19 декабря. Память Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца.
XII век. 1108 - 1113 гг.
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Происхождение: Из церкви Архангела Михаила (1108-1113) Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. В ГТГ поступила в 1936 году из Государственного Киевского музея русского искусства.
Иконографическая справка
Иконография святителя Николая сложилась в византийском искусстве в X-XI вв. Это единственное известное изображение святителя Николая в иконописи X-XII вв. в рост, с раскрытым Евангелием.
Стилистическая справка
Святитель Николай изображен в рост, почти фронтально, с легким поворотом влево. Правой рукой благословляет, в левой держит раскрытое Евангелие. Одет в голубую ризу, белую фелонь и белый омофор с черными крестами. Из под фелони видна светло-охряного цвета палица, украшенная красно-коричневым растительным орнаментом. Такой же орнамент и на конце омофора, следы сходного рисунка видны у ворота. Охряные поручи украшены голубым орнаментом и белой обнизью (Сохранились ее следы). Обрез Евангелия написан светлой охрой, тени и обводка на обрезе красно-коричневые. Сверху книга обведена зеленой полосой и местами оттенена коричневым тоном. На раскрытых страницах, на сгибе тень дана зеленоватой размывкой. Буквы были насечены черной краской (они почти целиком утрачены). Основной прокладочный тон, по которому написано лицо, - светлая охра. Контурный рисунок, а также рисунок бровей и век - коричнево-красный. Морщины на лбу были нанесены светло-красным (остались следы). На носу, скулах, лбу - следы белильных высветлений. Контурная опись рук -красная охра. Волосы написаны зеленым тоном с белильной разделкой. Нимб охряный, светлый, с белой контурной обводкой. Фон был синий, сохранилась рефтяная прокладка, остатки синего фона видны по контуру фигуры справа. Позем низкий, зеленого цвета. Надписи не сохранились.
XII век.
Происхождение: Новгород. Никольский собор на Ярославовом дворище.
Место хранения: Издательский Совет Русской Православной Церкви.
Фрагмент. Евдокия прмц.
Фрагмент. Лавр
Фрагмент. Неизвестная мученица /*изображение кликабельно
Фрагмент. Флор мученик
XIII век. Начало.
Происхождение: Новгород.
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Иконографическая справка
Наверху представлена этимасия и полуфигуры Космы и Дамиана, на боковых полях Борис и Глеб, Фор и Лавр, Евдокия и Домна, внизу Параскаева Пятница и Фотиния.
Стилистическая справка
Подбор святых указывает на Новгород, как место выполнения иконы. В пользу этого так же говорит трактовка волос, встречающаяся только в новгородских памятниках
Фрагмент /*изображение кликабельно
XIII век. Последняя треть.
Происхождение:
Архангельская область. Село Кривое. Церковь Троицы.
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Стилистическая справка
Традиционная датировка иконы 12 веком является слишком ранней. Против нее говорят не только стиль, но и палеографические данные
XIII век. Конец.
Происхождение: Новгородская область. Боровичский район. Село Передки. Церковь Рождества Богородицы.
Место хранения: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Иконографическая справка
Тип поясного изображения Николы с закрытым Евангелием в левой руке относится к числу наиболее распространенных в византийском и русском искусстве. Известен на Руси с XI века. Особенностью иконы является ярко-красный (киноварный) фон, характерный для памятников Новгорода ХШ-XV веков.
Фрагмент
XIV век. Первая половина.
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Иконографическая справка
Тип поясного изображения Николы с закрытым Евангелием в левой руке относится к числу наиболее распространенных в византийском и русском искусстве. Известен на Руси с XI века. Исследователи в типе Николы улавливают сходство с его изображением на иконе "Св. Николай" в городе Бари в Италии - вкладе сербского краля Стефана Уроша (1321-1326).
XIV век. Середина.
Происхождение: Из Церкви Николы "от Кожи" в Пскове.
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Иконографическая справка
С 1924 года икона находилась в псковском краеведческом музее, откуда в 1933 году передана в ЦГРМ. В 1934 году передана в ГТГ. Святитель Николай в поясном изображении. Правой рукой благословляет, в левой держит раскрытое Евангелие с текстом Евангелия от Луки 6:17, которое читается на службе святителю Николаю. Слева от святителя небольшая фигура Спасителя, справа фигура Богоматери. Христос и Богоматерь вручают св. Николаю символы архиерейского достоинства - Евангелие и омофор.
Стилистическая справка
Личное прописано по темно-оливковом санкирю. По краю носа, щек, век неяркие красноватые притенения. Контурные описи темно-коричневые. Кисть правой руки святителя Николая написана в более архаичной, чем лик манере. Волосы написаны по жидкому санкирю темно-коричневыми и белильными мазками, подцвеченными голубым. Лики Христа и Богоматери исполнены в той же манере, что и лик святителя Николая. Нимбы белые с широкой розовой окантовкой. Фон золотй, поля - голубые, по лузге киноварная рамка.
XIV. Вторая половина.
Происхождение: Московский Кремль. Успенский собор.
Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль".
Иконографическая справка
Тип поясного изображения Николы с закрытым Евангелием в левой руке относится к числу наиболее распространенных в византийском и русском искусстве. Известен на Руси с XI века.
Стилистическая справка
Композиционные и колористические особенности иконы указывают на ее происхождение не из Москвы, а из другого местного центра. Наибольшее число аналогий ей обнаруживается в памятниках ростовского происхождения. Икона Николы подтверждает интенсивность художественной жизни Северо-Восточной Руси во второй половине XIV века.
Конец XIV века - начало XV века.
Происхождение: Из собора Ивановского монастыря в Пскове.
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Иконографическая справка
Святитель Николай в поясном изображении. Правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие. Христос и Богоматерь вручают св. Николаю символы архиерейского достоинства - Евангелие и омофор.
Стилистическая справка
Лики пишутся по санкирной основе глухого оливкового тона прозрачными слоями розоватой охры с белилами. Волосы написаны белилами, подцвеченными голубым. Рисунок прядей прописан коричневым тоном. Нимбы желтые с красной обводкой. У Николы обводка двойная. Фон светлый, розового разбела. Поля зеленые, рамка лузги красная.
Фрагмент
Конец XIV века - начало XV века.
Происхождение: Новая Ладога (?)
Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.
Стилистическая справка
Изучение художественных особенностей памятника во многом затруднено поновлениями, вероятно, связанными с довоенной реставрацией. Несмотря на это, публикуемая икона, которая могла быть написана как в собственно новгородской, так и в провинциальной мастерской, представляет собой интересный пример "усредненного" варианта местного искусства рубежа XIV-XV веков.
XV век.
Происхождение: Переславль-Залесский район. Церковь села Спасское.
Место хранения: Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Иконографическая справка
Согласно письменным источникам, на первом Никейском соборе в 325 году свт.Николай вступил в спор со священником Арием и ударил его дланью по щеке, за что был лишен сана.
Спаситель и Богоматерь, явившись святителю, вернули ему омофор, восстановив таким образом его сан. С тех пор на иконах часто помещают в медальонах изображения Спасителя, протягивающего свт.Николаю Евангелие, и Богоматери с омофором на руках.
XV век.
Происхождение: Тверская обл. Старицкий район. Село Васильевское. Церковь Василия Великого.
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.
Иконографическая справка
Полуфигурное фронтальное изображение с Евангелием на покровенной левой руке. Двуперстное благословение обращено в сторону Евангелия.Относится к типу запрестольных двусторонних икон, выносимых из алтаря для участия в церковных службах с крестным ходом. Образ Николы на тверской иконе близок изображению хиландарского памятника (греческая икона 14в. Хиландарского монастыря) не только стилистически, что установил Г.В.Попов, но и некоторыми элементами: сходны типы ликов, положение рук, детали одеяния."Никола" на обороте хиландарской иконы близок по иконографии преследовавшемуся иконоборцами образу Святителя, позднее обретенному Афонскими иноками в море с приросшей к нему раковиной. На Афоне икона называлась "Стреидас" (с раковиной), ее мозаичная реплика начала 14 века хранится в монастыре Ставроникиты.Особенностью типа "Николы Стреидас" является полуфигурное фронтальное изображение святого в цветной фелони с Евангелием на покровенной руке, жест благословения направлен на . Данный иконографический тип распространен в византийском искусстве, восстановление его связи с конкретным почитаемым образом возможно только в пределах Афона. Икона Хиландарского монастыря повторяет не только схему почитаемого образа, но и тип лика с широкими скулами и глубоко посаженными крупными глазами. В мозаичной копии "Николы Стреидас" омофор не покрывает руку, поддерживающую Евангелие, как в хиландарском изображении, но тем не менее несомненна связь этих двух произведений, восходящих, видимо к одному, более древнему оригиналу: сходный лик Николы с энергичными крупными чертами, мощный разворот плеч на древнейших изображениях Николы 10в. в монастыре Св.Екатерины на Синае. Характерно, что на одной из этих икон омофор покрывает левую руку Николы, поддерживающую Евангелие. Тверской мастер оборота иконы из села Васильевское тщательно сохраняет все особенности чтимого на Афоне образа.В общих чертах подобная иконографическая схема известна по русским иконам Николы Чудотворца более раннего времени: конца 12 - начала 13 в. из Новодевичьего монастыря и по новгородской иконе конца 14 в. (оборот) - но они лишены характерных черт афонского образа. Изображения на обеих сторонах тверской иконы сопоставимы с выносной иконой Хиландарского монастыря, которая повторяет на своих сторонах древнейшие чтимые образы Афона, связанные преданием с временами иконоборчества. Можно предположить, что образцом для тверского мастера явилась византийская двусторонняя икона афонского происхождения, имевшая на своих сторонах чтимые на Афоне изображения Богоматери и Николы. Таким образом, изображения на обеих сторонах тверской иконы сопоставимы с выносной иконой Хиландарского монастыря, которая повторяет на своих сторонах древнейшие чтимые образы Афона. Можно предположить, что образцом для тверского мастера явилась византийская двусторонняя икона афонского происхождения, имевшая на своих сторонах чтимые на Афоне изображения Богоматери и Николы.
Стилистическая справка.
На обеих сторонах тверской иконы, исполненных по-разному (возможно двумя мастерами), живопись ликов находит определенное сходство с греческими иконами начала-середины 14 века.Лик Николы на тверском памятнике, его сложная графика и открытая цветность письма напоминают письмо лика на обороте хиландарской двусторонней иконы; а также живопись личного дечанского иконостаса середины 14 века, но без сложности и подвижности письма 14 века.Изображение фигур Богоматери и Николы решено в ином стилистическом ключе, чем их лики, и имеет черты сходства с византийскими произведениями конца 14 - первой четверти 15 века.Г.В.Попов объясняет двойственную стилистическую ориентацию живописи иконы на палеологовскую иконопись солуно-македонского круга, как первой половины - середины 14в., так и конца 14-начала 15в., неотчетливостью восприятия форм палеологовского искусства тверскими мастерами. Однако подобная разнохарактерность заимствований художественных приемов со стороны тверского художника, возможно, имеет причиной неоднозначный процесс повторения образца. Можно предположить, что мастером (или мастерами) тверской иконы была повторена византийская двусторонняя икона первой половины - середины 14в., при этом лики тщательно копировались, а одежды писались более свободно. Характерно, что именно в написании полуфигур на иконе из села Васильевское последовательно проявились черты тверской живописи: обобщенность силуэта, схематизм складок в изображении одежд Младенца Христа и Николы на обороте иконы.
XV век.
Происхождение: Тверь. Сретенская церковь.
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.
Иконографическая справка
Полуфигурное фронтальное изображение Николы Чудотворца. Правая рука в жесте двуперстного благословения, левая поддерживает кодекс Евангелия. По сторонам головы медальоны с полуфигурами Спаса с Евангелием и Богоматери с омофором.Относится к наиболее распространенному типу изображения Николы Чудотворца. Изображение левой руки, поддерживающей Евангелие, непокрытой омофором или фелонью, редко в иконах святителя. Один из древнейших примеров в византийском искусстве - икона 10 века в монастыре св.Екатерины на Синае, в русском искусстве - новгородская икона "Николы" 1294г. мастера Алексы Петрова. В исследуемом памятнике положение и драпировка руки святителя с Евангелием близки устоявшейся иконографии этого мотива в изображениях Спаса, в том числе и в тверских памятниках: "Спас" первой половины-середины 14 века. Можно предположить, что заимствование при изображении Николы иконографического мотива икон Спаса является отражением особого почитания Николы, уподобления его Христу.Представление Спаса и Богоматери в виде полуфигур, вписанных в круг (сферу) распространилось в русской иконописи со второй половины 15в.
Стилистическая справка.
Образ Николы на данной иконе был создан под влиянием московского искусства первой половины 15в., достаточно хорошо известного в Твери.Имеются также стилистические параллели живописи "Николы" в иконах деисусного, праздничного и пророческого рядов тверского иконостаса второй четверти-середины 15в. (так называемого кашинского). Г.В.Попов предлагает предположительно идентифицировать данную икону с иконой "Николай Чудотворец " той же иконографии и близкого размера,происходящей из Сретенской церкви в Твери.
Фрагмент. Богоматерь
XV век. Конец.
Происхождение: Церковь Смоленской иконы Богоматери в селе Георгиевское Бежецкого района Тверской области.
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.
Иконографическая справка
Поясные изображение святителя Николая Мирликийского были широко распространены в древнерусском искусстве. Изображения Спаса и Богоматери на публикуемой иконе связаны с так называемым Никейским чудом: в доказательство правоты епископа Николая, обличившего ересь Ария на I Вселенском соборе в Никее и лишенного за это епископского сана, Христос и Богоматерь вернули ему Евангелие и омофор - знаки святительского сана. Пропорции полуфигуры святителя с небольшой головой и узкими плечами и ее общий конусообразный абрис характерны для новгородской иконописи первой половины XV века - см., например, иконы святителя Николая в Новгородском музее. С этими памятниками икону из ЦМиАР связывает также одинаковый по рисунку и типично новгородский орнамент нимба в виде крупных листьев-цветков на широких изгибающихся стеблях, однако, в новгородских произведениях рисунок прографлен по золоту, а не исполнен живописно, как на иконе из села Георгиевское. Вместе с тем тип лика Николая - высокий куполообразный лоб, крупные глаза с тяжелыми веками - характерен для тверских произведений XV века, таких, как «Николай Мирликийский» на выносной иконе из села Васильевского .
Стилистическая справка.
Приемы построения объемов в публикуемой иконе последовательно сопоставимы с группой тверских произведений второй половины XV века, связанной с посадским искусством, к которой принадлежит «Иоанн Богослов»: полосы-тени открытого санкиря- в виде концентрических полукружий на лбу и по надбровным буграм создают конструкцию формы, а ее завершение дается в виде топких, вплавленных в живопись длинных пробелов. Общий колорит иконы, построенный на контрасте голубого и розового, также близок памятникам этой группы . Усложненная графика лика на иконе из Георгиевского свидетельствует о возможности ее исполнения в конце XV века. К архаическим особенностям в стиле иконы относятся: строгая фронтальность лика святого, плотность письма глаз, контраст сверкающих белил белка и темной радужной оболочки с расширенным зрачком. Источником этих приемов является провинциальное ростовское искусство, архаичное по стилю.
XVI век. Начало.
Происхождение: Дмитров. Успенский собор.
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.
XVI век. Начало.
Происхождение: Церковь Николы на Всполье в Ростове.
Место хранения: Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль".
Иконографическая справка
Святителя Николай представлен в поясном изображении с закрытым Евангелием, которое он держит непокрытой рукой.
Стилистическая справка
Образ святителя николая - мягкий и созерцательный. Силуэт Святителя слегка ассиметричен; контуры деталей намечены гибкими плавными линиями. В колорите основная роль принадлежит разнообразным оттенкам охр, красноватым и коричневым краскам.
XVI век. Первая половина.
Происхождение: Тотьма. Троицкая церковь.
Место хранения: Тотемский краеведческий музей.
XVI век. Вторая четверть.
Происхождение:
Из Покровского монастыря в Суздале.
Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Стилистическая справка.
Оплечный тип иконографии святителя Николая, возникший как сокращенный вариант его поясных изображений, получил распространение в древнерусском искусстве со второй половины - конца XV века.
XVI век. Середина.
Происхождение: Из Архангельска.
Место хранения: Частное собрание.
Иконографическая справка
Иконография оплечного изображения свт. Николая типична для XVI века. Строгий тип лика и характер живописи - плотное многослойное охрение по темному санкирю с графическими оживками, положенными точно по форме, - позволяют датировать икону серединой XVI века. Композиция иконы, укрупненный лик, оставляющий место только для узкого нимба, колорит, особенно оттенок голубого цвета крестов фелони, плотное золото очень желтого оттенка связывают памятник с искусством Вологды. Цированный орнамент нимба, несколько архаичный для своего времени, напоминает о древних новгородских корнях живописи этого художественного центра.
XVI век.
Место хранения: Частное собрание
XVI век.
Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Происхождение
Ростов Великий. Борисоглебский монастырь.
Иконографическая справка
Святитель Николай держит Евангелие непокровенной рукой, что достаточно редко, и считается признаком келейной иконы преп. Сергия Радонежского. Возможно, икона была написана для Благовещенской церкви Борисоглебского монастыря, освященной в 1526 году.
Фрагмент.
Фрагмент.
Фрагмент.
XVI век.
XVI век. Середина - вторая половина.
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.
Иконографическая справка
Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, является одним из самых чтимых на Руси святых. Изображения святого Николая Мирликийского, благословляющего и держащего закрытое Евангелие, известны для новгородской иконописи, начиная с XIII века. Подобные изображения включались и в ряд других так называемых «избранных» святых, иконы которых были распространены в Новгороде в XV веке.
веке.
Стилистическая справка.
По типу лика, приемам письма, характеру рисунка и колориту образ Николы можно отнести к новгородскому искусству и датировать временем не ранее середины XV века. По пропорциям фигуры с узкими плечами и крупной головой он близок изображению Николая на новгородской иконе «Илья Пророк, Никола и Анастасия с Богоматерью Знамение» из собрания А.И. Анисимова, середины - второй половины XV века. При сравнении живописи ликов на иконе ЦМиАР моделировка выглядит более резкой и контрастной из-за ут раты тончайших завершающих слоев. Чистый цвет, светлые оттенки разбеленных красок, резкие и угловатые линии рисунка являются ха рактерными чертами, позволяющими отнести фрагмент к новгородской живописи второй половинь XV века.
XVI век. Вторая половина.
Происхождение:
Ярославль. Успенский собор.
Иконографическая справка
Личное письмо сложно моделировано, с белильными движками. Особенностью иконы является то, что святитель держит Евангелие непокровенной рукой.
XVI век. Конец.
Место хранения: Частное собрание.
Фрагмент
Фрагмент
XVII век. 1677 г.
Происхождение: Подмосковье. Церковь Троицы.
Место хранения: Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское".
Иконографическая справка
Евангелие в руке святителя Николая - пример натуралистического изображения книги на иконе. На окладе Евангелия в овалах помещены: в центре - " Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом", по углам - евангелисты. Книга украшена тончайшим растительным орнаментом, имитирующим золоченый с чернью оклад с драгоценными камнями и фигурными застежками.
Фрагмент
XVII век. Конец.
Место хранения: Пензенская картинная галерея им. Константина Савицкого.
Иконографическая справка
На омофоре свт.Николая изображены сцены "Благовещения", "Рождества Христова" и "Сретения". На крышке Евангелия - "Распятие" и четыре Евангелиста по углам.
XVIII век. 1710гг.
Происхождение: Происходит из Никольского собора Никольского монастыря в Переславле-Залесском.
Место хранения: Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Стилистическая справка
Икона не имеет автографа Кирилла Уланова, но, очевидно, была написана изографом в составе комплекса икон местного ряда Никольского собора и стилистически аналогична им.
XVIII век. 1720 г.
Автор: Артемий Петров Кузнецов.
Происхождение: Церковь Воскресения Христова в Великом Устюге.
Место хранения: Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
XVIII век. 1727 г.
Происхождение: Вологда.
Место хранения: Частное собрание.
XVIII век. Середина.
Происхождение: Находилась в усадьбе в селе Светочева Гора Волгореченского района Костромской области, подарена музею В.Н.Перротте в 1963 году.
Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь".
Иконографическая справка
Иконография традиционная, святитель представлен в митре, что характерно для икон XVIII столетия, ориентированных на столичные образцы. Оклад иконы современен живописи, выполнен костромскими серебряниками.
XVIII век. 1772г.
Место хранения: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
XVIII век. 1782 год
XVIII век. 1788 г.
Место хранения: Частное собрание.
XIX век. Первая четверть.
Место хранения: Частное собрание Игоря Возякова
Источник:
ИКОНОГРАФИЯ ВОСТОЧНО-ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА