Редко пишу в свой ЖЖ что-то кроме приглашений на концерты, но на днях я с дочерью сходила в театр, и под впечатлением от увиденного захотелось как-то высказаться. Говорить буду долго, так что и читать будет долго :).
Я и моя семья - все музыканты. Моя восьмилетняя дочь Маруся давно и успешно занимается по классу фортепиано, соответственно я всячески стараюсь с детства развивать её художественно-музыкальный вкус: интересные поездки, музеи, Третьяковская галерея, хорошие книжки, кино...У меня пока это получается, несмотря на засилье "клуба Винкс" в общеобразовательной школе.Особенно мне ,как певице, хочется привить ребёнку любовь к классической музыке. В таком нежном возрасте симфоническая музыка воспринимается тяжеловато (хотя что-то , понятно, Манька слушает ), но мне кажется, что наша замечательная опера, которая большей частью снята в виде фильмов-сказок (Снегурочка, Садко и т.д.) в связи с наличием видеоряда больше может заинтересовать ребёнка, чем некая абстракция.А поскольку ребёнок играет Моцарта, я нашла в интернете роскошный фильм Бергмана "Волшебная флейта", который дочь засмотрела до дыр. Она выучила либретто, пела все партии подряд, и в какой-то момент я поняла, что пора ребёнка вести в Большой театр, там как раз "Волшебную флейту поставили немецкий режиссёр и немецкий же дирежёр.Интересно...Купили билеты, решили - идём. Было это где-то два года назад. За несколько дней до спектакля на билетах я прочитала, что детей до десяти лет (Маньке к тому времени шесть) на вечерние спектакли не пускают, и мы срочно программу переиграли - ребёнка отвлекли цирком, а сами с моей подругой
anna_hoffman решили устроить себе праздник, пойти в театр на любимую оперу. Пришли, сели, и увидели на сцене декорации в виде грязной кирпичной стены разрисованной графити (или граффити). Ну, думаем, попали, но всё равно интересно. Оркестр сыграл увертюру в странном непривычном темпе, ну, дирижёр немец - ему виднее, как Моцарта играть. И дальше началось.Кто сюжет оперы знает - тот поймёт: на сцену выбегает шатаясь небритый, грязный мужик(принц Томино) в семейных трусах, под которыми явственно болтается, и начинает петь, дико таращась в зал, строго по тексту - Спасите, спасите, за мной гонится ужасная змея, и т.д. - мы, натурально, понимаем, что у мужика белая горячка. Далее, он падает в обморок, и на сцену выезжает шестёрка жигулей с синей полосой по бортам и из неё выходят три бабы в ментовской форме(три служанки Царицы ночи) ( я не шучу), которые начинают спорить из-за этого мужика, и раздеваются: одна снимает с себя юбку и остаётся в чулках, другая китель, остаётся в лифчике, третья не помню что с себя сняла. Всё это они проделывают в процессе пения того самого замечательного трио...Далее из канализации (люк на сцене) вылезает БОМЖ (Папагено) и т.д...Храм Солнца и хор Жрецов режиссёр спектакля решил следующим образом : мужской(Слава Богу, что не женский ) хор раздели до трусов, и укладывали лежать под лампы солярия, которые спускались с колосников. Зорастро был в виде генсека, в брежневской шапке, и все ему рукой делали что-то типа "хайль" или пионерского салюта...Мы как вдохнули, так больше и не выдыхали.Ощущение, что нас обманули в лучших чувствах не оставляло.Обсуждая увиденное по дороге домой мы решили, что самая большая удача заключается в том, что Манька на этот спектакль не попала, потому, что мы уж как нибудь это переживём, а ребёнок может расстроиться и обмануться так, что больше в оперу его и калачом не заманишь. К чему я рассказываю казус двухлетней давности? А вот к чему:
Композитор Моцарт по -прежнему нравится моей дочке, И очень она просилась на каникулах в театр. А тут нам подарили два билета на премьеру оперы "Дон Жуан" У меня нехорошее, честно говоря, всколыхнулось - уж если с "Волшебной флейтой" так обошлись, то Дон Жуан, "сомнительный сюжет",такого можно накрутить...но, с другой стороны, в классической постановке что там может быть неприличного? Галантный век, красивые костюмы, пудреные парики, роскошная музыка, которую ребёнок хорошо знает... В конце концов, нам по телевизору такое показывают, что дон Жуан отдыхает. На всякий случай я полезла в интернет, но, поскольку спектакль премьерный, отзывов практически нет, а с гененральной репетиции отзывы пишут родственники участников спектакля, и как правило они (отзывы) не ругательные. Было известно, что дирижёр собрал в виде эксперимента барочный оркестр с настоящим моцартовским звучанием , и что режиссёр по новому переосмыслил сюжет, сделав акцент на психологическую драму Дон Жуана , и вообще на драматическую игру артистов.И последним аргументом за Дон Жуана было вот что - Манька видела эту оперу во многих интерпретациях, я ей из интернета скачивала, так вот, там в конце появляется статуя командора. Разные режиссёры решают по -своему эту сцену, и ребёнок завёлся поглядеть, какой будет статуя в Большом театре.Я ей говорю - статуя в самом конце, через три часа после начала. Высидишь? - Высижу, говорит. Ну, ладно, пошли...
И таки они накрутили! Они такого накрутили!!! Действие происходит в наше время, костюмов, фижм и париков нет. Прямо сходу на сцену выбегает донна Анна, дама в приличных телесах и возрасте, практически в белье, и делает попытки трахнуть дон Жуана, причём очень натурально, разводя ноги на публику. Дон Жуан вырывается, и убегая, по ходу убивает командора путём ударения головой об шкаф (причём поёт, что-то типа, вот моя шпага, а Манька спрашивает, чего он врёт, где шпага? Он же его головой стукнул!).На похоронах командора, среди траурных венков донна Анна настойчего хватает за ширинку дона Оттавио, требуя чтоб тот соответственно отмстил дону Жуану. Церлина ложится на пол едва начав петь дуэт, и если бы донна Эльвира чутка бы задержалась с выходом, то непонятно, что бы пришлось сделать артистам, чтоб выглядеть достоверно. Церлину трахают под столом, донну Эльвиру на столе. И так далее. Я ойкала, и закрывала Маньке глаза программкой. Весь второй акт (извините, в данном контексте уже непристойно звучит) дон Жуан пьян, а все женщины в слезах и безвыходной страсти ( я так это поняла) лежат по углам сцены, кутаются в пальто дона Жуана, нюхают это пальто, и от этого им вроде как легчает. Сильно было заметно, что в положении лёжа у вышеупомянутой пышной донны Анны из тесного костюма вываливаются сиськи.Костюм донну Анну явно не красит, хотя, видимо в жизни тётка не так и страшна, нормальная тётка,и не такая толстая. Зачем её так одели ???(больной для меня вопрос - я тоже тётка с формами, но даже за такую хорошую роль не позволила бы на себя такое надевать). Донна Эльвира ходит в штанах, зимних сапогах и пуховике из под которого торчит серая вязаная кофта. Церлина на свадьбе в белой балетной пачке, далее в джинсах и том самом пальте дона Жуана, которое они все нюхали.И что вообще ни в какие ворота не лезет - статуи Командора вообще не было. Вышел просто командор, как в начале, спел свою арию, дон Жуан схватился за ворот майки, и помер. Всё. Манька обломалась, конечно, но не совсем, так как при всём при этом были положительные моменты:
Во -первых, очень хорошо играл оркестр.Звук жильных струн сильно отличается от современных железных: он тише и нежнее, там есть какая- то хрипотца и шуршание, от этого звук становится живее и теплее.Надо сказать спасибо дирижёру и музыкантам за то, что при такой порнухе на сцене люди не обломались, и честно, красиво, как при свечах играли Моцарта.
Во- вторых, певцы все пели хорошо. Некоторые просто замечательно. Дон Жуан, Лепорелло и донна Эльвира чудесные певцы. Донне Анне, как самому высокому голосу было видимо сложнее всех, так как она пела всё время из положения лёжа, хотя видно, что если бы она была в более приемлемом для пения положении, то ей было бы гораздо легче. А так, конечно, она певица тоже очень приличная. Очень хороши ансамбли, которых в этой опере множество, и они, как правило "засадные места". Хороши и не скучны речитативы. Совсем не понравились Мазетто и наверное, дон Оттавио. Остальные просто молодцы. Отдельное спасибо дону Жуану за Серенаду.
В третьих, мужик, игравший на хаммерклавире( это такая смесь клавесина и фортепиано) - большой умница. Он в антракте сидя в яме и настраивая свой инструмент, очень подробно рассказывал, что это за инструмент, как называется, когда сделан, какие ещё бывают подобные инструменты, на чём играл Моцарт, на чём Бетховен и т.д. Вокруг него собрались интересующиеся и с огромным интересом слушали. Манька была счастлива, сказала, что тоже будет на такой штуке играть. Кто знает...
Я что хочу сказать этим постом. Мне кажется очень плохо, когда за великие произведения берутся люди, которым нечего сказать. Это замечено многажды, что когда режиссёр не знает как ему ещё выябнуться, он снимает с артистов штаны.Неужели в современном театре все другие выразительные средства закончились? Неужели эта беда дошла и до оперы? Что пугает особенно сильно, так это то, что и в случае с "Волшебной флейтой" и с "Дон Жуаном" работали международные коллективы. Опера "Дон Жуан" - совместная постановка Большого театра России, оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе, Театра Реал(Мадрид) и Канадской оперы (Торонто). Люди, я не догоняю чего-то??? Я-то думала, что вся эта пошлость и гадость, пардон, весь этот эксперимент театральный касается только нашей богохранимой страны, а у буржуев всё-таки с большим почтением относятся к культуре и традиции. Или я плохо знакома с рейтингами театральными, и вышеозначенные театры - это такие театры из европейских Крыжополей и Мухосрансков? Но ведь Мадрид, Торонто (не европейский кстати ни разу)... Или это театры какого-то мелкого масштаба может?.. Но наш то, Большой театр, блин! А Ла-Скала себе позволяет такие трактовки, интересно?Мне вот что вспомнилось -несколько лет назад в Москву с гастролями приезжал театр "Кабуки" Так вот там брали интервью у режиссёра, или как он там у японцев называется, не помню. Спрашивали его не скучно ли работать в традиционном театре, ведь фантазию применить некуда. Так дядька ответил что хороший режиссёр отличается от плохого тем, что даже в жёстких рамках традиции всегда найдёт очень много простора для творчества.
Слушайте, я не ханжа, но мне видится как-то так: если театр Государственный и Академический, то сделайте в нём постановки такие, чтоб люди могли туда привести ребёнка десяти лет( согласно написанному в билете) и не бояться, что он там со сцены увидит гадость, пошлость,голую жопу и какой- то долбанутый перевранный сюжет. Для таких постановок есть другие театры, современные, экспериментальные. А хотя бы в бывших Императорских театрах мне очень хочется видеть то, что соответствует музыке, эпохе, историческому контексту, и за что не стыдно. Высказываю своё, лично своё мнение. А ваше какое? Муж купил билеты на "Снегурочку" к новому году - боюсь, боюсь..