Святой Иоанн Предтеча. Иконография. Болгария. Византия. Греция. Египет. Крит. Македония. Сербия.

Jul 07, 2014 10:00



7 июля - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

1.


Иоанн Предтеча, в житии
Век:XVI
Место создания: Болгария
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконографическая справка: На иконе 13 житийных клейм, без четкого их разделения на верхнем поле. Порядок чтения клейм (по часовой стрелке): 1. Благовещение Захарии 2. Встреча Богоматери и Елисаветы 3. Рождество Иоанна Крестителя 4. Избиение младенцев 5. Укрытие Елисаветы и Иоанна в горе 6. Изведение Иоанна Крестителя из пустыни 7. Крещение народа Иоанном Крестителем 8. Крещение Спасителя Иоанном Крестителем 9. Заключение Иоанна Крестителя в темницу 10. Усекновение главы Иоанна Крестителя 11. Пир Ирода 12. Погребение Иоанна Крестителя 13. Обретение главы Иоанна Крестителя и служба перед ней Надпись на фоне средника: "Иоанн Креститель". Надпись на свитке:"Покайтесь, братья, и тем приближите Царство Небесно - Мф. 3, 2, парафраз). Внизу средника, на красном фоне золотом написано: "Написал этот образ этого св. Иоанна Крестителя лето 1595 настоятеля игумена Антония". Под нижним крайним клеймом красными буквами по позолоченному фону: "Куплен этот образ...из села Желева".

Стилистическая справка: Возможно, икона написана тем же мастером, что и триптих-поминальник, находящийся в Кремиковском монастыре близ Софии. Согласно наблюдениям Асена Кирина, палеография надписей (кроме последней) на обоих памятниках одинакова и связана с Западной Болгарией. Последняя, владельческая, надпись поздняя, возможно XIX в.

2.


Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XIV
Место создания: Византия
Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

3.


Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XIII
Место создания: Греция
Место хранения: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Иконографическая справка: Икона являлась частью полуфигурного Деисуса. Святой представлен в насыщенном красном хитоне с обильным золотым ассистом и темном, почти черном плаще. На фоне многочисленные врезки нового левкаса, которые свидетельствуют, что икона за время своего существования неоднократно поновлялась. Такие но-новления с заменой фрагментов разрушенного фона характерны для византийских памятников, издревле бытовавших на Руси. Например, такую чинку имеет икона "Богоматерь Пименовская" 14 в. ( Византия, Балканы. Русь, 1991. № 43 ). Сохранность дерева, совершенно нетронутого вредителями, также свидетельствует, что икона либо была непосредственно написана на Руси, либо привезена вскоре после своего создания.

Стилистическая справка: Еще в начале 20 в. на белом фоне иконы были славянские надписи, счищенные при одной из последующих реставраций. Никодим Кондаков, изучавший икону в начале 20 в.. еще с надписями и записями, считал, что это новгородское произведение, копирующее сербский оригинал. Все исследователи единодушно отмечали связь иконы с Балканской живописью, находя стилистические аналогии с сербскими памятниками: фрески Жичи. росписи церкви св. Николая в Студенице, икона из Дечан. Поэтому естественно думать о сербском или греческом мастере ранне-палеологовского времени.

4.


Век:XIV
Место создания: Греция
Место хранения: Афон, монастырь Пантократор

5.


Век:XV
Место создания: Греция
Место хранения: Византийский музей, Афины



Фрагмент. Иоанн Предтеча



Фрагмент. Горки и секира

6.


Век:XVI
Место создания: Греция.
Место хранения: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

7.


Век:XVII
Место создания: Греция
Место хранения: Афон, монастырь Пантократор

8.


Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XIV
Место создания: Греция
Место хранения: Афон, монастырь Хиландар

9.


Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XIV
Место создания: Греция
Место хранения: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

10.


св. Иоанн Предтеча и Богородица с Младенцем
Век:XIV
Место создания: Греция
Место хранения: Монастырь Пантократор, Афон



Фрагмент.Богоматерь с Младенцем

11.


Иоанн Предтеча Ангел пустыни
Век:XVI
Место создания: Греция
Место хранения: Афон, монастырь Пантократор



Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи



Фрагмент. Горка с древом и секирой

12.


Иоанн Предтеча Ангел пустыни
Век:XVII
Место создания: Греция
Место хранения: Афон, монастырь Пантократор

13.


Иоанн Предтеча, в житии
Век:XVII
Место создания: Греция
Место хранения: Афон, монастырь Пантократор



Фрагмент.Пир Ирода



Фрагмент.Обретение главы Иоанна Предтечи

14.


Век:XVIII
Место создания: Греция
Место хранения: Афон, монастырь Пантократор

15.


Век:XII
Место создания: Египет
Место хранения: Синай, монастырь святой Екатерины

16.


Век:XVI
Место создания: Крит
Место хранения: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Иконографическая справка: Иконографический тип крылатого Иоанна Предтечи известен с палеологовской эпохи. Данный извод получил широкое распространение в критской иконописи благодаря Ангелосу. Изображение вписано в узкое поле доски, такая композиция также восходит к школе Ангелоса.

Стилистическая справка: Изящный рисунок хранит традиции XV в. Графья местами не совпадает с рисунком. В личном письме используются разные приемы. Аскетический лик стоящего Иоанна выполнен в иконописной манере с очень темной коричневой карнацией, темными охрами, киноварными акцентами. Заметно подчеркнуты скулы. Движки светов комбинируются с лишь слегка намеченной светотенью. Голова в чаше написана иначе. Поверх коричневой карнации проложены мертвенно оливковые охры и плавные света. Иконописные приемы сочетаются с западной натуралистичностью. Почти портретный лик Иоанна искажен смертельной гримасой. Итальянские влияния очевидны и в передаче горок, в которых также стилизуются приемы школы Ангелоса. В колорите гармонично сочетаются темно-оливковый плащ, светло-синяя милоть, бирюзовые крылья и светлые горки. Сочетание иконописной традиции и знание итальянского искусства, ориентация на школу Ангелоса, композиция, свобода трактовки объемов и горок, а также коричневая карнация, колорит близки кругу произведений Михаила Дамаскиноса. См. иконы этого мастера "Иоанн Предтеча" из музея Закинтоса и "Богоматерь Купина". Однако стиль данной иконы несколько суховат. Возможно икона принадлежит школе Михаила Дамаскиноса.

17.


Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVII
Место создания: Крит
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Стилистическая справка: Живопись в целом близка работам Эммануила Ламбардоса. Тип лика Иоанна Предтечи, сохраняя общее типологическое сходство с ликами в иконах, созданных Эммануилом Ламбардосом - "Евангелист Иоанн с Пророком на Патмосе" 1602 г., "Распятие" 1613-1618 гг. в церкви св. Георгия в Венеции - не несет в себе черт специфической утрировки в рисунке и повышенной эмоциональной выразительности. Характерен для критской иконописи около 1600 г. и позднее рисунок тонких, заостренных прядей волос Иоанна Предтечи, с центральной S-образной вертикальной прядью. Живопись облачений Иоанна Предтечи заключает в себе большое конструктивное начало и вместе тонкость и мягкость цветовых переходов.

18.


Век:XIV
Место создания: Македония
Место хранения: Монастырь Хиландар на Афоне

19.


Век:XV
Место создания: Македония
Место хранения: Музей икон, Скопье, Македония

20.


Век:XV
Место создания: Сербия
Место хранения: Музей "Новодевичий монастырь", филиал Государственного Исторического музея, Москва

Иконографическая справка: На основе записи в Приходной книге Новодевичьего монастыря икона считается вкладом царя Бориса Годунова.

Стилистическая справка: Стилистически икона восходит к традициям палеологовской живописи, ярко выраженной в памятниках иконостаса из Дечан 1350 г.

21.


Иоанн Предтеча и архангел Гавриил (из деисусного чина)
Век:XVI
Место создания: Сербия
Место хранения: Монастырь Крушедол в области Воеводина, Сербия
Previous post Next post
Up