В центре Пешта, прямо перед входом в дом №11 на проспекте Ракоци установлена мемориальная доска со следующей надписью:
"В этом доме жил и работал Арпад Лендьел (dr. Lengyel Árpád(1886-1940)), служивший врачом на океанском судне "Карпатия". Его доблестный вклад в спасательные действия и оказание врачебной помощи пассажирам затонувшего лайнера "Титаник" заслужили всемирное признание".
В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в северной части Атлантического океана случилась одна из самых больших катастроф ХХ века: под конец пятого дня следования по трансатлантическому маршруту Саутгемптон - Нью-Йорк самый большой на тот момент океанский лайнер «Титаник» с 2208 людьми на борту столкнулся с айсбергом и получил серьёзные повреждения обшивки корпуса.
По приказу капитана радисты начали посылать сигналы бедствия, которые они передавали в течение двух часов, пока капитан не освободил их от исполнения обязанностей за несколько минут до потопления корабля.
Сигналы бедствия были приняты несколькими судами, но они находились слишком далеко от "Титаника".
В 00:25 координаты тонущего "Титаника" приняло судно "Карпатия", находившееся от места крушения лайнера на расстоянии 58 морских миль, что составляло 93 километра.
“Карпатия” была построена в 1903 году специально для британской компании-оператора трансатлантических и круизных маршрутов океанских лайнеров «Кунард Лайн» (Cunard Line) - и должна была обслуживать грузопассажирскую линию между Триестом и Нью-Йорком. Это была двухвальная паровая машина длиной
170 метров и шириной 19,6 метра, водоизмещением 13564 тонны. Рабочая скорость судна составляла 14 узлов.
Максимальное количество пассажиров - 1700 человек.
Важный, но малоизвестный факт: в первое десятилетие ХХ века количество венгерских эмигрантов в США было настолько велико, что в 1909 году между компанией «Кунард Лайн» и Министерством внутренних дел Венгерского королевства был подписан контракт об аренде "Карпатии" для перевозки людей, решившихся на переезд. Отдельным пунктом контракта было условие о принятии на работу врача и нескольких лиц обслуживающего персонала, владевших венгерским языком.
Молодой 26-летний врач Арпад Лендьел (Dr. Lengyel Árpád), работавший в то время в пештской больнице святого Роха, прочёл в газете объявление о том, что представительство компании «Кунард Лайн» в городе Фиуме ищет кандидатов на замещение должности судового врача, и с готовностью на него откликнулся, полагая, что такая должность сулила бы ему экзотические путешествия и романтические приключения.
"Карпатия"
В феврале 1912 года Арпаду пришло сообщение о том, что его кандидатура одобрена, и в марте он прибыл в Фиуме для подписания контракта. Тогда он, конечно, не мог предположить, что служба на "Карпатии" станет для него одним из самых больших жезненных потрясений.
Членом офицерского состава "Карпатии" был ещё один венгр - морской офицер Густав Рат (Ráth Gusztáv). Несколько венгров было среди официантов, поваров, санитаров и стюардов.
После получения сигнала SOS капитан "Карпатии" Артур Рострон приказал немедленно направиться к месту бедствия "Титаника". Спеша на помощь, корабль смог достигнуть рекордной скорости в 17,5 узлов - при максимально возможной для судна скорости в 14 узлов. Для этого Рострон приказал отключить все приборы, потребляющие электроэнергию, и отопление.
Капитан Рострон собрал весь экипаж и приказал готовить судно к приёму более 2000 человек. Первому помощнику капитан приказал подготовить к спуску спасательные шлюпки, открыть все входные порты в бортах судна и подвести к ним свет, завести дополнительные тали, подготовить беседки для поднятия на борт раненых и больных и парусиновые стропы для приёма детей; из всех входных портов спустить забортные трапы и приготовить грузовые сетки для подъёма людей.
"Карпатия" среди обломков айсберга. Из семейного архива Арпада Лендьела
Фото: Szabó Gábor - Origo
Капитан принял решение о том, что врачебную помощь пострадавшим будет координировать венгерский врач Арпад Лендьел, так как он имел серьёзный опыт спасателя: ещё будучи студентом медицинского факультета Венгерского королевского университета в Будапеште, он с 1905 года стал работать санитаром в Будапештском добровольном обществе спасателей (Budapesti Önkéntes Mentőegyesület), а после получения диплома с 1909 года продолжил работу в качестве врача.
Кроме Лендьела на судне служили ирландский врач Frank E. McGhee и итальянский врач Vittorio Risicato.
Экипажу было приказано переоборудовать все обеденные салоны в медпункты. Стюардам надлежало собрать вместе всех пассажиров третьего класса, чтобы освободить как можно больше постелей для размещения пассажиров третьего класса «Титаника». Других пострадавших в случае необходимости предполагалось разместить в курительном салоне, холле и библиотеке.
Морская карта «Кунард Лайн», на которой отмечены координаты "Титаника", шприц и бинокль. Из семейного архива Арпада Лендьела
Фото: Szabó Gábor - Origo
Около 04:00 утра, примерно через три с половиной часа после получения сигнала бедствия, "Карпатия" прибыла на место крушения "Титаника". Судно приняло на борт 705 пассажиров и членов экипажа затонувшего лайнера (четверо из них той же ночью скончались).
Все они были в состоянии сильнейшего шока. Шлюпки подходили к борту вплотную, но обессилевшие и промёрзшие до костей люди не могли самостоятельно подняться на палубу по верёвочной лестнице, их поднимали с помощью лёгкого подвесного сиденья, детей поднимали на борт в почтовых мешках.
Со всех сторон неслись стоны и плач.
После 9:00 капитан Рострон приказал сообщить остальным судам, что «Карпатия» приняла на борт всех выживших.В главном салоне "Карпатии" состоялась непродолжительная церковная служба, в которой принимали участие люди, как с «Титаника», так и с «Карпатии», они вознесли благодарение Богу за спасение живых и помянули молитвой погибших.
От невероятного нервного напряжения капитан Рострон упал без чувств прямо на капитанском мостике.
Арпад Лендьел на "Карпатии"
Одна из спасательных шлюпок "Титаника" с пострадавшими
Пострадавшие на борту "Карпатии". Фото: Library of Congress
Пострадавшие на борту "Карпатии". Фото: Library of Congress
На борт были подняты 13 из 18 спасательных шлюпок, и «Карпатия» взяла курс на Нью-Йорк.
Арпад Лендьел сортировал пострадавших в зависимости от вида травмы и определял очерёдность оказания медицинской помощи. Сам он оказал хирургическую помощь 42 пострадавшим.
Среди потерпевших было много тех, кто получил серьёзные переломы, сильные ушибы и вывихи.
Через некоторое время на судне начался неимоверный плач и крик: женщины искали своих детей и мужей. Это было душераздирающее зрелище. Многих нужно было успокаивать медикаментозно. В своих воспоминаниях Арпад Лендьел рассказывает о молодой женщине, которая после известия о смерти своего мужа буквально потеряла рассудок, и всю остальное время в пути принимала за супруга доктора Лендьела.
Своё глубокое потрясение доктор описал в письме к брату, адвокату Йожефу Лендьелу.
Портрет Арпада Лендьела и благодарственное письмо за доблестную службу во время операции по спасению пассажиров "Титаника". Из семейного архива Арпада Лендьела
Фото: Szabó Gábor - Origo
Путь назад сопровождался сложными погодными условиями: многочисленные дрейфующие льды, туманы, проливные дожди и большие волны на море. Вечером 18 апреля «Карпатия» причалила к пирсу № 34 в Нью-Йорке. В порту «Карпатию» пришли встречать порядка 40 000 человек, которые узнали о крушении из газет.
На следующий день доктор Лендьел дал большое интервью корреспонденту New York Times.
По возвращении в порт Фиуме офицерский состав "Карпатии" получил приглашение на будапештскую аудиенцию с эрцгерцогом Иосифом Августом (последний австрийский фельдмаршал, регент Венгрии в 1918 и 1919 годах) и его супругой Августой Баварской.
На аудиенции, состоявшейся 9 мая, премьер-министр Венгерского королевства Ласло Лукач (Lukács László) вручил капитану Артуру Хенри Рострону высокую государственную награду.
Команда "Карпатии" сыграла дружеский футбольный матч с членами будапештского спортивного клуба МТК (Magyar Testgyakorlók Köre). Вся сумма, полученная за билеты, была передана в фонд помощи сиротам "Титаника".
Доктор Лендьел так глубоко пережил трагедию "Титаника", что вскоре подал рапорт об освобождении его от занимаемой должности. Больше он никогда не служил на флоте и не выходил в море на судне.
Доктор получил огромное количество благодарственных писем от спасшихся пассажиров "Титаника" и их родственников. Фото: Szabó Gábor - Origo
На заседании Ливерпульского общества потерпевших крушение на море доктор Лендьел был единогласно удостоен серебряной медали английского офицера, от совета директоров компании «Кунард Лайн» ему было отправлено благодарственное письмо за доблестную службу во время операции по спасению пассажиров "Титаника".
В Венгрии доктор Лендьел был награждён золотой медалью спасателя.
Заслуженные награды. Фото: Szabó Gábor - Origo
В годы Первой мировой войны Арпад Лендьел служил командиром предвижного военного госпиталя, получил несколько офицерских наград, в том числе золотую «Медаль Военных Заслуг» (известная также по надписи на реверсе как «Signum Laudis»), а также крест императора Австро-Венгрии Карла I "За военные заслуги".
После войны Арпад Лендьел был главным врачом компании, управляющей общественным транспортом Будапешта, затем - заведующим районной поликлиникой в Будапеште.
В 2004 году члены международной розыскной группы RNS Titanic приехали в Будапешт, чтобы почтить память доктора Лендьела у его могилы на кладбище Керепеши. С тех пор они приезжают ежегодно.
Похороны Арпада Лендьела. 8 сентября 1940 года
Фото: Szabó Gábor - Origo