к развитию жанра на полуострове. С сожалением должна отметить, что, пока не закопалась специально в данную тему, не сталкивалась практически ни с какими материалами, что, безусловно, жаль, поскольку в этом пласте встречаются настоящие жемчужины. Итак, приступаем к ликвидации несправедливости.


Джаз, записанный на просторах Италии с 1912 по 1950 гг., мало известен, хотя в тот период в стране было сделано значительное количество записей как итальянскими, так и зарубежными музыкантами. Сегодня этот материал - настоящая редкость, поскольку оригинальные носители были уничтожены при бомбардировках Второй мировой (большинство звукозаписывающих компаний находилось в Милане и Турине - двух наиболее пострадавших в ходе войны городах) или из-за глупости руководителей лейблов, не позаботившихся об их надлежащем хранении. Лишь благодаря стараниям коллекционеров лучшие записи были восстановлены и переизданы.

Хотя афроамериканские музыканты (шоу менестрелей, спиричуэлс-хоры, а позднее и рэгтайм-оркестры) приезжали в Европу еще с конца XIX века, через Италию их пути не пролегали. Первое знакомство Италии с музыкой, рожденной по другую сторону Атлантики, состоялось в 1904 г. на выступлении луизианской труппы - квартета креольских певцов и танцоров, из Нового Орлеана или с Карибских островов, в миланском театре «Эдем». В последующие годы в стране появлялись и другие артисты, но представлявшие уже север США и бродвейскую школу водевилей и мюзиклов.


Однако пришлось дождаться войны, чтобы новая американская музыка в больших объемах перевалила наконец через Альпы, казавшиеся ранее почти непреодолимым барьером. На сей раз у слонов не было ни бивней, ни хоботов, зато они носили форму горчичного цвета, а в рюкзаках у многих из них имелись трубы, тромбоны или банджо. Возглавлял их генерал - правда, звали его не Ганнибал, а более скромно: Джон Джозеф Першинг. Командующий вооруженными частями, посланными в Европу для участия в Первой мировой, вероятно, так никогда и не осознал, насколько важной фигурой для развития итальянского джаза являлся.

Разумеется, средой, где новый жанр стал осваиваться наиболее активно, стали танцевальные оркестры. Итальянцы открывали для себя фокстрот, в крупных городах росло количество площадок для танцевальных вечеров (тем более, что следовало обеспечить организацию досуга для молодых солдат, ожидающих отправки на поля сражений).


Именно благодаря военным оркестрам состоялось становление одного из лучших итальянских джазменов первого поколения, Витторио Спины. Подобный ансамбль под управлением некоего сержанта Гриффита играл в 1917 г. в Риме при штаб-квартире Юношеской христианской ассоциации, и Витторио, паренек лет 12-13, умевший играть на гитаре, постоянно прибегал их послушать. Один из солдат играл на банджо, этот инструмент был юноше не знаком, и он все строил догадки о технике владения им. Интерес был столь велик, что однажды Витторио попросил дать ему попробовать исполнить что-нибудь, соврав, что тоже умеет играть на банджо. Он попытался воспроизвести на слух одну из композиций оркестра, но ничего не вышло, тогда музыканты велели ему сыграть что-нибудь знакомое, и дела пошли получше. Вскоре мальчишка сдружился с американцами, те взяли его на работу посыльным, угощали шоколадом и сигаретами, а быстро схватывавший все Витторио слушал выступления, стараясь постичь секреты игры. Когда же игравшего на банджо солдата перевели в другое место, оркестр пригласил Спину заменить его. Так началась его карьера, продолжившаяся и после войны; он пользовался большой популярностью в лучших итальянских и зарубежных оркестрах.

Другим видным пионером банджо был Микеле Ортузо. Он получил музыкальное образование в США, куда эмигрировал с семьей в возрасте трех лет. Еще в детстве он познакомился с джазом, гастролируя с шоу менестрелей и встречаясь, помимо прочих, с ODJB. Позже он играл в одном из вторых составов оркестра Пола Уайтмана. В 1923 г. Ортузо вернулся в Италию, став одной из наиболее заметных личностей ее музыкальной сцены. Он не только импровизировал в аккордах или отдельных нотах, но еще и показывал поистине акробатические трюки, подбрасывая банджо в воздух, чему научился от американских коллег.

Michele Ortuso - Bonita - Tango - 1933

image Click to view


В то время основным элементом, отличающим «современные» оркестры от традиционных, была барабанная установка. У первых она была большой, яркой, укомплектованной причудливыми приспособлениями: бубнами, бубенчиками, треугольниками, разнообразными тарелочками, автомобильным клаксоном гонгом, колокольчиками (включая те, что вешают на шею коровам) - в общем, что угодно, что могло производить звук при ударе. Отсутствовала лишь педаль у «бочки», в Италию она пришла позже.

Как раз благодаря ударнику появился первый итальянский джаз-бэнд, «Mirador’s Syncopated Orchestra». Случилось это в Милане, в 1919 г. а организатором выступил некто Мирадор. За этим сценическим псевдонимом скрывался Артуро Агацци (1890-1968 гг.), предприимчивый управляющий ночных клубов. Он как раз вернулся из Лондона, где провел 6 лет, работая, в частности, в двух крупнейших клубах города и имея возможность регулярно слушать черные американские коллективы. Под впечатлением от их игры он приобрел себе «правильную» (то бишь оснащенную всевозможными прибамбасами) барабанную установку, которую и привез потом домой вместе с внушительной коллекцией нот фокстротов. Первый ударник ансамбля вспоминал, что тогда никто из местных не знал, как играть на этой установке. Музыканты думали, что ритм был построен на триолях, но все дело было лишь в смещении акцентов. Мирадор научил коллег синкопе, также он впервые использовал слово «jass» в характеристике танцевального оркестра.


Заведение, открытое Мирадором в Милане, носило его имя, но вскоре его перекрестили в «Ambassadors' New Club», оркестр же его был назван «Ambassador's Jazz Band». Руководителем стал виолончелист, тромбонист и саксофонист Карло Бенци. Помимо итальянцев, в составе было трое американских исполнителей - безусловно, они оказывали огромное влияние на первых итальянских джазменов, имеющих довольно слабое представление о том, как должна звучать новая музыка.

После Милана, пусть с некоторым опозданием, составы, играющие в новом стиле стали появляться и в других городах. К примеру, в Риме скрипач Уго Филиппини и пианист Амедео Эскобар основали в 1922 г. ансамбль «Black and White Jazz Band», из которого вскоре вышли «Филипс [переделанное на английский манер «Филиппини»] и его семеро ребят» и «Imperial Jazz Band».

Вся эта новая музыка была возбуждающей, сильно синкопированной, с ярко выраженным ритмом, исполняемой на малознакомых инструментах, так что неудивительно, что и музыка, и музыканты с легкостью завоевали популярность у аудитории.

Период с 1919 по 1924 гг. был для нового жанра последовательностью проб, исследований, экспериментов - робких или смелых, но, нужно признать, редко удачных. Словечко «джаз» стало модным, однако об истинной сущности музыки, которую оно обозначало, известно было не много. Все оркестры того времени, заявлявшие о себе как о «джазовых» или «синкопированных», ограничивались «гладким» исполнением: простым, без малейших вариаций. Максимум, на что они отваживались, это украсить концовку фразы или по-разному делать паузы. Тема постоянно повторялась, по очереди проигрываясь различными исполнителями. Лишь ударник давал волю фантазии, используя всякие занятные приспособления на установке, но и он держал все время один и тот же ритм.

Впрочем, и настоящие американские оркестры, черные или белые, которые можно было услышать в Италии в 1918-1922 гг., не практиковали спонтанную импровизацию или свободные вариации: они тоже ограничивались повторением мелодии, а если иногда и делали интерпретацию темы, через пару тактов возвращались к оригинальной версии. Но все же не будем забывать, что предназначалась эта музыка исключительно для танцев. Тем важнее становилось влияние настоящего джаза. Определяющим в этом отношении было личное знакомство с музыкантами, служащими на борту больших трансатлантических лайнеров, многие из которых имели итальянское происхождение. Благодаря им появлялась возможность узнать и научиться ценить лучшие образцы белого и черного джаза той эпохи.

Чего же действительно не хватало итальянскому джазу в то время - так это критиков, вдохновителей, промоутеров, которые были так активны в остальных европейских странах, особенно во Франции и в Бельгии. Если таковые и появлялись, то проявляли себя не лучшим образом, к тому же зачастую даже они считали джаз всего лишь развлечением, хобби, и недооценивали джаз итальянский.

Лишь когда радиостанции решили инвестировать в оркестры нового типа, чтобы использовать их музыку в своих передачах, бэнды смогли собираться вместе на более длительные периоды времени.

До 1935 г. лучшими коллективами были «Blue Star Orchestra» Пиппо Барциццы и оркестры под управлением Пьеро Рицы и Сесто Карлини. Именно они подняли итальянский джаз на высокий уровень.

Pippo Barzizza dirige "Glad red doll", Orchestra Blue Star, 1929

image Click to view




Пьеро Рицца основал «Louisiana Band» в 1926 г. Сам он вспоминал, что в ту пору по уши закапывался в пластинки, изучая аранжировки Рэда Николса, Бикса Байдербека, Фрэнка Трамбауэра, и писал партии для всех инструментов. (К слову, выступавший с ним Альфредо Марцароли долгое время считался лучшим итальянским последователем Бикса и Николса.) Оркестр играл в различных отелях, а на сезон 1928-1929 гг. был приглашен в «Hotel Royal» в Стокгольм. Там, правда, вскоре выяснилось, что руководство хотело заполучить коллектив, исполняющий на мандолинах традиционные неаполитанские песни, а молодые музыканты, играющие американский джаз, пришлись возрастной и консервативной публике не слишком по вкусу. Ребята были в отчаянии, но вскоре о группе прошел слух, на выступления подтянулась молодежь и дела стали налаживаться. Именно в Стокгольме Рицца посоветовал своим музыкантам импровизировать на соло. Вернувшись в Италию, они были приглашены на студию для записи восьми пьес - пожалуй, беспрецедентный для итальянского джаз-бэнда случай. В этих композициях Рицца проявил себя как весьма зрелый аранжировщик.

Alfredo Marzaroli - Melodie in F

image Click to view


Он зарекомендовал себя так хорошо, что в 1929 г. был приглашен на должность постоянного аранжировщика в оркестр Сэма Вудинга, гастролировавшего в тот период по Европе, включая Италию. После этого Рицца работал в Копенгагене и Нью-Йорке, куда его пригласил Джим Дорси. С 1934 г. он вернулся в Италию, где продолжил руководить оркестрами до 60-х.

CAROVANA BIANCA Piero Rizza e la sua Orchestra

image Click to view


Существуют свидетельства, что лучшие итальянские музыканты пользовались большим уважением «настоящих» джазменов. Так, в 1931 г. в Венеции скрипач Эдди Саут с удовольствием играл вместе с Витторио Спиной и хвалебно о нем отзывался. В 1932 г. тромбонист Херб Флемминг оставил оркестр Вудинга, чтобы свыше года проработать в римском ансамбле Сесто Карлини. Певца Гарри Флемминга в турне 1933-34 гг. сопровождал смешанный оркестр из американских и европейских музыкантов, в котором было шестеро итальянцев. Подобный опыт способствовал становлению итальянского джаза, поэтому эра свинга не застала его врасплох.

В 1934 г. в Милане на сцене «Embassy Club» появился один из наиболее видных представителей итальянского свинга, Горни Крамер (1913-1995 гг.). Это был невероятно талантливый музыкант, который, хоть и выступал на протяжении нескольких десятилетий в роли автора и бэнд-лидера популярной музыки, являлся настоящим джазменом. Его инструмент, аккордеон, прежде почти никогда не использовался в джазе, но Крамер сумел найти свой оригинальный язык. Выдающийся импровизатор, полный идей, он тут же заявил о себе как о движущей силе нового стиля.

image Click to view


Из-за неитальянского на слух имени бытовало заблуждение, что Крамер или иностранец, или пользуется звучным псевдонимом. На самом деле все обстояло куда проще - и занятнее. Настоящим именем музыканта было Франческо Крамер Горни: отец назвал его так в честь своего кумира, американского велосипедиста Фрэнка Крамера. Сын впоследствии всего лишь поменял местами имя и фамилию. Горни-старший увлекался не только велогонками, но и музыкой, он играл в оркестре, и Франческо с малых лет приучался к искусству. Первым освоенным им инструментом стал аккордеон, с ним он еще ребенком начал выступать в отцовском оркестре. Затем окончил Пармскую консерваторию по классу контрабаса. Первое время Крамер играл в различных танцевальных оркестрах, а в 1933 г. основал собственную группу, чтобы исполнять джаз, с которым его познакомили коллеги, работавшие на трансатлантических лайнерах.

image Click to view


В 1938 г. Крамер записал несколько пластинок с трио, изначально называвшимся «Три ниггера с Бродвея». Почти наверняка можно утверждать, что музыканты были не в курсе оскорбительного значения этого слова; впрочем, начиная с третьей пластинки, коллектив сменил имя на «Три негра», а в конце концов - на «Три итальянца в Америке». В состав группы входили также пианист Энцо Чераджоли и гитарист Козимо ди Челье.

image Click to view


Во время Второй мировой Крамер работал с певцом Наталино Отто (одним из лучших в итальянском джазе, также выступавшим на трансатлантических судах); тогда же началось его продолжительное сотрудничество с вокальной группой «Quartetto Cetra».

image Click to view



image Click to view



Из других коллективов того времени, включавших в свой репертуар свинг, можно выделить «Orchestra nuovo ritmo» и «Trio D'Elia» контрабасиста Микеле Д’Элиа, оркестр саксофониста Туллио Мобильи и прочие группы, действующие не на постоянной основе, так или иначе связанные с Горни Крамером. Среди этих музыкантов пианист Альберто Семприни, трубачи Бальдо Панфили и Натале Петруццелли, тромбонист Клинио Бергамини, гитарист Армандо Камера, ударник Пиппо Старнацца.

Tullio Mobiglia - Peter, Peter, wo warst Du heute Nacht?

image Click to view



Alberto Semprini - Torna Piccina! - Italian Swing - 1937

image Click to view



PIPPO STARNAZZA CON L ORCHESTRA SQUA MEN Besame Mucho

image Click to view



Ключевая роль в популяризации в Италии свинга принадлежала «Orchestra Cetra» - биг-бэнду, основанному в 1935 г. в Турине по инициативе «EIAR» и «Certa» (соответственно Государственной радиовещательной компании и ее студии грамзаписи). Под управлением сперва Тито Петральи, а затем англичанина Клода Бемптона и Пиппо Барциццы, в этом коллективе играли лучшие музыканты Италии.

Джузеппе «Пиппо» Барцицца (1902-1994 гг.) - композитор, аранжировщик, дирижер, по мнению критиков, оркестр под его управлением владел языком джаза лучше всех остальных итальянских биг-бэндов.

Pippo Barzizza dirige "In the mood" di Joe Garland. Orchestra Cetra, 1939

image Click to view


Талант его проявился очень рано, в 6 лет мальчик поступил в музыкальное училище на отделение скрипки. Всего за 3 месяца интенсивной учебы он освоил двухлетнюю программу. Еще не умевший читать Пиппо мог без малейшей ошибки записать ноты симфонии Моцарта.

Pippo Barzizza dirige "Out the window" di C.Basie e E.Durham, 1941

image Click to view


В лицее он проявил исключительные способности к математике (настолько, что даже подумывал пойти учиться на инженера); освоил рояль - еще один из множества инструментов (впоследствии в его арсенал вошли банджо, аккордеон и целая секция саксофонов). Тогда же он играет последнюю скрипку в генуэзском театре и работает тапером в кинотеатре по соседству с домом.

Pippo Barzizza dirige "Concerto per tromba" di Gaetano Gimelli. Orchestra Cetra, 1940

image Click to view


В период между 17 и 20 годами Барцицца попеременно работает в различных генуэзских оркестрах и ансамблях на борту крупных лайнеров. На последних он путешествует по Средиземноморью и несколько раз пересекает Атлантику; в Нью-Йорке знакомится с джазом и свингом, старательно изучает дискографию американских джазменов, переписывая пластинку за пластинкой, партию за партией и оттачивая таким образом свое мастерство великолепного аранжировщика.

Pippo Barzizza suona "Illusione in blues", Sanremo, anni '80

image Click to view



В январе 1935 г. в Италию (Турин) впервые приезжает с гастролями Луи Армстронг.

Также в Турине открывается джаз-клуб «Hot Club», а в Милане - «Jazz Hot». В период между 1937 и 1941 гг. появляются первые ориентированные на джаз лейблы: «Grammofono - La Voce del Padrone», «Odeon» и «FONIT».

Следует отметить, что, хотя фашистский режим и неодобрительно относился ко всякого рода «иностранщине», американский джаз не был запрещен и продолжал оставаться популярным. Правда, в соответствии с директивами правительства, названия композиций и имена музыкантов переводились на итальянский манер, что приводило порой просто к комическим результатам. Так, Луи Армстронг (англ. «arm» + «strong») превратился в Луиджи Браччофорте (дословно - Могучерукого), а «St.Luis Blues» - в «Грусть Святого Луиджи». Кроме того, сыновья самого Дуче были страстными поклонниками джаза, а Романо Муссолини впоследствии вовсе стал выдающимся джазовым пианистом.

Но с вступлением Италии в войну (10 июня 1940 г.) иностранные танцы и музыка были строго запрещены. Для джаза настали трудные времена. Воспрял он в 1944 г. Постепенно, по мере продвижения союзнических войск на север «сапожка», в освобожденных городах джаз выходил из тени и радио вновь начинало транслировать американскую музыку. Из Рима передавали выступления оркестра «013» под управлением Пьетро Пиккони и свингового секстета Армандо Тровайоли, из Флоренции - биг-бенда Франческо Феррари, работавшего пианистом и аранжировщиком в уже известном нам «Orchestra Certa».

Armando Trovajoli - Get Me To The Church On Time

image Click to view



Softly - Armando Trovajoli 14.01.1957 -Band07- Love Me Or Leave Me

image Click to view



Даже на севере страны, все еще находящимся под контролем профашистских властей и немцев, старались использовать возможность радио как пропаганды, предоставляя музыкантам свободу в выборе репертуара. Из Милана вещали, играя в том числе и множество джазовых вещей, оркестры Горни Крамера, Козимо ди Челье и Бруно Мартелли. Лучшие солисты как раз этих коллективов записали порядка 30 композиций под именем «Мастера ритма». Все еще под вымышленными названиями, упоминая сплошь итальянцев в качестве авторов, они прятали одни из известнейших джазовых стандартов, немного модифицируя их или же вообще играя без каких-либо изменений.

Cosimo di Ceglie - QUATTRO IN MINORE

image Click to view



Cosimo di Ceglie - SHEIK

image Click to view


Его же интересное: «Чуча» с итальянским текстом и джаз с цитатами из «Санта Лючии»

I Maestri del Ritmo - Pepe Sulle Rose

image Click to view



I Maestri del Ritmo - CINA, CINA (Italian Swing 1942)

image Click to view



В 1944 г., когда военно-политическая ситуация в Италии пребывала еще в полном хаосе, Джанфранко Мадини публикует первый итальянский журнал, посвященный джазу, «Ритм», который распространялся среди членов общества «Друзья джаза».

Продолжение следует...

Пост составлен по материалам:

Italian jazz (Wikipedia)
Il jazz italiano
Jazz from Italy
The United States Army Ambulance Service Jazz Band, Autori italiani le cui canzoni sono state incise dal o col Trio Lescano - спасибо за старые фотографии
JAZZ IN ITALY : An Overview - прекрасно структурированная статья, оказавшая бесценную помощь в написании
Adriano Mazzoletti «Il jazz in Italia: dalle origini alle grandi orchestre» (Адриано Маццолетти «Джаз в Италии: от зарождения до биг-бэндов») - фундаментальная работа по итальянскому джазу, по ссылке можно найти сканы большинства страниц книги

музыка, итальянский джаз

Previous post Next post
Up