Фаюмские портреты

Sep 25, 2023 17:04


Некий Пьетро Делла Валле родился 2 апреля 1586 года в богатой и знатной римской семье, впоследствии став, выражаясь современным языком, ярким представителем "золотой молодёжи". Он был невероятно широко образованным человеком: знал латинский и греческий языки, античную и библейскую мифологию, географию, астрономию и историю, сочинял стихи, играл на различных музыкальных инструментах, увлекался и литературой, и оружием, был прекрасным оратором и фехтовальщиком.



В юности мы читали приключенческие романы о пиратах, а Пьетро в 1611 году лично участвовал в экспедиции испанского флота против пиратов у берегов Туниса. К счастью, он остался цел и невредим в том бою, но за время его путешествия любимую им девушку выдали замуж за другого. Это повергло Пьетро в такое глубокое отчаяние, что он даже подумывал о самоубийстве, но его друг Марио Скипано, профессор медицины в Неаполе, предложил молодому человеку отправиться в путешествие на Восток. Перед отъездом из Неаполя Пьетро пообещал своему другу находить и покупать редкие манускрипты, вести дневник, а также посылать письма с описаниями увиденного. На тот момент Пьетро делла Валле было 29 лет.
С самого начала своих путешествий Пьетро регулярно писал в Неаполь: всего было пятьдесят шесть писем. Он рассказывал о праздниках, архитектуре, обычаях мест, в которых он побывал, а также описал продукты питания и напитки, платье, лекарства и специи. В его письмах можно найти много точных деталей о ценах, весах и валюте, ремёслах и мастерских, о производстве и сбыте шёлка. Письма и записки Пьетро хранятся сейчас в библиотеке Ватикана.
В начале своего 12-летнего путешествия Пьетро побывал в Стамбуле, затем он отправился в Александрию, а потом в Каир. Он побывал и у пирамид в Гизе, где исследовал внутренние проходы Великой Пирамиды, и в Файюмском оазисе.
Пьетро очень хотел приобрести неповреждённую мумию и привезти её в Италию. Только вот подходящий экземпляр было нелегко найти, поскольку грабители часто оскверняли захоронения ради драгоценностей, а мумии затем размалывали в порошок, который считался лекарственным.
Пьетро интересовался, где и как были выкопаны мумии и даже сам спускался в ямы. Согласно описанию, он купил три мумии: девушки, молодого мужчины и ребёнка. В течение многих лет своих странствий Пьетро возил их с собой и привёз в Рим.
Это были первые мумии с фаюмскими портретами, попавшие в Европу! (В настоящее время две из них находятся в Дрезденском музее.)



В Фаюме эпохи эллинизма сложилась культура, сплавившая много разных этнических традиций: помимо подверженной греческому влиянию местной знати в Египте жили римские легионеры, сирийцы и финикийцы, евреи, ливийцы, многочисленные местные народности. Всю эту необычайно богатую палитру этносов мы находим в фаюмских портретах.

Господствовавшая в Египте на протяжении тысячелетий вера в вечную жизнь породила обычай мумифицировать покойников, а мумию снабжать портретом умершего. Фаюмские портреты заменили собой погребальные маски для мумий.
Это совсем особые, ритуальные портреты: они связаны с верой в возрождение, в новую реальность бытия.
На протяжении более двух веков других фаюмских портретов не находили. И вот, наконец, в 1887 году в местечке Эр-Рубайят оазиса Фаюм, в Среднем Египте, местные жители нашли древний некрополь с захоронениями мумий. Гробницы разграбили уже давно, вероятно еще в VI-VII веках. Но в пелены мумий на месте лиц были вставлены исполненные на дощечках портреты, с поразительной достоверностью передававшие черты умерших. Под головой каждого лежала табличка с указанием имени, возраста и профессии. В жажде наживы открыватели стали поспешно выдергивать из пелен написанные на дощечках портреты, таблички же были рассыпаны и в большинстве своем погибли.
К счастью, египетские торговцы сразу же сбыли 94 портрета известному венскому антиквару Теодору Графу. Тот показал их египтологу и писателю Георгу Эберсу. Эберс признал фаюмские находки подлинными античными портретами, и вскоре в музеях Германии и других государств Европы прошли выставки, вызвавшие неподдельный и шумный восторг. Ведь портреты, помимо их изумительного сходства с живыми людьми, были написаны разогретыми восковыми красками - в технике энкаустики, известной до того лишь по сочинениям древних авторов.
В том же году в другом фаюмском местечке, Хаваре, начал раскопки некрополя известный британский археолог Флиндерс Питри. Ему тоже посчастливилось - он нашел 40 портретов, и в дальнейших раскопках, из которых самым удачным оказался сезон 1910-1911 годов, было найдено еще 30. Впоследствии фаюмские портреты были обнаружены и в других некрополях Египта - в Абурир-эль-Мелеке, Эль-Хибехе, Мемфисе, Антинополисе, Ахмиме, Фивах и Саккаре.
Сегодня в мире известно не менее 750 портретов, из которых в самом Фаюме было найдено около 300.

И вот, наконец, мы подошли к другому персонажу, из-за которого я и пишу этот рассказ.

В Сегеде жил еврейский бизнесмен моравского происхождения Бернат Бак (Back Bernát), который приобрел блестящую профессиональную репутацию (и большое состояние) в мельничной промышленности. Он занимал сразу несколько общественных постов и был покровителем многих организаций. Когда вместо него бизнесом стали управлять его сыновья, Бернат Бак стал представителем парламента Сегеда, главным советником правительства и консулом в Нидерландах.
С юных лет Бернат Бак был крупным коллекционером произведений искусства. Специалисты утверждают, что в его огромной коллекции не было ни одного (!) посредственного произведения, по поводу каждого приобретения он советовался с лучшими искусствоведами и знатоками, посещал с ними самые престижные аукционы Европы. Бак хотел иметь подробные данные о происхождении каждого артефакта.



Бернат Бак
1927 г.

Бернат Бэк покупал и фаюмские портреты. В Сегеде он несколько раз открывал свою коллекцию для посетителей и начал консультироваться с архитекторами о создании частного музея. К концу Первой мировой войны, в связи с наступлением румынских войск, Бернат Бак счел разумным поместить свою коллекцию в будапештские музеи для безопасности, но свой собственный музей он так и не успел создать. Во время Второй мировой войны большая мельничная фабрика и его дом в Сегеде были разрушены, поэтому Бак переехал в Пешт.
Когда к власти пришли нилашисты, Баку пришлось скрываться. В начале пятидесятых ему грозила депортация, поэтому бывший промышленник, меценат и коллекционер долгое время жил с дочерьми недалеко от Пешта, в местечке Дьон (Gyón). В конце жизни, когда ему исполнилось восемьдесят лет, Бернат Бак, потерявший и общественное положение, и состояние, утешался только той мыслью, что его бесценная коллекция из сотен произведений находится в разных государственных коллекциях.

Если вы посетите будапештский Музей изящных искусств, вы сможете полюбоваться на два фаюмских портрета из этой коллекции.





А есть ли в Венгрии другие фаюмские портреты из коллекции, и в каких музеях, не знаю.

будапештские музеи

Previous post
Up