21 сентября - Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Век:XIV
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иконографическая справка: Прав. Анна возлежит на высоком ложе, покрытом белой пеленой. Над изголовьем, в проеме архитектурной кулисы, - Иоаким. Справа у ложа Анны стоят четыре женщины с сосудами в руках. Перед ложем, на фоне небольшой кубической формы палаты, - две служанки, готовящиеся к омовению Младенца. Лица всех фигур обращены к зрителю. Изображение Анны значительно больше окружающих Её фигур. Архитектурные кулисы завершаются фронтонами: левая охристо-зеленого оттенка, правая -серовато-голубого. За кулисами расположено коричневое дерево, а между ним и ложем Анны - светло-зеленый стол.
Стилистическая справка: Моделировка ликов ведется по коричневато-оливковому санкирю розового оттенка охрами с подрумянкой и плотными белильными штрихами. Нимбы охряные, с бледно-розовой окантовкой. Фон желтый, позем низкий, светло-зеленый. Поля чуть светлее фона. Складки одежд прописаны обобщенно. Контурные линии усиливают тени, пробела кладутся корпусно.
Век:XV
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иконографическая справка: Тема была широко распространена в византийском искусстве начиная с XI в. К концу XIII столетия сложились все составные части композиции, перешедшие в русскую иконопись и фреску. На иконе представлен так называемый краткий извод композиции. Св. Анна полусидит на ложе, обращаясь к гостьям, пришедшим к ней с дарами. Внизу, у ее ног служанки готовятся омыть новорожденную Марию. Сцена омовения младенца, унаследованная византийским искусством от античности и часто воспроизводимая в иконах "Рождество Богородицы", имеет близкую аналогию в композициях "Рождество Христово". В последних она трактуется как прообраз крещения Христа и всего человечества. Та же трактовка возможна и в данном случае. Подтверждением этому служат тексты молитв, посвященных празднику Рождества Богородицы, в которых варьируется мысль о явлении в мир Богородицы - матери Спасителя мира, о будущем очищении человечества. Радость обновления человеческого рода на рубеже Ветхого и Нового Заветов выявлена в сияющем светлом колорите иконы, в котором преобладают два цвета: голубой - цвет Богоматери и красный - цвет пламенной веры и любви к Богу.
Фрагмент. Анна
Фрагмент. Девы
Фрагмент. Служанки
Век:XV
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иконографическая справка: В верхней части иконы расположен деисус: Спаситель, ангелы, свт. Николай и некая святая жена. Одежды и предметы богато разукрашены золотым ассистом, во многих местах стершимся. На фоне, полях и нимбах - остатки старого золота.
Век:XV
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконографическая справка: На высоком ложе изображена праведная Анна в красном мафории, поддерживаемая служанкой. К ней подходят три женщины с дарами. Слева внизу - сцена омовения младенца. Из окна палаты выглядывает отец Богоматери, праведный Иоаким. О Рождестве Богоматери повествует "Протоевангелие Иакова", созданное во II-III веках, авторство которого приписывается сыну Иосифа, Иакову, и другие апокрифические источники. Письменные сведения о существовании праздника Рождества восходят к V столетию. Его древнейшие изображения известны с VI века и получают широкое распространение в византийском и русском искусстве в XI-ХII веках. К этому времени восходят основные элементы иконографии: Анна на ложе, сцена омовения младенца. С XIV века иконография праздника развивается: усложняются архитектурные кулисы, появляется фигура Иоакима. В качестве иконографической основы успенской иконы был, вероятно, использован один из византийских изводов, восходящих к раннему XIV веку. Г.В. Попов отмечает в кирилловских праздничных иконах знакомство авторов с южнославянской иконографией. Так, фигура служанки, поддерживающей Анну, довольно редко встречается в русских иконах Рождества Богоматери.
Стилистическая справка: Характерной особенностью почерка мастера, создавшего эту икону, являются яркие контрастные цвета - прежде всего, киноварь и синий цвет. Ее отличают также удлиненные пропорции архитектурных форм и фигур, изящные линии силуэтов. Автор монографии о кирилловском иконостасе, О.В. Лелекова, приписывает икону "первому" художнику, мастеру так называемой "синей" группы праздников. Именно в его произведениях ярко ощущаются черты одного из ведущих направлений в московском искусстве конца XV - начала XVI века, которое можно назвать дионисиевским.
Фрагмент
Фрагмент
Фрагмент. Фигура Анны
Фрагмент
Рождество Богородицы (на обороте Введение во храм)
Век:XV
Место хранения: Сергиево-Посадский музей-заповедник.
Иконографическая справка: Серия икон-святцев ("таблеток") из ризницы Троице-Сергиева монастыря - это небольшие двусторонние иконки на пролевкашенном холсте в древности на Руси называли "полотенцами" или "праздниками, писанными на полотенцах", и обычно хранили в особых киотах или ковчежцах. В годовом богослужебном цикле их выкладывали на аналой в день соответствующего церковного праздника. Серия включает иконы с изображением двунадесятых праздников, сюжетов Евангельских чтений Цветной триоди и избранных святых. В начале XX в. эти иконы хранились в монастырской ризнице в двух особых дубовых киотах. Троицкие таблетки привлекают внимание исследователей с начала XX в. В каталоге Ю.А.Олсуфьева комплект датируется концом XV - началом XVI вв. и связывается с вкладом в Троице-Сергиев монастырь келаря Вельямина Плещеева. Отсюда их название в современной литературе - "плещеевские", или "троицкие", таблетки. Т.В. Николаева считала, что иконы написаны разными мастерами, не все они принадлежат одному времени, и датировала памятники XV и XVI вв. Г.И. Вздорное, сравнивая таблетки из Троицкого монастыря с широко известными новгородскими софийскими святцами, которые датируются или рубежом XV-XVI столетий18, или концом XV в., указывал, что "плещеевские таблетки являются на сегодняшний день самыми старыми", и связывал их происхождение с Москвой.
Стилистическая справка: Е.Г. Новосельская выделяла в комплекте две стилистически разнородные группы, одну из которых относила к первой трети XV в. (в том числе таблетку "Рождество Богоматери"), другую - к памятникам второй половины - конца XV в. Данную таблетку исследовательница определяла как "тяготеющую скорее к образцам балканского искусства XVI в." Л.И. Евсеева в статье к каталогу "Поствизантийская живопись. Иконы XV-XVIII вв. из собраний Москвы, Загорска, Твери и Рязани", где опубликованы 7 таблеток , датирует произведения XV веком и высказывает предположение об их тверском происхождении.
Рождество Богородицы (двусторонняя таблетка)
Век:XV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Фрагмент. Рождество Богородицы
Век:XVI
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Иконографическая справка: В центре иконы на высоком прямоугольном ложе, сильно приподнятом в верхней части и поставленном по диагонали, изображена Анна. Она лежит, опираясь на правую руку и устремив взгляд на спеленатого младенца - Марию. Покрывало, положенное поверх постели, плавно обтекает ее фигуру. К ложу Анны слева вплотную примыкает небольшое ложе прямоугольной формы с лежащей на нем Марией, перед ним - сцена купания. Слева - сидящая баба-повитуха с младенцем на руках пробует рукой воду в купели, круглой формы, напротив нее служанка, стоящая на коленях, льет воду из сосуда с узким горлом. Сцены на первом плане ограничены сзади высоким парапетом. За ним изображены справа три девы, приносящие дары. Первая склоняется к Анне и протягивает ей предмет, напоминающий калач, дева, стоящая за ней, повернулась к третьей деве, которая скрывается в дверном проеме палат. Слева внутри палаты видна фигура Иоакима, который отодвигает занавес и выглядывает из-за него. Фланкирующие изображение палаты соединены полукруглой стеной, над ней переброшен велум. Палаты справа венчаются башней с тремя шпилями, слева завершаются цилиндрическим сводом.Фигуры чуть удлиненные, хрупкие, с небольшими головами. Колорит построен на сочетании разных оттенков красного, розового и зеленого цветов. Иконография восходит к палеологовскому искусству. Иконографический извод в целом и в деталях находит аналогии в псковском искусстве. Композиция является почти полным повторением известной псковской иконы "Рождество Богородицы" первой половины XV в. из собрания П.Д. Корина. Точно совпадают положения фигур Анны и Марии, Иоакима, редкой формы колыбель Марии в виде ложа, приставленного к ложу Марии. Баба сидит в той же позе, но с другой стороны. Служанка, льющая воду, стоит. Совпадают цвета одежд Анны, покрывала на ее ложе и парапета.Составные части композиции нашей иконы (колыбель Марии, круглая купель, девы с дарами) известны в росписи южной части восточной стены церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря 1313 г. Изображение колыбели в виде ложа распространено только во Пскове и известно в иконографии других сюжетов ("Рождество Николы", клеймо иконы "Никола с житием" первой половины XVI в. из Псковского музея). Коленопреклоненная служанка с кувшином известна в тверских памятниках.
Стилистическая справка: В данной иконе сохраняется характерная для иконописи рубежа XVI-XVII в. перегруженность, затесненность пространства, обилие орнаментики. Особенно типичны некоторые детали: криволинейные стены, круглые башни, крупный белильный орнамент. Характерно псковским, особенно для второй половины века, является приглушенный колорит, построенный на сочетаниях разнообразных оттенков киновари с темными зелеными и коричневыми тонами, а также красный с голубоватыми "небрежными" пробелами, серо-голубой, серо-зеленый и обилие золота. Принадлежность иконы к псковской традиции подтверждает и характер написания ликов: темные санкирь и охрение, а также большие черные зрачки с белильной точкой в углах глаз и крупные с горбинкой почти "орлиные" носы персонажей в профильных изображениях.
Век:XVI
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Стилистическая справка: В иконе нет архаизмов, ее художественный язык полностью ориентирован на произведения псковской иконописи зрелого XVI века: сохраняется перегруженность, теснота пространства, обилие орнаментики. Особенно типичны такие детали как криволинейные стены, круглые башни, крупный белильный орнамент. Характерно псковским, особенно для второй половины века, является приглушенный колорит, с использованием излюбленных сочетаний разнообразных оттенков киновари с темными зелеными и коричневыми цветами, а также серо-голубым и серо-зеленым. Принадлежность иконы к псковской художественной культуре проявляется также в характерных горбоносых ликах и в манере письма личного темной зеленоватой охрой по коричневому санкирю.
Век:XVI
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Иконографическая справка: Расширенный вариант иконографии с многочисленными сценами, скорее всего, сформировался в Москве. Этот извод также отличает присутствие сложного архитектурного фона. Наиболее ранний его пример - фреска Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле 1563-1564 годов, исполненная мастерами из Москвы Ларионом Леонтьевым, Третьяком и Федором Никитиным. Иконография получила широкое распространение со второй половины XVI века. Икона имеет ряд существенных иконографических особенностей. В первую очередь, это четкое деление композиции по вертикали на две неравные части. В каждом регистре изображено по три сцены: в верхнем - «Рождество», «Принесение даров» и «Ласкание», в нижнем - «Омовение», «Мария в колыбели» и «Первые шаги». Художник вводит в композицию сцены «Ласкание» и «Первые шаги», что характерно для икон с клеймами жития Марии. Изображение омовения младенца, как правило, помещаемое непосредственно вблизи ложа Анны, оказывается здесь обособленным и переносится в нижний регистр иконы. Сцена имеет интересную иконографическую деталь: ручка Марии опущена в купель, в то время как обычно воду в купели пробует рукой служанка.
Стилистическая справка: Московский иконографический извод, а также высочайший уровень исполнения свидетельствуют о том, что храмовый образ муромского собора Рождества Богородицы был написан в царских мастерских.
Фрагмент. Анна и служанка
Фрагмент. Ласкание Марии
Фрагмент. Принесение даров
Век:XVI
Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь"
Иконографическая справка: Имя вкладчика иконы неизвестно, тем не менее ее можно связывать с основными вкладчиками Ипатьевского монастыря боярами Годуновыми. В Ипатьевском монастыре имелась еще одна икона на тот же сюжет, аналогичная по размерам, стилю, окладу и времени создания. Иконография традиционна для московской иконописи конца XVI века.
Век:XVI
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иконографическая справка: Особенностью иконографии иконы является введение в композицию сцены ласкания младенца Марии родителями - Иоакимом и Анной. Этот сюжет известен в искусстве византийского круга с конца XIII в. В русской иконописи он получает довольно широкое распространение с начала XVI в. (например, на фреске Дионисия из Ферапонтова монастыря). К Анне, лежащей на ложе, направляются женщины, принесшие дары. Их изображения в Византии принято связывать с существовавшей при императорском дворе церемонией принесения даров царственной роженице. По-видимому, этот ритуал лег в основу и принятого впоследствии на Руси обычая одаривать роженицу и младенца сосудами из драгоценных металлов, кубками с монетами.
Стилистическая справка: Стилистическое решение иконы ярко индивидуально и не находит прямых аналогий. Ее автору присуще замечательное чувство ритма. Четко обозначенным горизонталям стен, разграничивающих отдельные элементы композиции, вторит форма велума, строго геометрического и напоминающего жесткую конструкцию. Вертикали архитектурных кулис подчеркнуты узкими и тоже вертикальными пролетами окон и дверей. Лишь одно "здание" имеет завершение округлой формы, но эта форма вторит своим ритмом наклону головы Анны. Изгиб фигуры женщины повторен формой ложа. Мерно шествуют три гостьи, одинаково изображенные в профиль, одного роста, движениями почти повторяя друг друга. Принцип ритмических повторов, графический характер трактовки форм, их подчеркнутую плоскостность и доминирующее значение силуэта принято считать чертами, типичными для произведений среднерусских центров. Однако они сочетаются с особенностями, присущими манере северных мастеров. Изображение Анны на иконе значительно превосходит по размеру изображения всех остальных персонажей. Этот архаический прием выделения главного героя, постепенно исчезающий из икон крупных художественных центров уже к началу XV в., гораздо дольше сохраняется в провинциальной иконописи северных земель, особенно в районах Вологды и Каргополя. Здесь также часто встречается сочетание довольно плотного светло-коричневого охрения ликов со светлой, почти прозрачной живописью одежд и тонким рисунком орнамента. Цветовая гамма иконы строится на контрасте доминирующего зеленого с красным и белым - излюбленном сопоставлении цветов у мастеров новгородского круга. Подобное смешение традиций новгородской и среднерусской иконописи также составляет одну из отличительных черт живописи русского Севера XVI в., обусловленную особенностями исторической жизни этих земель. Для северных мастеров характерна и сильная схематизация форм, приобретающих порой орнаментальный характер. Наконец, использование иконописцем сосновой доски, а не липовой, как обычно в средней Руси, говорит в пользу северного происхождения памятника.
Рождество Богородицы с избранными святыми
Век:XV-XVI
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иконографическая справка: В верхнем ряду иконы изображены фронтально фигуры святых: Димитрия Солунского, свт. Николая, Ильи Пророка и вмч. Георгия. Ниже - Рождество Богоматери. Иконография этого сюжета сложилась в византийском и древнерусском искусстве на основе ранней апокрифической легенды, так называемого первоевангелия Иакова, и псевдоевангелия Матфея. Композиция иконы традиционная. На ложе слева сидит праведная Анна. Рядом, за ложем, стоят две девы с сосудами в руках. Справа служанка приготавливает воду для купания младенца Марии.
Век:XVI
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иконографическая справка: Представлен распространенный извод, включающий наряду с изображением Анны, полусидящей на ложе, и стоящей у ложа служанки, образы Иоакима, жен, пришедших к родильнице с дарами, служанок, готовящихся омыть младенца Марию, и сцену у колыбели с новорожденной. Колыбель с младенцем Марией в белоснежных пеленах воспринимается как прообраз будущего рождения Христа. Подтверждением этому служат тексты служб, посвященных празднику Рождества Богородицы. "Радуйся, Иоаким, Сын будет рожден Дочерью!" - пишет Иоанн Дамаскин. Иконографически ближайшую параллель данной иконе составляют "Рождество Богородицы" из Рязанского краеведческого музея, двусторонняя таблетка из Софийского собора в Новгороде (Новгородский художественный музей), датируемые концом XV - началом XVI в., а также центральная композиция "Рождество Богородицы" на шитой пелене 1510 г. (ГТГ) и фреска Дионисия над порталом собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Икона предназначалась для праздничного ряда неизвестного иконостаса. В составе праздничного ряда русского иконостаса композиция "Рождество Богородицы" известна с XV в. Ею начинался праздничный ряд - "начало праздников", по словам Андрея Критского (в Древней Руси год начинался 1 сентября).
Стилистическая справка: В активной, яркой цветовой гамме иконы преобладают сочетания красного с сине-голубым, что часто встречается в произведениях тверской иконописи. Понимание формы художником близко новгородскому - она наполнена, упруга, относительно объемна. Четко построенные палаты с колоннами и "перспективными" арочными пролетами создают своеобразную глубину пространства. Они развернуты в сторону ложа, акцентируя внимание на фигуре Анны. Особенно характерна для тверской иконописи трактовка ликов. Округлые, с четко выписанными чертами, они выполнены одним приемом: форма строится на контрасте светло-коричневой охряной основы и активных белильных высветлений. Поверх этих тонких слоев сделана яркая розовая подрумянка. Такое обилие белил в живописи ликов типично для многих тверских памятников. Перечисляя признаки, характеризующие приемы и стиль тверских живописцев, следует иметь в виду, что недостаточная изученность иконописи этого центра и фрагментарность сохранившегося художественного материала, связанного происхождением с Тверью, затрудняют возможность приведения близких параллелей иконе из Русского музея.
Рождество Богородицы ( с клеймами )
Век:XVI
Место хранения: Устюженский краеведческий музей
Иконографическая справка: Порядок клейм: 1. Принесение даров Иоакимом и Анной 2. Отвержение даров 3. Исход Иоакима и Анны из Иерусалима 4. Благовестие Анне в саду 5. Благовестие Иоакиму в пустыне 6. Зачатие Богоматери 7. Ласкание Марии 8. Пир первосвященников 9. Приведение во храм 10. Оступание Марии 11. Обручение Марии с Иосифом 12. Принесение Марии в храм 13. Чудо о спасении отрочати 14. "Смертное" благовестие в саду 15. "Смертное" благовестие 16. Прощание Богоматери с женами Иерусалимскими 17. Богоматерь Боголюбская 18. Успение Богоматери.
Век:XVII
Место хранения: Центральный Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва
Век:XVII
Место хранения: Государственный музей-заповедник " Коломенское ", Москва
Фрагмент. Праведная Анна
Фрагмент. Ласкание Богоматери
Век:XVII
Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконографическая справка: Комплекс праздничных икон всего их сохранилось шесть,в который входит и икона "Рождство Богоматери" происходит из придела Варлаама Хутынского - домашней молельни храмоздателей Скрипиных, позднее служившей ризницей. В иконографии иконы "Рождство Богоматери" прослеживается ориентация на западноевропейские гравированные образцы и отличается редкой для праздничных икон подробностью изложения сюжетов. В отдельных архитектурных кулисах в трех уровнях в свободной последовательности представлены сюжеты: "Моление Иоакима в пустыне о чадородии", "Моление Анны в саду о чадородии" (в верхних углах), "Зачатие Богородицы" (внизу в центре), "Рождество Богородицы" (в центре), "Омовение Младенца" (внизу слева), "Пир в честь рождения Богородицы" (в среднем ряду слева), "Принесение Богородицы в храм" (внизу справа), "Семь первых шагов Богородицы" (в среднем ряду справа).
Стилистическая справка: Живопись икон отличается высочайшим художественным уровнем, что свидетельствует об их создании одним из лучших костромских мастеров-миниатюристов, состоявшим на службе в иконописной мастерской Оружейной палаты. Большинство исследователей относит иконы к произведениям круга Гурия Никитина.
Век:XVII
Место создания: Россия
Стилистическая справка: Икона из праздничного ряда ростовской церкви Иоанна Предтечи написана достаточно архаично для искусства середины 17 века. В ней передны все важные подробности сюжета, но при этом нет перегруженности или излишней детализации изображений. Икону отличает удлиненность пропорций фигур, общий коричневато-охристый тон колорита, дополненный киноварными и темно-зелеными цветами. Лики написаны по зеленому санкирю охрой с легкой подрумянкой.
Век:XVII
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Стилистическая справка: Особенностью данной иконы является изображение в нижней части доски окруженного птицами фонтана.
Век:XVII
Место хранения: Карельский музей изобразительного искусства в Петрозаводске
Рождество Богородицы с клеймами жития Иоакима, Анны и Богоматери
Век:XVII
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконографическая справка: Икона поступила в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник в 1929 году. Она украшена серебряным позолоченным басменным окладом, который покрывает поля, часть поземов в клеймах и среднике, обрамляет средник и отделяет клейма друг от друга. Кроме того, нимбы наиболее важных персонажей в среднике и в клеймах украшает 41 серебряный чеканный венец. Икона является храмовым образом иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, была вложена строителем Кирилло-Белозерского монастыря старцем Феоктистом Колединским (ум. 1650). По описи 1664 года она стояла первой справа от Царских врат. Судя но описям монастыря 1664 и 1665 годов, храмовая икона является вкладом строителя Кирилло-Белозерского монастыря старца Феоктиста Колединского (умер 17 июня 1650 года). В литературе существуют разные точки зрения по вопросу происхождения образа. И.А.Кочетков датирует его 1650 годом и полагает, что до середины XVII века в иконостасе находился древний образ из деревянного храма, который обветшал и был заменен новым. Г.О. Иванова датирует икону и оклад, который появился чуть позже, 1643-1646 годами и считает, что в соборе до середины XVII века существовала икона, написанная если не самим Дионисием, то кем-то из его сыновей. Доказательством этому служит произведение, близкое как храмовому образу, так и портальной фреске Рождественского собора - шитая пелена 1510 года "Рождество Богоматери с житием Иоакима, Анны и Богоматери", происходящая из Воскресенского собора Волоколамска. Знаменщиком ее традиционно считается сын Дионисия, Феодосий (Маясова 1971. С. 23. Кат. 34). Пелена и икона имеют одинаковый подбор и последовательность сюжетов в клеймах. Возможно, что икона середины XVII века является списком-копией с древнего дионисиевского образа. В среднике представлено Рождество Богоматери. По сторонам центральной части располагаются 18 клейм, которые последовательно раскрывают жизнь Богородицы до Рождения Иисуса Христа и после Его Воскресения. Верхние пять клейм посвящены родителям Марии, Иоакиму и Анне, и истории рождения Богоматери. Сюжеты слева и справа от средника рассказывают о Ее детстве и юности (вплоть до Благовещения), а четыре нижних иллюстрируют последние дни Богоматери перед смертью и само Ее Успение. Состав клейм: 1. Принесение даров Иоакимом и Анной. 2. Отвержение даров. 3. Благовестие Иоакиму. 4. Благовестие Анне. 5. Зачатие Анны. 6. Благословение иереями Марии. 7. Ласкание Марии. 8. Поступление Марии (Первые шаги). 9. Введение во храм. 10. Моление Марии в Святая святых иерусалимского храма. 11. Моление Захарии о жезлах. 12. Обручение Марии. 13. Благовещение у кладезя. 14. Испытание водой обличения. 15. Моление Богоматери в пустыни. 16. Смертное Благовещение. 17. Жены израильские у ложа Богоматери. 18. Успение Богородицы. Литературными источниками житийного цикла Богоматери были два апокрифических произведения, созданные в первые века христианской эры, - "Протоевангелие Иакова", написанное, по преданию, сводным братом Иисуса Христа, сыном Иосифа, и "Слово на Успение Богородицы", приписываемое Иоанну Богослову. С XVI века в русском искусстве получают распространение образы Рождества Богородицы со сценами жития. Среди них иконы "Рождество Богоматери" из Дмитрова с клеймами житий Иоакима, Анны и Богородицы (Иванова 1968. Ил. 64), "Рождество Богоматери в деянии" мастера Сухомилова из собрания Вологодского музея-заповедника (Иванова 2001. С. 240), "Рождество Богоматери с житием"из Устюжны (Художественное наследие Дионисия 2002. Кат. 89. С. 134-135) и некоторые другие. Ни одна из известных икон XVI - начала XVII века не является точной аналогией ферапонтовской. Наиболее близка ей по составу клейм икона из Устюжны.
Стилистическая справка: Существует мнение, что автором иконы мог быть городовой царский иконописец, костромич Любим Агеев, который в 1641 году руководил работой над росписью Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Любим Агеев Елепенков (ум. ок. 1644) - житель села Шунга близ Костромы. Ведущий костромской знаменщик 1630-1640-х годов. Руководил росписями храмов Николы Надеина в Ярославле (1640), Успенского собора Кирилло-Белозер-ского монастыря (1641-1642). Возглавлял всех городовых мастеров на росписях Успенского собора Московского Кремля (1643).
Фрагмент. Благовестие Анне
Фрагмент. Благовещение у кладезя
Фрагмент. Ласкание Марии
Век:XVII
Место хранения: Псковский Историко - Культурный музей
Век:XVIII
Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей
Стилистическая справка: Обычная иконографическая схема "Рождества Богородицы" в этой иконе дополнена сюжетом "Ласкание Богородицы". Своеобразной чертой иконы является превращение традиционных "палат" в изображение сказочного града, обнесенного стеной со множеством хором и башен, увенчанных цветными островерхими крышами. Град заполняет все пространство ковчега, почти не оставляя места для фона - "света". Восприятие апокрифического рассказа о рождестве Богородицы в фольклорной окраске, развитие декоративного начала при отсутствии интереса к индивидуализации образов, размашистая живописная манера с наложением полупрозрачных красок и минимальной моделировкой формы свидетельствуют о руке мастера, вышедшего из местной крестьянской среды и ориентирующегося на ее вкусы и запросы.
Век:XVIII
Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь"
Стилистическая справка: В иконе сочетаются традиционные приемы письма и живописная стилистика барокко. Трактовка ликов ориентирована на образцы конца XVII - начала XVIII века. Консервативность художественного языка наряду со стремлением освоить отдельные новые "модные" приемы характерна для провинциальной иконописи второй половины XVIII столетия.
Век:XIX
Место хранения: Издательский отдел Московского патриархата
Источник:
Иконография восточно-христианского искусства