Из
прошлого очерка мы узнали, как диадема из простой полоски ткани превратилась в
ювелирное украшение.
В конце IV - начале V века произошла еще одна смена дизайна, которая превратила диадему (греч. Διάδημα) в собственно корону, стемму (греч. στέμμα).
Наиболее наглядно это можно увидеть на бронзовой статуе римского императора, которая ныне находится в итальянском городе Барлетте и так и называется - барлеттский колосс (высота статуи 4 с половиной метра). Кто именно изображен в бронзе, до сих пор составляет споры историков (в последнее время считается, что это скорее всего восточно-римский император Феодосий Младший).
Колосс из Барлетты
На первый взгляд венец барлеттского колосса мало отличается от диадем эпохи первых христианских императоров. Но есть и существенные отличия.
Диадема превратилась в сплошной обруч, но завязки, некогда закреплявшие ее на затылке, не смотря на теперешнюю ненужность, были сохранены в виде подвесков и перенесены с затылка ближе к вискам. С этих самых пор в течение многих столетий обруч с подвесками по бокам стал основной формой византийской императорской короны. Этот элемент в византийской литературе имеет несколько названий:
Препендулии (греч. πρεπενδούλια - от латинского «pendulus»: висящий, висячий, свисающий, ниспадающий).
Катасисты (греч. κατάσειστα - собственно, подвески)
Кремастарии (греч. κρεμαστάρια - от κρεμαστός: подвешенный, висящий, подвесной)
Энотии (греч. ἐνώτια - ушные украшения, серьги)
В русской популярной исторической литературе чаще всего используется слово препендулии (или пропендулии), в действительности, как видим все эти слова, так или иначе являются синонимами и означают просто подвески, привески.
Но поскольку этот рудиментарный элемент был сохранен, можно заключить, что византийцы предавали этим подвескам какое-то значение.
Очень может быть, что это было вызвано известным соперничеством с персидскими владыками династии Сасанидов, которые соединили восточную тиару с эллинской диадемой (при чем, диадема использовалась в первоначальной форме - тканной повязки). Так, например, на сасанидском рельефе в Накше-Рустам (скальной усыпальнице древних персидских царей) изображается царская инициация шаха Ардашира. На рельефе верховный бог персидского пантеона Ахура-Мазда вручает шаху не корону, а именно диадему - тканную повязку с длинными плиссированными концами. Этот элемент присутствует практически во всех изображениях сасанидских владык.
Византийские государи разумеется считали себя ничем не хуже персидских и, если персы соединили персидскую тиару с диадемой, то византийцы (короны которых уже сами по себе были модифицированными диадемами) просто акцентировали внимание на уже ненужных завязках, превратив их в подвески и перенеся в зону видимости с затылка к вискам.
Фрагмент консульского диптиха Проба Аниция (нач. V в.) с изображением императора Гонория, здесь заметны подвески, которые с первого взгляда можно принять за серьги.
Возможно подвески имели и некое символическое значение, но византийская литература о нем не говорит и, хотя появляется соблазн истолковать значение препендулий, оставим это любителям скрытых смыслов.
В остальном внешний вид диадемы-стеммы почти не изменился. Это был такой же обруч, состоящий, как и раньше из пластин, украшенных драгоценными камнями, обрамленными сверху и снизу жемчужными нитями или перемежающихся с крупными жемчужинами. Однако появилось ещё одно новшество в виде центральной пластины, имевшей специфическую арочную форму. Как и подвески, эта центральная пластина в дальнейшем стала характерным признаком классической византийской императорской короны.
Ранняя византийская стемма (рисунок автора)
Впрочем, стоит отметить, что в нумизматике, как довольно консервативном искусстве, императоры, еще довольно долго изображались в старом типе диадемы (с подвесками-завязками на затылке).