Святой мученик Христофор Песьеглавец

Nov 09, 2018 14:23


В Городской роще, на аллее имени шведского политика Улофа Пальме, рядом с выставочным залом Мючарнок стоит скульптура Ласло Хювёша «Святой Христофор».



На неё стоит обратить своё внимание, ведь святой Христофор - защитник путешественников!
Вот к кому нужно обращаться с просьбой о том, чтобы в очередной поездке вам повезло с погодой, с гостиницей и, конечно, с гидом! :)


Фото отсюда
В католической традиции самой популярной легендой о святом является «Золотая легенда» (Legenda Aurea) - сочинение Иакова Ворагинского, собрание христианских легенд и занимательных житий святых, написанное на латинском языке около 1260 г. «Золотая легенда» была одной из самых любимых книг Средневековья и по популярности в XIV-XVI веках стояла на втором месте после Библии.
Легенда гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев.
Простодушный великан Репрев искал самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступил на службу к царю, но понял, что тот боится дьявола. Репрев предложил свои услуги дьяволу, но понял, что тот трепещет при виде креста.
Тогда Репрев отыскал святого отшельника и спросил его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой рост и сила Репрева как нельзя лучше пригодятся ему, если он станет помогать людям пересекать опасную воду. Так Репрев начал перевозить путников на своей спине.
Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик.



Конрад Витц: Святой Христофор. ок. 1435. Художественный музей. Базель

С каждым шагом Репрева мальчик становился всё тяжелее, и посреди реки он стал настолько тяжёл, что Репрев испугался, как бы они оба не утонули. Тогда мальчик сказал, что он - Христос, а тело его так тяжело, потому что он несёт с собой все тяготы мира. Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил своё новое имя - Христофор, «несущий Христа».
За служение Иисусу и проповедование христианства Христофор был заточён в тюрьму, где после долгих истязаний обрёл мученическую кончину.

«Святой известен на Западе и на Востоке. В Греции с его образом распространено поверье, что человек, увидевший икону Христофора, в этот день не умрет, поэтому в греческих храмах принято устанавливать образ святого при входе.

Первые редакции жития святого Христофора датируются VIII в. Примерно в этот период складывается его иконография. В доиконоборческой Византии святого изображали безбородым юношей-мучеником, с удлиненными волосами, хитоне и гиматии, с крестом в руках.

Постепенно исключительной чертой образа Христофора стала песья голова. На одном из ранних терракотовых изводов (до 733 г., Скопье) святой Христофор с головой пса запечатлен рядом со святым Георгием Победоносцем. Вместе они пронзают копьями змия. Начиная с Х-XI веков Христофора показывали воином.
Существуют изображения Христофора в человеческом облике с Младенцем Христом на плечах. Примеры таких сцен можно найти в росписях сербских храмов XIV-XV вв., а образ Христофора с Младенцем на плечах и цветущим жезлом в руках встречается в живописи монастырей Иоанна Богослова в Поганово (конец XV в.) и Николая Анапавса в Метеорах (мастер Феофан Критский, 1527 г.) и соборе Великой Лавры на Афоне (1535 г.). Именно так святого изображали Иероним Босх, Конрад Витц, Альбрехт Дюрер и другие художники.



Дирк Баутс. Святой Христофор. Левая створка триптиха. 1467-1468 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

Икона, соединяющая в себе все перечисленные выше иконографии и изображающая Христофора воином с песьей головой, Младенцем Христом на плечах и цветущим жезлом в руке, опирающимся на копье, находится в Георгиевской церкви в Арпера на Крите (1745 г.). Позже такая композиция получила широкое распространение.
На Руси почитание Христофора началось сразу после Крещения в Х в. Предположительно в образе мученика св. Христофор был запечатлен в Киевском Софийском соборе (XI в.). Как воин он представлен на арке диаконника Георгиевского собора в Старой Ладоге (1170-80-е гг.).
Русский народ почитал Христофора как избавителя от мора и заразных болезней. На это указывают активное строительство храмов в его честь (в Новгороде в 1533 и Москве в 1572) и возросшая популярность изображений святого с песьей головой в период эпидемий. Примерами могут служить фрески Успенской церкви Свияжского монастыря (XVI в.) и Архангельского собора в Москве, минейная икона на май (1597 г., Государственный Исторический музей). Св. Христофора в песьем обличье и воинском снаряжении нередко изображали на дверях жертвенника, где он воспринимался как образ верного заступника и надежного защитника. В 1667 г. Большой Московский Собор запретил писать Христофора звероподобным, но это практически не отразилось на иконографии. Святого продолжали писать с головой пса и в доспехах. Особенно много таких икон св. Христофора вышло из мастерской Строгановых.



Святой Христофор. Икона. Первая половина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

В XVIII в. в защиту антропоморфного образа выступали святитель Дмитрий Ростовский, митрополит Антоний (Мациевич) и ростовское духовенство. Но Сенат не разделял их мнения и не поддержал синодальный проект о запрете икон «противных естеству». Он рекомендовал воздержаться от подобных мер, ссылаясь на вековое почитание подобных образов. Иконография святого Христофора в образе воина с песьей головой продолжала сохраняться в иконописи последующих столетий.»
В. Гусакова. По материалам 9 тома Энциклопедии «Святая Русь»

Впрочем, я чересчур увлеклась легендой и иконографией.
Пару слов следует сказать и об авторе скульптуры.

Ласло Хювёш (Hűvös László) родился в 1883 году в Будапеште. Сначала он обучался живописи у известных венгерских художников Берталана Карловски (Karlovszky Bertalan) и Кароя Ференци (Ferenczy Károly), затем отправился в Париж изучать скульптурное искусство. После возвращения на родину в 1913 году Хювёш занимался преимущественно скульптурными портретами.

Среди его многочисленных работ бюсты Шандора Петёфи, Ференца Листа, Берлиоза, Иштвана Барци (политик, адвокат, мэр Будапешта), Дежё Шулер (врач-онколог, профессор) и др.

Бюсты Бетховена и Пуччини вы, возможно, видели в фойе Венгерского оперного театра.

Во II районе Будапешта установлена мраморная скульптура Хювёша «Материнская любовь» (Anyai szeretet), 1937 г.



Фото отсюда

В  XII районе, в саду больницы святого Иоанна (Szent János kórház kertje) установлена скульптура Хювёша в память о бароне Альберте Водианере, завещавшего большую сумму на строительство одного из больничных корпусов (Wodiáner Albert báró), 1912 г.



Фото отсюда

В 1948 году Ласло Хювёш переехал в США, занимался там написанием портретов. Скончался в 1972 году.

святой Христофор, будапештские скульптуры, скульптуры Будапешта

Previous post Next post
Up