Статуэтки "Наполеон"
Германия - Sitzendorf - середина XX века
Click to view
Людвиг ван Бетховен - Симфония N3 (Героическая)
Часть 1 - Allegro con brio
Чикагский симфонический оркестр
Дирижёр - сэр Георг Солти
Симфония N3 написана Бетховеном в 1803-1804 годах в Вене. Изначально симфония была написана в честь судьбы и героической деятельности Наполеона Бонапарта, который был кумиром очень многих в разных странах. В дальнейшем, из-за разочарования в политике Наполеона из-за принятия им титула императора, Бетховен вычеркнул его имя из партитуры симфонии, не изменив при этом ни одной ноты. Узнав о ссылке императора на остров Святой Елены, Бетховен сказал:
"Вставив в симфонию похоронный марш, я точно предчувствовал катастрофу".
Бетховен - Рукопись Героической симфонии с вычеркнутым именем Наполеона
По свидетельству друзей, замысел написания симфонии композитору подсказал французский генерал Жан-Батист Бернадотт, прибывший в Вену в феврале 1798 года в качестве посла революционной Франции.
Жан-Батист Жюль Бернадот (Jean-Baptiste Jules Bernadotte), впоследствии Карл XIV Юхан (Karl XIV Johan), (1763, По, Гасконь, Франция - 1844, Стокгольм, Швеция), - маршал Французской Империи (с 19 мая 1804 года по 21 августа 1810 года), участник революционных и наполеоновских войн, князь Понтекорво (с 1806 года по 1810 год), впоследствии король Швеции и Норвегии (с 1818 года), основатель династии Бернадотов, правящей в Швеции и поныне.
Статуэтка "Наполеон Бонапарт - Египетская кампания"
Германия - Саксонский фарфор - начало XX века
Египетский поход или Египетская экспедиция - кампания, предпринятая в 1798-1801 годах по инициативе и под непосредственным руководством Наполеона Бонапарта, главной целью которой была попытка завоевания Египта.
Жан-Леон Жером - Бонапарт в Египте - 1863
Жан-Леон Жером (Jean-Léon Gérôme), (1824, Везуль, Верхняя Сона - 1904, Париж), - французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю "неогрек"). Писал картины разнообразного содержания, преимущественно изображающие быт античного мира и Востока; в конце жизни занимался также скульптурой, пластически реализуя образы своих картин.
Наступившее затишье после блестящих успехов Итальянской кампании 1796-1797 годов не соответствовало политическим планам генерала Бонапарта. После первых своих побед Наполеон стал претендовать на самостоятельную роль. Ему нужен был ещё ряд побед, которые поражали бы воображение нации и сделали бы его любимым героем армии. Он разработал план экспедиции по завоеванию Египта, чтобы преградить Англии путь в Индию. Директорию он без труда убедил в необходимости для Франции иметь колонию на Красном море, откуда кратчайшим путём можно попасть в Индию. Правительство Директории, опасавшееся популярности ретивого генерала, было радо избавиться от его присутствия в Париже, а потому отдало в его распоряжение Итальянские армию и флот.
Однако, отрезанность от Франции и сопротивление местного населения, которое воспринимало французов как захватчиков, поставили французский корпус в безвыходное положение. После уничтожения англичанами французского флота в битве при Абукире капитуляция французского корпуса в Египте была лишь вопросом времени. Бонапарт, понимавший истинное положение дел, старался вначале блеском своих побед замаскировать безнадёжность положения, но при первой возможности покинул свою армию, не дожидаясь печальной развязки.
Тем не менее египетская экспедиция Наполеона дала и положительный эффект: во время экспедиции работала Комиссия наук и искусств, которой было собрано и вывезено в Европу огромное количество памятников истории, а также собрана масса сведений об Египте. В 1798 году был создан Институт Египта, который положил начало масштабному спасению и изучению наследия древнего Египта.
Был ещё один результат этой кампании, но уже отнюдь не положительного свойства, - войска, вернувшиеся из Египетского похода, занесли из Египта в Европу инфекционную болезнь глаз - трахому, которая на сегодня, к счастью, официально занесена Всемирной организацией здравоохранения в список забытых болезней.
Тарелка декоративная "Поход Наполеона в Египет"
Франция - Парижская фарфоровая мануфактура
Наполеоновские битвы - на тарелках
Знаменитые исторические персонажи всегда становятся объектом художественного творчества, но я с уверенностью могу сказать, что ни один из них не имел столько скульптурных воплощений в фарфоре и изображений на фарфоровых изделиях, как Наполеон Бонапарт. Картины художников и крупномасштабные скульптуры существуют чаще всего в единичных экземплярах, изделия же из фарфора: посуда, статуэтки и другие изделия декоративно-прикладного искусства - во многих экземплярах, даже если это изделия мелкосерийного производства, за исключением единичных авторских изделий, конечно. Таким образом французский император после своей смерти проник во многие дома, причём не только французов. Все известные европейские фарфоровые мануфактуры отметились на ниве тиражирования образа Наполеона.
Так по декоративным и обычным обеденным тарелкам и тарелочкам с изображением битв, в которых участвовал Наполеон, вполне можно изучать историю так называемых наполеоновских воен. Не всем известным сражениям Наполеона посвящены сюжеты на тарелках, но самым заметным - это точно.
Изображение самого Наполеона Бонапарта и его деяний, его родных и близких, сюжетов, посвященных событиям того времени, так или иначе связанных с Наполеоном, в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, а также в филателии получило название "наполеоника". "Наполеоника" является предметом коллекционирования музеев и отдельных частных собирателей, ибо произведений искусства посвящено Наполеону бесчисленное множество.
Click to view
Наполеоновские войны (1799-1815)
Войны, которые Наполеон Бонапарт вел с разными государствами Европы в период с 1799-го и до 1815 года, обычно так и называют: Наполеоновские войны. К переделу политической карты Европы Наполеон приступил еще раньше, чем совершил переворот 18 брюмера (9 ноября 1799 года) и стал Первым консулом. Ганноверская кампания, война Третьей коалиции или русско-австро-французская война 1805 года, война Четвертой коалиции, или русско-прусско-французская война 1806-1807 годов, завершившаяся знаменитым Тильзитским миром, война Пятой коалиции, или австро-французская война 1809 года, Отечественная война 1812 года и война Шестой коалиции европейских держав против Наполеона и, наконец, поход эпохи "Ста дней", завершившийся разгромом Наполеона при Ватерлоо, унесли жизни, по меньшей мере, 3 500 000 человек. Многие историки увеличивают эту цифру вдвое.
Наполеоновские войны занимают 10 место среди самых кровопролитных войн в истории человечества.
Статуэтка "Наполеон I на коне"
Австрия - Вена
Битва при Риволи
Битва при Риволи 14 января 1797 года
1 - Тарелка декоративная "Наполеон. Битва при Риволи" - Квебек - Канада
2 - Тарелка декоративная "Наполеон в битве при Риволи" - Limoges - Франция
На обеих тарелках изображены фрагменты картины Феликса-Эмманюэля-Анри Филиппото "Наполеон в битве при Риволи", приведенной ниже.
Сражение при Риволи - эпизод итальянской кампании генерала Бонапарта 1796-1797 годов. 14 января 1797 года пять австрийских дивизий под командованием генерала Альвинци атаковали позиции Наполеона на высотах Риволи, где находились 22 000 солдат с 60 пушками. Под сильным натиском Бонапарт имитировал отступление и даже предложил австрийцам перемирие. Однако часовую передышку он использовал для перестроения своих сил, после чего наголову разгромил противника. В ходе двухдневного сражения при Риволи генерал Альвинци потерял 14 000 человек, в том числе 11 000 пленными. Потери французов составили 3200 человек.
Феликс-Эмманюэль-Анри Филиппото - Наполеон в битве при Риволи
Феликс-Эмманюэль-Анри Филиппото (Henri Félix Emmanuel Philippoteaux), (1815, Париж - 1884, Париж), - французский исторический живописец, баталист, портретист, график, иллюстратор, автор больших батальных сцен, картин на исторические сюжеты, а также портретов и жанровых полотен, ориенталист.
Битва при Маренго
Битва при Маренго 14 июня 1800 года
1 - Тарелка декоративная "Маренго" - Бельгия - J.B. Capplemans Aine Jemmapes - середина XIX века
2 - Тарелка декоративная "Смерть генерала Дезе в битве при Маренго 14 июня 1800" - Бельгия - Boch Freres La Louviere
На первой тарелке изображен эпизод битвы при Маренго, возможно, гибель генерала Дезе.
На второй тарелке изображена гибель от смертельного ранения в сердце знаменитого наполеоновского генерала Луи Шарля Дезе.
Луи Шарль Антуан Дезе (Louis Charles Antoine Desaix), (1768, Эя-сюр-Сиуль, Франция - 1800, Маренго, Италия), - французский генерал, участник Египетского похода Бонапарта, герой сражения при Маренго.
Битва при Маренго - финальное сражение Второй Итальянской кампании Бонапарта 1800 года, состоявшееся 14 июня между Австрией и Францией, по итогам которого австрийская армия в Италии вынуждена была капитулировать и покинуть Италию.
Наполеон впоследствии очень гордился своей победой при Маренго, ставя её в один ряд с Аустерлицем и Йеной. Решающую роль в битве сыграл генерал Луи Дезе. Дважды соратники Наполеона видели слезы на глазах императора: первый раз когда ему сообщили о гибели Дезе и второй раз, девятью годами позже, когда ядром оторвало ноги маршалу Ланну.
Вечером 14 июня 1800 года Наполеон воскликнул: "Как хорош был бы этот день, если б сегодня я мог обнять Дезе!"
Click to view
Марш консульской гвардии при Маренго
Автор этого марша некий командир полка пеших гренадеров императорской гвардии Гьюллардель (Guillardel), иных сведений о котором в интернете не нашлось. Во время Первой империи этот марш наряду с "Песней выступлений" заменил "Марсельезу" в качестве государственного гимна.
Луи-Франсуа Лежен - Смерть генерала Дезе в битве при Маренго 14 июня 1800 года - Версаль
Луи-Франсуа Лежен (Louis-François Lejeune), (1775, Страсбург - 1848, Тулуза), - французский живописец и военный (бригадный генерал, участник Наполеоновских войн), мэр Тулузы.
Жак-Франсуа Свебах - Картина на фарфоре "Битва при Маренго"
Жак Франсуа Жозеф Свебах (Jacques François Joseph Swebach), прозванный де Фонтеном (Desfontaines), (1769, Мец - 1823, Париж), - французский художник, изображал военные и охотничьи сцены, лошадей и пейзажи с фигурами.
В 1813 году поступил главным живописцем на Императорский фарфоровый завод (Россия, Санкт-Петербург), но вскоре возвратился во Францию.
Битва при Аустерлице
Битва при Аустерлице 2 декабря 1805 года
1 - Конфетница "Битва под Аустерлицем" - Италия - Capodimonte
2 - Тарелка декоративная "Аустерлицкое сражение" - неизвестная европейская фарфоровая мануфактура
На обеих тарелках изображены фрагменты картины Франсуа Жерара "Наполеон I в битве под Аустерлицем ", приведенной ниже.
Битва при Аустерлице - решающее сражение наполеоновской армии против армий Третьей антифранцузской коалиции. Вошло в историю как "битва трёх императоров", поскольку против армии императора Наполеона I сражались армии императоров: австрийского - Франца II и русского - Александра I. Сражение закончилось разгромом союзных армий.
Наряду c битвой при Гавгамелах и битвой при Каннах вошло в историю как пример решительной победы над численно превосходящим противником: союзная армия насчитывала около 85 000 человек (60-тысячная армия русских, 25-тысячная австрийская армия с 278 орудиями). Армия Наполеона насчитывала 73 500 человек.
Союзные войска потеряли до 27 000 человек, причём большую часть - русские (21 000 человек). Потери французов, по разным данным, составили 9 000 - 12 000 человек. После этой битвы австрийский император Франц заявил Александру, что продолжать борьбу бессмысленно. Результатом сражения стал выход из войны Австрии и распад Третьей антифранцузской коалиции европейских держав. Россия продолжала войну с Францией в составе Четвёртой коалиции.
Франсуа Жерар - Наполеон I в битве под Аустерлицем - Франция - Музей Версаля
Кликните на иллюстрацию, чтобы увидеть её в полном размере
Генерал Жан Рапп (в центре), после жертвенной атаки русских кавалергардов, представляет Наполеону пленного князя Николая Репнина-Волконского (слева в белом мундире). За ними Наполеоновские мамлюки везут трофейные знамёна.
Барон Франсуа Паскаль Симон Жерар (François Pascal Simon, Baron Gérard), (1770, Рим - 1837, Париж), - французский художник эпохи ампира, ведущий портретист наполеоновского двора, держатель модного салона.
Click to view
Битва при Аустерлице - фрагмент из 4-х серийного фильма "Наполеон" (2002) производства 9-ти стран Европы и Северной Америки
Режиссёр - Ив Симоно
В роли Наполеона - Кристиан Клавье
Аустерлиц - художественный фильм производства Франции, Италии, Югославии и Лихтенштейна (1960)
Режиссёр - Абель Ганс
В роли Наполеона I - Пьер Монди
В фильме снимались: Жан Маре, Клаудия Кардинале, Витторио Де Сика, Анна Моффо, Ги Делорм
Битва при Йене
Битва при Йене 14 октября 1806 года
1 - Тарелка декоративная "Битва при Йене 14 октября 1806 года" - Германия - Бавария
2 - Тарелка декоративная "Битва при Йене 14 октября 1806 года" - Чехословакия
3 - Тарелка декоративная "Наполеон в битве при Йене 14 октября 1806 года" - Чехословакия
4 - Тарелка декоративная "Перед битвой при Йене 14 октября 1806 года" - Германия
На всех тарелках изображен фрагмент картины Ораса Верне "Битва при Йене. Наполеон перед императорской гвардией", приведенной ниже.
Битва при Йене и Ауэрштедте - два сражения из серии Наполеоновских войн, происходившие одновременно 14 октября 1806 года между Великой армией императора Наполеона I и прусскими войсками под общим командованием герцога Карла Вильгельма Фердинанда Брауншвейгского около населённых пунктов Йена и Ауэрштедт на территории Пруссии.
В результате ошеломившего всю Пруссию поражения при Йене и Ауэрштедте союзники потеряли более 20 000 человек убитыми и ранеными, а также 18 000 пленными. Большая часть прусской артиллерии оказались в руках французов. Было убито, ранено и пленено 20 генералов.
27 октября, то есть менее, чем через две недели после Йенской катастрофы, император французов с триумфом въехал в Берлин в окружении четырёх своих маршалов и нескольких элитных (преимущественно конных гренадерских и егерских) подразделений Великой армии.
Орас Верне - Битва при Йене. Наполеон перед императорской гвардией
Эмиль Жан Орас Верне (Emile Jean Horace Vernet), (1789, Париж - 1863, Париж), - французский художник и дипломат. Представитель известной художественной династии, сын художника Карла Верне и внук художника Клода Верне. Историческая заслуга Верне в том, что он окончательно порвал с классицизмом и утвердил в батальной живописи, если не вполне ещё реальный, то всё же простой, свободный стиль, ставший основой дальнейшего прогресса этого направления в искусстве.
Сражение при Гейльсберге
Сражение при Гейльсберге 29 мая 1807 года
1 - Тарелка декоративная "Сражение при Гейльсберге" - Вена - Австрия - 1891-1918
2 - Тарелка декоративная "Сражение при Гейльсберге 29 мая 1807" - Германия
Изображения на обеих тарелках повторяет сюжет гравюры "Сражение при Гейльсберге 29 мая 1807", приведенной ниже. Неизвестно, самостоятельное ли произведение эта гравюра или копия с какой-то картины.
Битва при Гейльсберге - сражение 29 мая (10 июня) 1807 года у восточно-прусского города Гейльсберга между французской армией императора Наполеона I и русской армией генерала Леонтия Леонтьевича Беннигсена в ходе войны четвёртой коалиции.
Сражение было кровопролитным. Французы потеряли 12 600 солдат (1398 убитых, 10 359 раненых и 864 пленных), в том числе корпус Сульта 6600 человек. Русские - около 8000 человек (из них 2000 убитых). В тактическом плане эта была победа русских. Беннигсен отразил все попытки Наполеона сбить его с гейльсбергской позиции.
Гравюра неизвестного художника "Сражение при Гейльсберге 29 мая 1807" - 1839
Битва под Фридландом
Битва под Фридландом 2 июня 1807
1 - Тарелка "Смотр императорской гвардии (Битва под Фридландом)" - Бельгия - Royal Boch - 1920
2 - Тарелка "Наполеон под Фридландом" - Германия до 1904 года
3 - Тарелка "Наполеон. Битва под Фридландом 2 июня 1807 года" - Вена - Австрия - 1891-1918
4 - Тарелка "Сражение под Фридландом 2 июня 1807 года" - Западная Европа
5 - Тарелка "Наполеон - Битва под Фридландом 2 июня 1807 года" - Франция
На первых четырёх тарелках изображен фрагмент картины Ораса Верне "Битва при Фридланде 14 июня 1807 года", приведенной ниже.
На пятой - фрагмент картины "Французская кампания 1814 года" кисти Жана-Луи-Эрнеста Мейссонье, приведенной во второй части этого сюжета в разделе, посвященном кампании Наполеона 1814 года. Почему тарелку назвали "Битва под Фридландом 2 июня 1807 года" оставим на совести фарфоровой мануфактуры, её изготовившей.
Битва под Фридландом - сражение между французской армией под командованием Наполеона и русской армией под командованием генерала Леонтия Леонтьевича Беннигсена, происшедшее 2 (14) июня 1807 года под Фридландом (ныне город Правдинск Калининградской области), примерно в 43 км к юго-востоку от Кёнигсберга. Битва завершилась поражением русской армии и привела к скорому подписанию Тильзитского мира.
Русская армия потерпела поражение, но избежала разгрома. По данным французской стороны, французы потеряли около 10 000 человек, а русские - около 12 000. Французы заявили о захвате 80 русских пушек, что не подтверждается данными А. П. Ермолова, командовавшего русской артиллерией.
Орас Верне - Битва при Фридланде 14 июня 1807 года
Однако французские сведения о 12 000 пленных опровергаются показаниями жителей Фридланда. Со слов местных жителей, французы были так разъярены отчаянным сопротивлением русских и тем фактом, что русская армия смогла переправиться на другой берег из безвыходного положения, что их ярость обрушилась на русских раненых. Так, генерал Николай Мазовский, отнесенный гренадерами в город, был оставлен в доме № 25 по улице Melestrasse. После занятия Фридланда французы закололи генерала и других раненых штыками, а тела их выбросили на улицы города. Только после ухода французов местные жители Пруссии смогли похоронить русского генерала на местном кладбище Фридланда.
Утомлённая маршем и сражением, французская армия была не в силах преследовать русских. Как вспоминал Л. Л. Беннигсен:
"Насколько битвой под Фридландом неприятель был лишен охоты драться с нами, можно убедиться из того, что даже на другой день он не преследовал ни один из наших арьергардов".
Наполеону необходимо было увеличить масштаб своей победы, поэтому и появились во французской прессе сведения о 12 000 пленных. Тем не менее Фридланд - решительная победа Наполеона, которая не давалась ему около шести месяцев. Но главным итогом победы Наполеона в этой битве стало подписание Тильзитского мира на реке Неман.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Блюдо с декоративными ручками "Наполеон"
Германия - Бавария, Оберкотзау (Oberkotzau) - Parbus
Click to view
Marche Pour l'Empereur
Марш для императора