Oct 31, 2012 17:05
В субботу ДемВыбор провел форум, посвященный развитию Москвы. Не смотря на отсутствие некоторых топ-спикеров, мероприятие, считаю, прошло успешно.
Первая секция прошла вообще ударно. Каждый спикер рассматривал московские проблемы со своей профессиональной точки зрения. Андрей Шаронов очень четко осветил экономическую характеристику Москвы, ее сильные и слабые стороны. Владимир Милов говорил о важности диалога власти, общественных организаций и жителей для дальнейшего развития города. Сергей Митрохин говорил о проблемах собственности и неразвитости института сервитута в Москве. Владлен Максимов указал на проблему нехватки торговый площадей во всей России, и в Москве в частности. Праволиберальные силы часто в диспутах приводят в пример западные страны, но в вопросе торговых площадей и страны Азии являются примером для России. В Москве показатель метров торговых площадей на 1000 населения составляет 700, когда в городах Европы и Азии от 1500 до 2500 в Мегаполисах.
Не смотря на столь различные темы выступлений, практически все участники в той или иной форме отмечали две, на мой взгляд, важнейшие вещи. Первая. Это перенаселенность Москвы. И если многие спикеры говорили о важности программы развития Москвы вместе с программой развития Подмосковья, то я бы расширил этот тезис дальше. Дальнейшее развитие Москвы не возможно без развития регионов России. Запустить механизм внутренней миграции жителей России из Москвы в другие регионы. Этот механизм должен быть основан не на запрете въезда в Москву или имущественном цензе, а на создании благоприятных условий для проживания и ведения бизнеса в других городах России. Например, часто можно услышать мнение, о необходимости повышения налога на автотранспорт в Москве в разы, при этом приводят пример Сингапура. Но многие забывают, что Сингапур - это город-государство, а Москва - столица страны с самой большой территорией. Кратное повышение налога в отдельно взятой Москве (или даже в области) приведет к увеличению в Москве автомобилей с региональными номерами. Пробки никуда не денутся, а собираемость налога может даже упадет. Повышение налога на транспорт по всей стране - это еще один уверенный шаг к экономической пропасти. В самой большой стране мира с железнодорожной монополией и слабым авиасообщением должны быть самые низкие налоги на автотранспорт.
Согласно опросам москвичи указывают основными проблемами Москвы - транспорт и экологию, то жители регионов едут в Москву за возможностью заработать. Причем внутренняя миграция идет как из маленьких деревень и сел, так и из средних городов и даже городов-миллиоников. Я специально не рассматриваю миграцию внешнюю. Общая позиция ДемВыбора по ней однозначная. Конечно же, векторы внешней и внутренней миграции не должны быть противоположными. Сложившаяся ситуация в России очень близкая к схеме метрополия-колония естественно не случайна, это прямое следствие проводимой политики “вертикали власти” и госкапитализма. Если основным конкурентным преимуществом в современной России является близость к власти, и слабые полномочия местных самоуправлений по всей территории приводят к той ситуации, которую мы наблюдаем. Для смены тренда нужна соответственно и совсем другая политика. Уменьшение влияния государства в экономике, как и в регулятивных функциях, так и непосредственно в бизнесе. Первое достигается уменьшением числа чиновников, с увеличением зарплат оставшимся. Второе новым этапом приватизации. Эти вещи кажутся очевидными, но, не сделав их, систему метрополия-колония не разрушить.
Какие конкретные действия нужно делать в Москве. Первое - это аудит железнодорожной инфраструктуры. Насколько нужны депо и сортировочные станции. Вывод их на территорию области создало бы новые рабочие места в Подмосковье. Возможно совмещение вокзалов дальнего следования с аэропортами московского авиаузла, ведь многие пассажиры поездов являются именно транзитниками. Сокращение количества железнодорожных путей удешевляет строительство путепроводов и тоннелей для повышения связности города. Уменьшение количества составов поездов дальнего следования и грузовых даст возможность увеличить количество пригородных электричек. Второе - это вывод промышленных предприятий. Самым нелепым примером является завод ЗИЛ. Предприятие находящееся практически в центре столицы, производящее продукцию, запрещенную к использованию в ней. Производство грузовых автомобилей не должно располагаться в данном месте. На огромной территории, на берегу Москвы-реки должен появится новый жилой современный район с полной инфраструктурой. Часть построенного жилья город может использовать для временного предоставления жителям реконструируемых кварталов. Возобновление реконструкции старых кварталов - третий пункт. Не должно быть пятиэтажных домов без лифта в современном городе.
Целью городской политики должно быть уменьшение числа жителей Москвы до 7-8 миллионов человек. Именно так мы сможем повысить качество жизни жителей столицы. Повторюсь, что это должно быть обеспечено за счет смены потоков внутренней миграции в регионы. Иначе, отток не только финансового, но и человеческого капитала за рубеж будет только усиливаться. В купе с либеральной миграционной политике со странами Средней Азии, Россия рискует, окончательно превратится в азиатское государство.
Демвыбор,
Москва