Недалеко от Шопрона, в местечке Шопронбанфалва (Sopronbánfalva) стоит бывший монастырский комплекс и примыкающая к нему церковь, с которой связана очень интересная легенда.
Ещё в 1482 году эти земли получил орден паулинов. Здесь выстроили красивую готическую церковь и монастырь. В 1532 году, когда над Венгрией нависла угроза турецкого господства, монахи оставили монастырь и перебрались в Вену. Турки разграбили и сожгли монастырь. Долгие годы церковь и монастырь лежали в руинах, и только в 1610 году начались строительные работы. Так как денег катастрофически не хватало, строительство растянулось до 1648 года. Значительные суммы жертвовали на возведение нового монастырского комплекса Надашди, Эстерхази, Сечени и другие аристократические магнатские фамилии. Монастырское здание и церковь были построены в стиле барокко. Именно в таком виде (с некоторыми незначительными внутренними изменениями) они сохранились до наших дней.
Между 1643 и 1786 годами монастырь паулинов функционировал как новициат (заведение для вступающих в монашеский орден - новициев). Для своего обеспечения монахи работали на обширных монастырских землях, занимались в том числе и виноградарством. Судя по сохранившимся документам, уровень жизни монахов в XVIII веке был достаточно высоким, в их рационе присутствовали даже кофе и шоколад.
Вследствие религиозной политики императора Священной Римской империи и правителя земель Габсбургов Иосифа II орден паулинов был распущен. Сначала городские власти хотели превратить опустевший монастырь в сахарный завод, но в конце концов там были размещены горняки и рабочие угольной шахты в Бреннбергбане, которая открылась неподалеку.
В 1809 году наполеоновские войска заняли Шопрон и превратили здание в военный госпиталь, а также разграбили церковь и склеп. Некоторое время монастырь снова функционировал как жилой дом, а в 1825 году местный католический приход смог вернуть себе церковь. В стенах бывшего монастыря занимались даже разведением тутовых шелкопрядов! В 1860-х годах монастырь был преобразован в гарнизонный госпиталь, в это время церковь снова была отобрана у верующих и использовалась как склад.
В 1887 году епископ Дьёра Янош Залка приобрел для епархии весь комплекс зданий. В 1892 году новыми обитателями монастыря стали монахини ордена кармелитов, жившие в соответствии со строгими правилами. Они не контактировали с внешним миром, их личное жилое пространство было сокращено до минимума, и помещения монастыря были перестроены соответствующим образом.
После Второй мировой войны монастыря коснулась антирелигиозная политика коммунистического правительства: в 1950 году монахини были интернированы, а монастырь был закрыт.
Со второй половины 1950 годов до смены политического режима в 1989 году в здании монастыря находилась психиатрическая больница. В течение этих десятилетий там проводились археологические и консервационные исследования, но состояние зданий значительно ухудшилось, а проведенные в то время внутренние перестройки нанесли памятнику архитектуры серьезный ущерб.
Интересный факт: в 1980 году в этих стенах была снята значительная часть фильма Золтана Хусарика «Чонтвари».
Церковь (Mennyek Királynéja templom) не была закрыта вместе с монастырём, в 1950 году в ней начались декоративные работы. Церковные стены расписывал художник Золтан Башти. Надо сказать, что для времени правления Ракоши Башти выбрал достаточно смелые сюжеты: портрет епископа Дьёра Вильмоша Апора, скончавшегося 2 апреля 1945 года от огнестрельных ран, нанесённых ему одним из солдатов Красной Армии, строительство эстергомской базилики и базилики Святого Петра в Риме, портрет тогдашнего папы римского Пия XIII. Самой провокационной была композиция, изображавшая победу архангела Михаила над дьяволом. (смотрите фото)
Что же тут провокационного? - подумаете вы. Дело в том, что Башти изобразил дьявола усатым. Это изображение находится высоко под потолком, и его не очень хорошо видно. Однако в 1990 годы по приходу разнеслась легенда о том, что художник придал дьяволу черты советского диктатора Сталина. Никаких документальных подтверждений или же опровержений этой легенды не существует, что, впрочем, неважно. Порою легенды рождаются из чьих-то снов и фантазий или из разговоров и домыслов.
Лично мне кажется, что Сатана больше похож на Максима Горького, чем на Сталина. Но к пролетарскому писателю венгры не питали такой откровенной ненависти, как к Сталину, зачем его рисовать. А вот победы над усатым "дьяволом" все очень ждали, так что вполне возможно, что предположение верно, только придавать абсолютное сходство художник всё же поостерёгся.
Сегодня в великолепно отреставрированном монастырском комплексе открыта четырёхзвездочная гостиница, но посетить бывший монастырь можно и туристам.