Бытова́я жи́вопись (жанровая живопись, жанр) - жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной.
Первые бытовые сюжеты
Бытовые сюжеты встречаются уже в первобытных наскальных росписях.
Фрески на стенах древнеегипетских и этрусских гробниц представляли сцены пахоты и сбора плодов, охоты и рыбной ловли, танцев и пиров
Фрески гробницы в Бени-Гасане, Египет, ок. 1950 г. до н. э
Гробницы «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, Этрурия, 520-10 гг. до н. э. (*кликабельно)
Эти изображения имели магическое значение: должны были обеспечить умершему богатую и роскошную жизнь в загробном мире.
Будничные сюжеты нередки в древнегреческой вазописи.
«Пелика с ласточкой» Евфрония, обе - 5 в. до н. э.
Зарождение бытовой живописи
Бытовая живопись зародилась в эпоху Возрождения внутри исторической: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей.
Ф. дель Косса. Росписи Палаццо Скифанои в Ферраре, Италия, 1469-70 (*кликабельно)
Подлинные жанровые произведения создавали Караваджо, впервые начавший писать людей из низов и мастера Северного Возрождения.
Игроки в карты. Караваджо. 1594-95 гг. (*кликабельно)
Лютнист. Караваджо, ок. 1595 г. (*кликабельно)
Фокусник. Х. Босх, 1475-80 (*кликабельно)
Меняла и его жена. М. ван Реймерсвале, сер. 16 в. (*кликабельно)
Крестьянский танец. П. Брейгель Старший, 1568 (*кликабельно)
Крестьянская свадьба. П. Брейгель Старший, 1568
Бытовая живопись как самостоятельный жанр
Как самостоятельный жанр бытовая живопись оформилась в 17 в. в Голландии; тогда же пережила свой первый расцвет в живописи «малых голландцев».
После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни; поэтому самые простые занятия - забота о детях, уборка помещения, чтение письма - овеяны в голландской живописи 17 в. высокой поэзией.
Утро молодой дамы. Ф. ван Мирис. Старший
Женщина, чистящая яблоко. Г. Терборх, ок. 1660 г.
Девушка с письмом. Я. Вермеер Делфтский
Я. Вермер Делфтский. Служанка с кувшином молока. Ок. 1658 г. Государственный музей. Амстердам (*кликабельно)
Подлинного благородства и величия полны люди из низов в полотнах испанца Д. Веласкеса и француза Л. Ленена.
Севильский водонос. Д. Веласкес, ок. 1621 г.
Л. Ленен. Семейство молочницы, 1640-е гг. (*кликабельно)
Предмет исторической живописи - исключительные события, важные для целого народа или для всего человечества.
Бытовая живопись изображает то, что повторяется в жизни поколений людей из года в год, из века в век: труд и отдых, свадьбы и похороны, свидания в тиши и многолюдные праздничные шествия.
В лучших жанровых произведениях представлена не повседневность в её скучном однообразии, а быт, одухотворённый величием бытия.
Персонажи жанристов, как правило, безымянны, это «люди из толпы», типичные представители своей эпохи, нации, сословия, профессии.
На пашне. Весна. А. Г. Венецианова (*кликабельно)
Трапеза крестьян. Л. Ленен
Купчиха за чаем. Б. М. Кустодиев
Масленица.Б. М. Кустодиев (*кликабельно)
Объяснение. В. Е. Маковский
Охотники на привале. В. Г. Перов (*кликабельно)
Похороны в Орнане. Г. Курбе (*кликабельно)
Во Франции Ж. Б. С. Шарден писал домашние сценки из жизни третьего сословия, согретые сердечной теплотой и уютом.
Молитва перед обедом, Шарден, ок. 1740 г. (*кликабельно)
В дни войн и революций история властно вторгается в жизнь человека, нарушая её привычное течение.
Произведения, посвящённые суровому быту переломных эпох, лежат на грани исторического и бытового жанров.
1919 год. Тревога. К. С. Петрова-Водкин
Сатирическое направление в бытовом жанре
В 18 в. английский живописец и график У. Хогарт положил начало сатирическому направлению в бытовом жанре.
Модный брак. У. Хогарт, 1743-45 (*кликабельно)
Реалисты
Реалисты 19 в. стремились к точному, объективному отображению действительности и в то же время возвеличивали труд человека на земле.
Дробильщики камня. Г. Курбе, 1849 (*кликабельно)
Сборщицы колосьев. Ф. Милле, 1857 (*кликабельно)
Импрессионисты
Импрессионисты писали счастливые мгновения, выхваченные из потока обыденной жизни.
Качели. О. Ренуар, 1876 (*кликабельно)
Бытовой жанр в русской живописи
В русской живописи бытовой жанр сформировался позднее других. Термин стал использоваться со второй пол. 19 в., когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись, и для её обозначения заимствовали французское слово «жанр» (genre), принятое в западноевропейских академиях. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами.
В старину на Руси произведения, изображавшие события повседневной жизни, называли «бытейскими письмами».
18 в. даёт единичные примеры.
И. И. Фирсов. Юный живописец, 1760-е гг. (*кликабельно)
М. Шибанов. Крестьянский обед, 1774 (*кликабельно)
Родоначальником русской бытовой живописи стал А. Г. Венецианов.
Труды и дни крестьян предстают в его полотнах как вечный праздник единения с природой; красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония, что и в греческих статуях.
Венецианов А.Г. Жнецы, ок. 1825 г.
Венецианов А.Г. На жатве. Лето», 1820-е гг.
Венецианов А.Г. Утро помещицы, 1823
Жанровые мотивы появляются в творчестве и других мастеров первой пол. 19 в.
К. П. Брюллов. Итальянский полдень, 1827
К. П. Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя, 1827
В. А. Тропинина. Кружевница, 1823
В полотнах П. А. Федотова социальная сатира счастливо слита с поэзией, с любованием красотой окружающего мира.
П. А. Федотов. Разборчивая невеста, 1847 (*кликабельно)
П. А. Федотов. Сватовство майора, 1848 (*кликабельно)
П. А. Федотов. «Завтрак аристократа». 1849 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Передвижники
Бытовой жанр становится ведущим в живописи передвижников, заостривших критическую направленность творчества Федотова. Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, они пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям».
И. М. Прянишников. Шутники, 1865 (*кликабельно)
Н. В. Неврев. Торг. Из недавнего прошлого, 1866 (*кликабельно)
В. Е. Маковский. Свидание, 1883 (*кликабельно)
Хоровые картины
В 1870-80-е гг. появляются «хоровые картины» (термин В. В. Стасова), в которых действуют большие массы народа.
Взятие снежного городка. В. И. Сурикова, 1891
Общество станковистов
Традиции бытового жанра передвижников продолжили в 1920-е гг. живописцы, входившие в Ассоциацию художников революционной России.
Мастера из Общества станковистов писали героические будни строительства новой жизни.
A. Дейнека. Восстановление Ростсельмаша
Ю. Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962 (*кликабельно)
Бытовая живопись во второй пол. 20 - нач. 21 в.
Ф. Решетников. Опять двойка. Начало 1950-х
Яблонская Татьяна Ниловна. Утро. 1954 г.
Дочь Советской Киргизии, Чуйков С.А. (*кликабельно)
А. Пластов. Лето. 1959-1960 (*кликабельно)
Попков В.Е. Строители Братской ГЭС. 1960-1961 (*кликабельно)
По материалам:
Академик