История византийских корон. Часть 5. От диадемы к стемме.

Mar 05, 2015 16:41

Из прошлого очерка мы узнали, как диадема из простой полоски ткани превратилась в
ювелирное украшение.
В конце IV - начале V века произошла еще одна смена дизайна, которая превратила диадему (греч. Διάδημα) в собственно корону, стемму (греч. στέμμα).

Наиболее наглядно это можно увидеть на бронзовой статуе римского императора, которая ныне находится в итальянском городе Барлетте и так и называется - барлеттский колосс (высота статуи 4 с половиной метра). Кто именно изображен в бронзе, до сих пор составляет споры историков (в последнее время считается, что это скорее всего восточно-римский император Феодосий Младший).





Колосс из Барлетты

На первый взгляд венец барлеттского колосса мало отличается от диадем эпохи первых христианских императоров. Но есть и существенные отличия.


Диадема превратилась в сплошной обруч, но завязки, некогда закреплявшие ее на затылке, не смотря на теперешнюю ненужность, были сохранены в виде подвесков и перенесены с затылка ближе к вискам. С этих самых пор в течение многих столетий обруч с подвесками по бокам стал основной формой византийской императорской короны. Этот элемент в византийской литературе имеет несколько названий:

Препендулии (греч. πρεπενδούλια - от латинского «pendulus»: висящий, висячий, свисающий, ниспадающий).

Катасисты (греч. κατάσειστα - собственно, подвески)

Кремастарии (греч. κρεμαστάρια - от κρεμαστός: подвешенный, висящий, подвесной)

Энотии (греч. ἐνώτια - ушные украшения, серьги)

В русской популярной исторической литературе чаще всего используется слово препендулии (или пропендулии), в действительности, как видим все эти слова, так или иначе являются синонимами и означают просто подвески, привески.

Но поскольку этот рудиментарный элемент был сохранен, можно заключить, что византийцы предавали этим подвескам какое-то значение.

Очень может быть, что это было вызвано известным соперничеством с персидскими владыками династии Сасанидов, которые соединили восточную тиару с эллинской диадемой (при чем, диадема использовалась в первоначальной форме - тканной повязки). Так, например, на сасанидском рельефе в Накше-Рустам (скальной усыпальнице древних персидских царей) изображается царская инициация шаха Ардашира. На рельефе верховный бог персидского пантеона Ахура-Мазда вручает шаху не корону, а именно диадему - тканную повязку с длинными плиссированными концами. Этот элемент присутствует практически во всех изображениях сасанидских владык.



Византийские государи разумеется считали себя ничем не хуже персидских и, если персы соединили персидскую тиару с диадемой, то византийцы (короны которых уже сами по себе были модифицированными диадемами) просто акцентировали внимание на уже ненужных завязках, превратив их в подвески и перенеся в зону видимости с затылка к вискам.



Фрагмент консульского диптиха Проба Аниция (нач. V в.) с изображением императора Гонория, здесь заметны подвески, которые с первого взгляда можно принять за серьги.

Возможно подвески имели и некое символическое значение, но византийская литература о нем не говорит и, хотя появляется соблазн истолковать значение препендулий, оставим это любителям скрытых смыслов.

В остальном внешний вид диадемы-стеммы почти не изменился. Это был такой же обруч, состоящий, как и раньше из пластин, украшенных драгоценными камнями, обрамленными сверху и снизу жемчужными нитями или перемежающихся с крупными жемчужинами. Однако появилось ещё одно новшество в виде центральной пластины, имевшей специфическую арочную форму. Как и подвески, эта центральная пластина в дальнейшем стала характерным признаком классической византийской императорской короны.



Ранняя византийская стемма (рисунок автора)

Впрочем, стоит отметить, что в нумизматике, как довольно консервативном искусстве, императоры, еще довольно долго изображались в старом типе диадемы (с подвесками-завязками на затылке).

византийское ювелирное искусство, Византия, византийское искусство

Previous post Next post
Up