Бабушка. Часть первая.

Dec 06, 2011 23:24

На днях мне пришло очень интересное письмо. Мне написала дама, интересующаяся Ленинградскими архитекторами 20х-30х годов. На меня она вышла по ссылке на блог, в котором я упоминала имя моей бабушки, Кохановой Раисы Николаевны. Действительно, моя бабушка была архитектором, работала в Ленгражданпроекте, много проектировала, любила свою работу, но всегда хотела быть художником. Она была замечательным человеком, прожила долгую, интересную жизнь, и мне показалось, что, раз ее жизнью интересуются в Интернете, нужно написать про неё что-то, что я помню. Если получится интересно, со временем напишу и про других моих родственников - они все были очень достойными людьми.


Моя бабушка, Коханова Раиса Николаевна родилась 28го декабря 1906го года в Петербурге, в Эртелевом переулке д.6 . Она была третьим ребёнком в семье подполковника инженерно-фортификационной службы, Коханова Николая Ивановича, и дворянки, помещицы Лужского уезда Александры Орестовны (урождённой Еремеевой). Когда мою новорожденную бабушку показали матери, та со словами «Господи, это же Варвара Алексеевна!» упала в обморок. Варварой Алексеевной звали её любимую свекровь... В семье все дети разделялись на «папиных» и «маминых», и моя бабушка была самая любимая «папина» дочка. До семи лет детство бабушки было вполне безмятежным. Она получала домашнее образование: в дом ходили учителя французского и русского языков, арифметики, танцев, был и учитель музыки. Для занятий музыкой у друга семьи,бурятского шамана Петра Бадмаева , приобрели кабинетный рояль, который достоин отдельного рассказа. Те, кто бывал в нашем старом доме, помнят этот славный инструмент. Когда бабушке исполнилось семь лет, пришла пора отдать её в школу. Неподалёку от дома находилась замечательная французская гимназия, и маленькую Раю повели туда на вступительные экзамены, которые она благополучно провалила. Она не смогла ответить ничего на вопрос, который ей задали по-французски. Расстроенная, недоумевающая мать повела плачущую дочку домой, и по дороге встретила знакомую даму, дальнюю родственницу, которая поинтересовалась причиной такого расстройства. Ей рассказали про неудачу на экзамене. Дама спросила:
   -О чём же вас спрашивали?
   - Меня спросили, что делает собака, когда её ласкают?
   -Почему же вы не ответили, что собака виляет хвостом?
   -Потому что я не знаю, что собака виляет. У меня нет собаки. Я очень боюсь собак, меня на      даче одна собака укусила за пятку.

Разговор шёл на французском языке, так как моя бабушка французским владела свободнее, чем русским.Дама оказалась инспектрисой учебных заведений, и так как социальное положение семьи вполне позволяло, определила мою бабушку в Смольный институт благородных девиц,на Александровскую половину, выпускающую фрейлин для двора. И спокойная жизнь моей бабушки кончилась. Шёл 1914год.
   Отец, уже полковник, выезжал на все возможные театры военных действий, начиная ещё с русско-японской войны. Дома он почти не бывал и ситуация в семье была естественно очень нервная - шла первая мировая война. Два старших сына учились в кадетском корпусе, бабушка в институте, и дома оставалась только мать с младшей дочерью, которая по возрасту ещё училась дома. Впоследствии бабушка утверждала, что Великая Октябрьская Социалистическая Революция совершилась её (бабушкиными) молитвами. Дело в том, что она ненавидела институт. Это был интернат с очень жёсткими правилами. Восьмилетних девочек (их называли «восьмушками») одевали в декольтированные платья с лёгкой пелеринкой, и до глубокой осени выводили на прогулку без пальто, для того, чтоб они привыкали к холоду, и в зоне декольте не образовывалась «гусиная кожа». С этой же целью утренние умывания производились холодной водой. Барышень причёсывали специальные девушки, не очень им симпатизирующие видимо, потому, что волосы они драли нещадно. Бабушка была природная пепельная блондинка, а её одноклассница Леночка Жерве - яркая брюнетка, и во время посещений императрицей института, как самые маленькие девочки они вдвоём, с распущенными длинными волосами изображали ангелочков, чему предшествовала изнурительная балетная подготовка. И так далее. В общем, бабушка плакала и молилась. Молитва была такая: « Господи! Сделай так, чтоб меня на Пасху отправили домой! Если так произойдет, я в тебя поверю!» И 2го (15го) марта 1917го года в общий зал Смольного института вошла рыдающая директриса с сообщением, что царь отрёкся, институт закрывается, и всех отпускают домой.
   В сентябре 1917года, журнал «Инвалид» написал о производстве Коханова Николая Ивановича, отца моей бабушки, в генералы. К тому времени он уже был профессор Военно-Инженерной Академии, и Академии Генерального Штаба, видный военный учёный, писал книги, и вместе с тем участвовал во всех военных конфликтах того времени. Мне не очень понятна хронология последующих событий, потому что бабушка, в силу известных причин, рассказывала не всё, или точнее всё, но не совсем полно, и без оценок. Но, я буду писать, что помню, опираясь на бабушкины рассказы, и на документы, найденные в интернете. Год был 1918й, время смутное, непонятное, и бабушкин отец, находясь в Петрограде, принял сторону большевиков, как я понимаю потому, что шла война, и ему как военному, сложно было в отсутствии внятного командования, и какого-то плана действий. На фронт его не посылали, и он продолжал преподавать, когда поступил приказ профессуре Академии генштаба эвакуироваться из Петрограда с семьями в Екатеринбург. Сложно понять, зачем их туда отправили, но бабушка предполагала, что большевики выслали их туда, боясь иметь в Петрограде военных, на словах лояльных власти, а так - не очень. Собирались ехать на лето, зимние вещи с собой не брали. Генералитет академии, огромным эшелоном, в котором ехала библиотека и документация генерального штаба, выехал из Петрограда, и оказались в Екатеринбурге аккурат в то время, когда происходил расстрел царской семьи. Бабушка рассказывала, что старший брат её, кадет, стоял на охране вокзала, и видел, как бежала, переодевшись в мужское платье, царевна Анастасия. Правда, неправда - не знаю. Известно, что вскоре после этих событий Екатеринбург занял адмирал Колчак. К нему и присоединился генерал Коханов, бывший с Колчаком в дружеских отношениях со времён обороны Порт-Артура (бабушка рассказывала, как на приёмах у Колчака она ела паровую осетрину с маринованной дыней, и как она играла на фортепиано для него). Так же на сторону Колчака встала большая часть остальных военных оскорблённых и разозлённых произошедшими Екатеринбургскими событиями.
   С Колчаком, в армии которого генерал Коханов занимал серьёзные посты, она проехала через всю Сибирь. Кстати, в составе их эшелона ехал тот самый знаменитый вагон с золотом, который то ли утонул в Байкале, то ли нет. Отец бабушки, по приказу Колчака как раз занимался наведением переправы через Байкал для этого вагона, благополучно перевёз его на ту сторону, и золото вместе с документами генштаба уехали в Харбин, правда, уже без Колчака. В декабре 1919го года в Иркутске его расстреляли... Про переправу этого золотого вагона я знала с самого раннего детства. Для меня эта история была как «вестерн» . Бабушка очень любила рассказывать, а я обожала слушать, потому что она говорила эмоционально, показывала, как трещал лёд под тяжеленным вагоном, как из под рельс разбегались трещины, как разогнался машинист, как они все на берегу переживали - провалится поезд под лёд или нет!… Вообще-то на берегу Байкала в расформированном эшелоне без паровоза, они сидели, и ждали этой переправы месяц, если не больше… Жёны военных шили детям тёплые вещи из шерстяных красных флагов, вывезенных ещё из Екатеринбурга. Дети потом в этих красных платьях несколько лет ходили... А не так давно я посмотрела по «Культуре» передачу про Колчака, где долго обсуждалась судьба этого золота, показывали ищущих дайверов, проводящих подводную фотосъёмку дна, приводилось много всяких версий, предположений, и сошлись все на том, что вагон если и был, то конечно утонул, но, скорее всего, его просто не было… На этом месте, наверное, я закончу первую часть рассказа. Сколько частей будет ещё, я не знаю, но мне бы хотелось, чтоб вы не заскучали от такого объемного опуса. Удивительно, но в моём ЖЖ есть люди, которые помнят мою дорогую бабулю...

Вот некоторые  ссылки, найденные мною в интернете:
Коханов Николай Иванович:http://viupetra.3dn.ru/publ/kokhanov_nikolaj_ivanovich/15-1-0-316
Бадмаев Пётр Александрович:http://hrono.ru/biograf/bio_b/badmaev.php
Адмирал Колчак:http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/kolchak.php
Золото Колчака:http://eco.ria.ru/discovery/20100512/233485340.html
Продолжение следует.
Previous post Next post
Up