В
прошлый раз мы уже установили, что быть полезным - врожденная потребность. Что удовлетворение потребности приносит настоящее удовольствие. И что нереализуемая эта потребность угасает, причём довольно быстро. Что не всё, что делает ребенок обязано быть игрой, но все дела должны быть без давления и в результате - приятными. Ну, в общем-то мы уже практически всё сказали, что нужно =)
Врожденная потребность - значит есть с самого рождения. Отсюда естественным образом проистекает, что начать её реализовывать ребенок может (и ему нужно!) сразу как становится физически способным к какому-то действию. И это наступает не в 7 лет =). Как только он научился сносно ползать - собираем с ним (а не за него) перед сном игрушки. Хотя бы раз в день перед ночным сном. Рисуем фломастерами? «Мы порисовали, теперь надо всё убрать на место» - подставляем малышу стаканчик, он сам складывает туда свои фломики. В прошлом году я уже публиковала статью "
Уборка и готовка с детьми" и хоть она о другой проблеме и детский труд в ней освещён в ином ракурсе, но во второй и третьей части этой статьи было много практических советов о том, как именно и чему учить малыша, по этому подробнее на технике останавливаться не буду. Пойдём дальше.
Не надо маскировать эти действия под игру! Не надо создавать ребенку иллюзию, что это развлечение. Развлечение это нечто не обязательное, что можно делать, только если хочется и перестать делать в любой момент как только чуть наскучило, поднадоело или потребовало усилий. Но помощь друг другу в семье - это некие взаимные обязательства, общий негласный договор, его нельзя разрушить как только «перехотелось» потому что это разрушает и саму семью. По этому дела по дому и помощь взрослым, самообслуживание не надо маскировать игрой. Ребенку и так это будет приятно - это же реализованная потребность, она априори приносит удовольствие.
Излишняя строгость тоже не нужна. Привлекаем, предлагаем ребенку дела и помогаем их исполнить позитивно и с учётом его возраста (ребенок не может по долгу сосредотачиваться на одной какой-то деятельности и легко переключается на что-то другое попавшее в поле зрения, в разном возрасте уровень внимания разный - учитываем это обязательно). И делаем это каждый день (исключая форс-мажоры).
Например учитывая специфику внимания совсем маленьких детей, до-годовалого возраста - достаточно что б он принёс в ящик 2-3 игрушки из всех разбросанных по полу, пока вы собрали остальные. Или даже одну, если вылся неудачный день. Но если вы уже начали, уже предложили ему убраться, то дождитесь, помогите ему, даже схитрите, но хотя бы одну игрушку пусть положит на место. Почему так? Что б не создавать прецедента не выполнения просьбы родителя или ухода от дел. Если же заранее видите, что сегодня дело не пойдёт - то даже и не начинайте, пусть сегодня будет тот самый форс-мажор.
Предлагаем только посильные дела. Не предлагайте ребенку «муляжи» реальных дел - например мыть чистый пол, который мама уже помыла до того. Дело без результата можно предлагать или в качестве игры (но тогда фиксируем внимание на том, что это игра - понарошку) или в качестве обучения. Маленькому ребенку требуется много времени наблюдений и копирования действий взрослого, что б приобрести новый моторный навык, уловить смысл, последовательность и образ действий.
В обучении идём чуть впереди ребенка. Т.е. он должен суметь выполнить дело, которое ему предложили, хотя бы как-то, пусть по началу с нулевым результатом, но что б он всё таки был в состоянии совершить действие. Иначе никакого обучения не выйдет, одно расстройство.
И не забываем «волшебные слова» - «давай», «мы», «пожалуйста» и «молодец» («спасибо» тоже хорошее слово, но смысл его ясельному малышу не уловить, так что основное для ребенка до 2-3 лет - похвала, а не благодарность). Не приказываем, а просим, предлагаем сделать: «давай мы» или «сделай, пожалуйста».
Если что-то входит в постоянные обязанности ребенка (чаще это уже старший дошкольник или школьник) не благодарите его за выполнение этого дела, но не забывайте замечать и позитивно оценивать. Пусть не каждый раз, но он должен получать от вас позитивный стимул - никого не радует, когда его труд воспринимается как должное. Но благодарность за исполнение обязанности (в прямом смысле, а не в общем - говорение "спасибо!" в ответ на действие) принижает значимость труда, а порой даже обижает, раздражает.
Не хвалим за «просто так». Фальшивая, не заслуженная похвала ничего не стоит и только подрывает доверие ребенка к вам и к делу. И к себе, конечно. Если реального дела не вышло - скажите «я вижу, что ты стараешься мне помочь, мне это очень приятно» - вам же правда приятно? Если нет, ну просто скажите что любите и обнимите - дайте ребенку позитивную энергию, это топливо на котором работает двигатель человека. Никаких «НО», не надо «я вижу, что ты старался, но …» мы это уже обсуждали в статье
«Неоцененный восторг». Тут конечно восторга может и не быть, но там где есть «но» уже нет позитива, есть критика. А всему своё время, время критики - когда идёт обсуждение будущего дела или в процессе работы. А когда дело уже сделано - критиковать поздно.
Учим убирать за собой если ребенок набедокурил. Это гораздо эффективнее, чем ругать за шалопайство. 2-х летка мыл посуду и залил всё вокруг - пусть вытрет. Нарисовал фломастерами не только на листочке, но и на столе - есть губочка. Рассыпал что-то - совок и щётка. Даже если он написал на пол он может сам за собой убрать. Всё что ребенок напачкал специально или случайно он может помочь убрать сам. Не надо делать из этого всего наказание или использовать это как «метод естественных последствий», ни в коем случае! Наказание это ваши сдвинутые брови и «ай-ай-ай!», выговор, если надо. А убрать за собой это ваш способ показать ребенку и научить его, что всё, что он делает неправильно можно исправить и когда берёшь на себя ответственность за свои не правильные поступки всё налаживается. Это просто обычное дело, нормально и естественно - вот это и покажите ребенку. Кроме того многие вещи раздражают мам исключительно и только потому что ребенок поиграл, а убирать мотом маме. Сли он это будет делать сам - то и нет причин запрещать ему такие игры, нет повода раздражаться. Это даёт ребенку больше свободы и власти над своей собственной жизнью, он становится хозяином ещё одного её участка. А хозяин - это тот кто распоряжается и несёт ответственность, и этому тоже ребенок учится на таких вещах.
И, как говорилось выше, учитывать возрастные особенности внимания а это значит твёрдо, настойчиво но без давления, регулярно, «по серёзке» предлагаем, напоминаем, помогаем ребенку сделать те или иные общие дела.
Не думайте что раз что-то научившись ребенок будет это делать всегда и сам, а раз он этого не делает, то есть какая-то нерешенная проблема в обучении и приобретении какого-то навыка. Нет это всё не так работает =) Физиология детского мозга такова, что он начинает создовать и использовать долгосрочные программы только в 5-7 лет. Только начинает в этом возрасте. А совершенствуется эта функция и приходит к стабильной норме только к 12-14 годам (но там начинается пубертат, который за частую своей яркостью маскирует эту способность). Что это значит для нас? А то, что ребенок физиологически не может закрепить какое-то сложное социальное поведение с отсроченной мотивацией. Поддержание порядка и помощь семье - это и есть такое поведение. Т.е. он знает что, как и зачем, но у него нет внутри спускового крючка, который запускает действие. Что-то конечно он может вспомнить и сделать сам, что-то входит в стереотип, в привычку и делается на автомате, но не надо ожидать, что если ребенок понял и умеет, то он будет это делать, как взрослый. Если он этого не делает, при том что у вас хорошие взаимоотношения и он это умеет - значит он просто не может начать, нужно что б вы ему помогли - напоминанием или просьбой. Это совершенно нормально для дошкольников и младших школьников и не стоит видеть в этом проблему или какой-то незавершенный процесс.
Но не переусердствуйте с уборками и хозяйскими делами. Постарайтесь смотреть на вещи объективно и отделять ваши личные пристрастия он объективных потребностей семьи (это касается не только детей, но и мужей тоже). Женщины бывают чересчур требовательны к порядку и априорно подразумевают, что их мнение в этом вопросе это и закон и норма. В следствии этого хозяйка дома под час старается приучить домочадцев соблюдать чистоту и делать домашние дела именно таким образом, который видится правильным ей, все отступления от этого образа автоматом приравнивая к дурному поведению которое надо искоренять. В итоге тяготиться вся семья. Женщина, потому что чувствует, что её окружают чёрствые люди, которые не уважают её труд и только пользуются ею, с которыми она вынуждена вести неустанную борьбу и домочадцы, которые пребывают то под гнётом навязанного им чувства вины, то в состоянии борьбы с давлением. Если посмотреть на некоторые вещи в привычках и образе жизни мужа, детей, других членов семьи не как на плохое поведение, а как на другое мнение другого свободного человека - во многом жизнь станет проще.
Постарайтесь учесть и такой момент, что у всех людей врожденно разный уровень аккуратности. Да-да, именно так. Не только научение и привычки формируют этот уровень, но и сугубо врожденные характеристики. И если так сложилось, что врожденный уровень аккуратности у вас и у вашего ребенка очень различен - вам придётся с этим просто смириться, потому что врожденные характеристики положительной коррекции не поддаются, только отрицательной (опять моё любимое «ребенка нельзя улучшить, можно только испортить» =)). Т.е. сделать его более аккуратным чем ему положено по рождению вы можете, только повредив его внутреннюю сущность - давлением, авторитарностью, силой. Эти методы всегда повреждают ребенка, даже если применяются из благих намерений.
Начало тут -
тыц!автор
tehhi_karamir