Что делать, если в ваши «наполеоновские» планы по осмотру достопримечательностей Будапешта вмешивается ненастная погода? В первую очередь - не расстраиваться! В Будапеште больше ста музеев! Отправляйтесь в Музей транспорта (Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum), и вы увидите: музеи музеям - рознь! Экспонаты в музее, может, и не слишком ценные, зато экспозициям цены нет. Разрешите пригласить вас в путешествие по одному из самых любимых - и детьми, и взрослыми - интерактивному музею. Искренне надеюсь, что это путешествие разрушит сложившиеся стереотипы. Добро пожаловать в путешествие во времени!
Здание музея транспорта было построено ещё в 1896 году, к празднованию тысячелетия обретения венграми родины. Это был очень импозантный выставочный павильон, где можно было ознакомиться с богатой экспозицией, рассказывающей о развитии транспортной системы в Австро-Венгерской империи.
После завершения работы выставки «Миллениум» полюбившуюся посетителям экспозицию решили сделать постоянной. 1 мая 1899 года был открыт Венгерский королевский музей транспорта, который не знал недостатка в посетителях в течение 45 лет. Затем музей был закрыт на реставрацию. А в 1944 году прямо в здание музея угодила бомба, огромная часть экспонатов была утеряна, здание было разрушено на две трети. После войны была восстановлена только уцелевшая часть музея. Только в 1966 году музей снова начал работу. В 1987 г. к зданию пристроили новую часть.
Рядом со зданием музея выставлены транспортные раритеты.
Фрагменты моста Елизаветы (Erzsébet híd), разрушенного во время Второй мировой войны
Постоянные экспозиции музея
1. Железнодорожный транспорт
Здесь представлена история развития железнодорожного транспорта с 1850-ых годов до наших дней. В большом и просторном зале стоят настоящие железнодорожные вагоны, в которые даже можно взобраться. Большое количество уменьшенных копий паровозов (более 100 штук!), выполненных ещё в 1890-ые годы, выставлено в витринах. Если бросить в автомат 100-форинтовую монетку, можно «оживить» модели поездов,и они весело побегут по макету железной дороги. Вы сможете увидеть железнодорожные колеса в разрезе и даже проверить, в порядке ли они, постучав по ним специальным молотком жел.-дор.обходчика. На фотографиях вдоль стен - интересный материал о том, какие типы поездов и вагонов были в то время, какую форму носили работники Королевской железной дороги. Есть фото и тех вагонов, которые предназначались для путешествия королевской четы. Есть даже коллекция жел.-дор. билетов с 1890-ых годов! Здесь есть даже уменьшенная копия жел.-дор. станции, где сейчас находится фотостудия, предлагающая ретро съемку в костюмах ушедшей эпохи.
2. Автомобильный транспорт
Гордость коллекции - автомобиль Peugeot 1898 года выпуска. Вы узнаете, что в Венгрии тоже были талантливые автомобилестроители, первым из которых был Янош Чонка, и увидите эти модели. Стоят здесь и старye модели BMW, и советский ЗИС.
3. Городской транспорт.
Экспозиция красочно иллюстрирована макетами городского транспорта с начала его зарождения, интересными фотографиями и плакатами. Глядя на них, даже не верится, что там, где сегодня заливаются трелью самые длинные трамваи, когда-то ходили конки. Трамвайное движение началось в Будапеште начиная с 1887 года.
4. Речной транспорт.
Дунай - важная транспортная система страны. Её основателем был самый выдающийся венгерский политик, реформатор и писатель граф Иштван Сечени. Здесь выставлены просто замечательные макеты парусников, пароходов и теплоходов, среди них самый первый дунайский пароход «Каролина» -1817 г. и (тогда ещё деревянный!) пассажирский пароход «Арпад» - 1870 г. А ещё здесь выставлена индонезийская пирога, выловленная в океане в наши дни одним из венгерских транспортных судов. Есть здесь и якоря, и старинные навигационные приборы.
5. Экспозиция «транспортных» игрушек советской эпохи.
Вот где удивляется ребятня! А взрослые «плывут по волнам своей памяти»