4 ноября - Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.).
*изображения кликабельны
1.
Век:XVII
Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей.
Иконографическая справка:
На полях иконы написаны свт. Гурий, первый архиепископ Казанский и свт. Варсонофий, епископ Тверской, казанские чудотворцы. Они почитались как просветители Казани, основатели и устроители Казанской епархии.
Фрагмент. Лики Спасителя и Богоматери
2.
Век:XVII
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Иконографическая справка:
Иконография иконы относится к типу Одигитрии со стоящим Младенцем Христом (Кондаков, 19О2. С. 143-144). Рук Богоматери не видно, десница Христа сложена в жесте благословения, опущенная левая скрыта под гиматием.
Стилистическая справка:
Богоматерь Казанская" - одна из самых почитаемых в России икон. Чудотворный образ был обретен 8 июля 1579 г. в городе Казани, в земле на пепелище дома стрельца Данилы Онучина, его дочерью Матроной. Вскоре список с него и краткое описание чудес были посланы в Москву царю Иоанну Грозному, по повелению которого на месте явления основали девичий монастырь. К освящению в 1595 г. каменного монастырского храма Богоматери Одигитрии была закончена "Повесть о явлении и чудесах иконы", написанная казанским митрополитом, впоследствии патриархом Гермогеном, участником события обретения святыни. Служба иконе напечатана в Казани вскоре после ее явления (Турилов, 1984. С. 11). Явленный чудотворный образ, находившийся в девичьем Казанском монастыре, был похищен в 1904 г. Икона особо почиталась династией Романовых. В 1613 г. царь Михаил Федорович повелел учредить празднование ей, кроме дня явления 8 июля, еще и 22 октября - как защитнице и помощнице в избавлении России от польско-литовских интервентов. В царствование Алексея Михайловича установлено общерусское празднование иконе.
3.
Век:XVII
Место хранения: Частное собрание
4.
Век:XVII
Место хранения: Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"
Иконографическая справка:
На обороте иконы, над верхней шпонкой помещена надпись с подписью автора Тимофея Ростовцева. Известный ростовский мастер, работавший в середине - второй половине 17 века. В 1642-1643 годах он принимал участие в создании фресок Успенского собора Московского Кремля, а в 1670-х - вместе с другими художниками расписывал церковь Спаса на Сенях ростовского Архмерейского дома. Икона "Богоматерь Казанская" является его единственным подписным произведением.
5.
Казанская, Николай Мирликийский (двустворчатый складень)
Век:XVII
Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей -заповедник "Ипатьевский монастырь"
Иконографическая справка:
Очевидно, является царским вкладом в Ипатьевский монастырь. Изображения Богоматери Казанской получили широкое распространение после событий Смутного времени, когда икона стала считаться покровительницей Дома Романовых. На публикуемом складне образ Богородицы восходит к московской чудотворной иконе из Казанского собора на Красной площади.
6.
Казанская, с клеймами
Век:XVII
Место хранения: Сольвычегодский государственный историко-художественный музей
Иконографическая справка:
Иконография центрального образа, вероятно заменяющего собой более ранний, традиционна. Порядок клейм: 1. Явление иконы Богоматери спящей отроковице Матроне 2. Матрона со своей матерью приходит к Казанскому воеводе и передает повеление Богоматери, полученное во сне 3. Матрона со своей матерью приходят к Казанскому архиепископу и передают повеление Богоматери, полученное во сне 4. Матрона, при стечении народа, собранного матерью, находит в земле икону, пресвитер Гермоген показывает народу обретенную икону 5. Моление народа перед новоявленной иконой 6. Чудо 1-е. Прозрение Иосифа 7. Чудо 2-е. Прозрение Никиты 8. Чудо 3-е. Исцеление болящего человека, приведенного к иконе своей женой из Вияжского града 9. Чудо 4-е. Прозрение ребенка, принесенного матерью 10. Чудо 5-е. Исцеление жены боярина Ивана Кузьминского, болевшей ногами 11. Чудо 6-е. Явление жене некоего поселянина иконы Богоматери наказание ее за ослушание и исцеление усохшей руки после исповеди архиепископу и молитвы к Богородице 12. Чудо 7-е. Исцеление болящего ногами Исаака, по молитве его матери к Богородице 13. Чудо 8-е. Исцеление Елены, болевшей очами, на пути в Казань 14. Чудо 9-е. Исцеление очей инока Иосифа 15. Чудо 10-е. Исцеление Козмы Окулова, исступленного умом 16. Чудо 11-е. Исцеление очей болящей Пелагеи 17. Чудо 12-е. Исцеление Трофима, болевшего очами и трясовицей 18. Чудо 13-е. Исцеление жены попа Ивана Домны, одержимой бесом 19. Чудо 14-е. Исцеление жены скорняка Дмитрия Домны и их дочери Неониллы; Чудо 16-е. Исцеление инока Арсения 20. Построение каменного собора во имя Богоматери Одигитрии в Казани.
Стилистическая справка:
Богоматерь Казанская" - одна из самых почитаемых в России икон. Чудотворный образ был обретен 8 июля 1579 г. в городе Казани, в земле на пепелище дома стрельца Данилы Онучина, его дочерью Матроной. Вскоре список с него и краткое описание чудес были посланы в Москву царю Иоанну Грозному, по повелению которого на месте явления основали девичий монастырь. К освящению в 1595 г. каменного монастырского храма Богоматери Одигитрии была закончена "Повесть о явлении и чудесах иконы", написанная казанским митрополитом, впоследствии патриархом Гермогеном, участником события обретения святыни. Служба иконе напечатана в Казани вскоре после ее явления (Турилов, 1984. С. 11). Явленный чудотворный образ, находившийся в девичьем Казанском монастыре, был похищен в 1904 г. Икона особо почиталась династией Романовых. В 1613 г. царь Михаил Федорович повелел учредить празднование ей, кроме дня явления 8 июля, еще и 22 октября - как защитнице и помощнице в избавлении России от польско-литовских интервентов. В царствование Алексея Михайловича установлено общерусское празднование иконе.
7.
Век:XVII-XVIII
Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь"
Иконографическая справка:
Поля иконы украшены современным живописи окладом московской работы. Его гладкая форма, "с трубами" по краям, типична для рубежа XVII-XVIII веков. В углах оклада находятся овальные пластины с изображением четырех евангелистов, закрытые сверху горным хрусталем. По старым описям известно, что на иконе также имелась цата с аналогичным закрытым хрусталем изображением Христа. Убор иконы дополнял скан-ный с эмалями венец. Икону отличает подчеркнутая пышность в изображении одежд, украшенных золотым орнаментом, городчатым кружевом и драгоценными камнями. Из-под чепца Богоматери выходит край прозрачной вуали - редкая деталь, навеянная западноевропейскими образцами. Лики Богоматери и Младенца индивидуализированы, возможно, в них использованы портретные черты заказчиков. Драгоценность живописи и оклада свидетельствуют о том, что икона создавалась по исключительному случаю для знатного заказчика.
Стилистическая справка:
Лики написаны в живоподобной манере с очень грамотной проработкой формы, характерной для лучших царских мастеров. В то же время особенности наложения белильных высветлений, их рисунок, а также форсированный розовый оттенок верхних век, губ и подрумянки типичны для костромской традиции. Очевидно, икона была выполнена работавшим в Москве в Оружейной палате иконописцем костромского происхождения.
8.
Век:XVIII
Место хранения: Музей-заповедник "Щелыково"
Иконографическая справка:
Иконография традиционная, дополнена изображением городчатого венца Богоматери, воспроизводящего серебряный венчик с камнями.
Стилистическая справка:
При сохранении традиционной манеры письма личного мастер воспроизводит отдельные анатомические подробности человеческого лица, в чем проявляется воздействие "живоподобного" стиля. Преобладание в палитре охр связывает памятник с галичской иконописной традицией, также как красноватый оттенок личного, который появляется в начале XVIII века за счет использования в вохрении красной охры.
9.
Век:XVIII
Место хранения: Музей-заповедник "Щелыково"
Иконографическая справка: Иконография традиционная.
Стилистическая справка:
Стиль иконы характерен для галич-ской провинции. Неширокие нимбы и "жемчужное" окаймление нимбов и дробниц связывают икону с художественной традицией сопредельного с Костромскими землями Северо-Восточного региона.
10.
Век:XVIII
Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь"
Иконографическая справка: Иконография традиционная.
Стилистическая справка:
Стиль иконы, ориентированный на древние образцы, характерен для иконописания, связанного со старообрядческой средой.
11.
Век:XVIII
Место хранения: Собрание В. А. Бондаренко
Иконографическая справка:
Феодот Феофанов Протопопов-Ухтомский (уп. 1676-1727) - придворный певчий дьяк и иконописец, обучавшийся, по-видимому, у Симона Ушакова. Уроженец Переславля-Залесского, сын настоятеля московского Благовещенского собора и царского духовника Феофана Феофилактовича. В последние годы жизни - священник одного из московских храмов. Известен по ряду подписных произведений, датированных с 1676 по 1722 год. На нижнем поле надпись белилами: [1720]го сiи образ[...]исал иерей Феодот Ухтомской.
12.
Казанская, с избранными святыми
Век:XVIII
Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконографическая справка:
Иконография иконы относится к типу Одигитрии со стоящим Младенцем Христом (Кондаков, 1902. С. 143-144). Рук Богоматери не видно, десница Христа сложена в жесте благословения, опущенная левая скрыта под гиматием. На боковых полях в овальных медальонах на желтом и розовом фоне поколенно изображены слева: Иаков, брат Господень, епископ Иерусалимский, в святительских одеждах, с раскрытой книгой и святой Алексий, человек Божий; справа святые Константин и Елена в золотых царских одеждах с крестами и скипетрами в руках.
Стилистическая справка:
Иконописца Успенского монастыря Александровой слободы можно причислить к последователям Симона Ушакова. Письмо ликов выполнено в "живоподобной" традиции. Лики Богоматери и Младенца писаны по темно-оливковому санкирю высветлениями, создающими объем. На веках, щеках, контурах носа положена подрумянка, уста розовые. В колорите иконы разные оттенки зеленого, оливкового цветов сочетаются с лиловыми, розовыми, оранжево-краными тонами. Серебряные и золотые орнаменты одежд дополнены мелкими серебряными облачками на фоне иконы.
13.
Казанская, со сказанием
Век:XVIII-XIX
Место хранения: Богоявленский собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме
Иконографическая справка:
Клейма: 1.Первое явление иконы Богоматери Матроне и ее рассказ об этом матери 2.Второе явление иконы Матроне и ее рассказ об этом матери 3.Третье, "огненное" явление иконы 4.Приведение Матроны к воеводам 5.Приведение Матроны к архиепископу 6.Обретение иконы 7.Мать Матроны рассказывает архиепископу об обретении иконы 8.Крестный ход к месту обретения иконы 9.Перенесение иконы в храм и исцеление Иосифа от слепоты 10.Поставление иконы в Благовещенском соборе и исцеление слепца Никиты 11.Создание списка с иконы и отсылка его в Москву 12.Царь Иван Васильевич приказывает учредить монастырь на месте обретения иконы В среднике под изображением Богоматери приведен текст тропаря иконе.
Стилистическая справка:
Манера письма отличается некоторой схематичностью, свойственной народной иконе. Характерный красноватый оттенок личного позволяет отнести памятник к произведениям, связанным с художественной традицией Солигалича.
Источник:
Иконография восточно-христианского искусства