Две версии исторического боя парохода "Веста"

Jul 22, 2015 08:31

Оригинал взят у mikhaelkatz в Две версии исторического боя парохода "Веста"


После поражения Российской империи в Крымской войне, Парижским трактатом 1856 года ей было запрещено иметь боевые корабли на Чёрном море. Турция, давнишний противник России, тоже не могла иметь на Чёрном море боевых кораблей, однако ей ничего не стоило перевести свои боевые корабли со Средиземного моря. Поэтому в очередную Русско-турецкую войну 1877-1878 России пришлось вооружать обычные коммерческие пароходы. Одним из них был пароход "Веста", водоизмещением в 1800 тонн, построенный в 1858 году и принадлежавший "Русскому обществу пароходства и торговли".




Пароход "Веста"

С началом Русско-турецкой войны на пароходе установили пять 6-дюймовых мортир, два 9-фунтовых и одно 4-фунтовое орудия, по две скорострельные пушки системы Энгстрема и Гатлинга и приборы автоматической стрельбы, превратив его в «крейсер военного времени» (по другой терминологии: пароход-фрегат).


капитан Н.М. Баранов, командир парохода "Веста"

Командиром на «Весту», с началом войны, был назначен капитан-лейтенант Николай Михайлович Баранов. В команду «Весты» входили тринадцать офицеров, два гардемарина, 118 нижних чинов, в том числе 30 охотников, то есть добровольцев. Старшим офицером парохода был лейтенант князь Голицын-Головкин. На судне служили братья - лейтенанты Владимир и Михаил Перелешины, лейтенанты Жеребко-Ротмистренко, Кротков и З. П. Рожественский, мичманы Петров и Рогуля, подполковник Чернов, прапорщик Яковлев, врач Франковский и гардемарины Барковский и Казнаков.

22 июля 1877 года «Веста» отправилась в обычное крейсерство к берегам Болгарии. В 7.30 23 июля с «Весты» было замечено судно. Так как погода была пасмурная, то капитан «Весты» пошел для опознания судна на сближение и вскоре обнаружил, что неизвестным судном был турецкий броненосец «Фетхи Буленд».


"Фетхи Буленд"

Главный командир Черноморского флота вице-адмирал Н.А. Аркас особым предписанием строго требовал, чтобы капитан «Весты» всемерно избегал вступления в бой с турецкими броненосцами и вообще с хорошо вооруженными турецкими судами, но в данном случае уклониться от боя не удалось.



«Фетхи Буленд» поднял флаг и дал выстрел. «Веста» ответила тем же и повернула назад. Более быстроходный броненосец стал нагонять «Весту». Ведя непрерывный огонь орудиями как главного калибра, так и 7-дюймовыми, «Фетхи Буленд» за короткое время причинил «Весте» большие повреждения. Была пробита верхняя палуба, уничтожена мортира, перебит штуртрос и, наконец, за горелась жилая палуба над самой крюйт-камерой. Экипаж понес большие потери, но не падал духом. Лейтенант Коротков, раненный 17 осколками и опаленный взрывом неприятельской бомбы, про должал наводить орудия, пока вновь не был ранен осколками в лицо. Боцман Власов и комендоры не отходили от орудий, не смотря на сильный турецкий огонь. Рулевые правили рулем, как в мирное время, не обращая внимания на все творившееся вокруг них.



Пожар удалось потушить. «Веста» энергично отвечала броненосцу своим артиллерийским огнем, а с дистанции 700-800 м - и ружейным. В конце концов «Весте» удалось попасть мортирной бомбой в башню броненосца и подбить его носовое орудие главного калибра. На «Фетхи Буленд» из-под палубы показался пар или дым и было явственно видно смятение экипажа. Броненосец стал отставать, затем переменил курс и вскоре скрылся из виду.

Весь бой, происходивший недалеко от румынского города Кюстендже, длился пять часов и стоил экипажу «Весты» потерь в 33 человека убитыми и ранеными; из этого числа 7 человек были офицерами, погиб командовавший артиллерией подполковник К.Д. Чернов. В сентябре над командиром «Фетхи Буленд» капитаном Шукри-беем было произведено формальное следствие для выяснения причин его бегства.

Героизм русских моряков и примерное самоотверженное поведение офицеров «Весты» привели к победе в таком неравном бою, где, казалось, все сулило «Весте» верную гибель.

Погибших героев похоронили в Севастополе на Михайловском кладбище на Северной стороне. В 1886 г. на их братской могиле был сооружен памятник по проекту скульптора П.О. Брукальского



Через год, 17 июля 1878 года, бывший артиллерист «Весты», капитан-лейтенант З. П. Рожественский, получивший за «героический» бой «Весты» орден Георгия IV степени, опубликовал в газете «Биржевые ведомости» № 195 статью, которая называлась «Броненосцы и крейсера-купцы».


капитан-лейтенант З.П. Рожественский

В статье Рожественский утверждал, что никакого героического пятичасового боя с блестящим маневрированием «Весты» не было. В действительности, встретив турецкий броненосец, «Веста», якобы, пустилась в бегство, длившееся пять с лишним часов. Из котлов выжимали всё, что могли. Можно считать чудом, что они не взорвались. Уходили на максимально возможной скорости. Отстреливались от турок, но причинить броненосцу особого вреда, естественно, не удалось.

Турки же не могли догнать «Весту», поскольку их четыре 9-дюймовых орудия располагались по углам каземата, и для того, чтобы стрелять по убегавшей «Весте» хотя бы одним носовым орудием, им приходилось всё время маневрировать, отклоняться в стороны. Но даже стрельбы из одного орудия Армстронга хватило, чтобы едва не потопить пароход.

Утверждения Рожественского подтверждались заявлениями, полученными со стороны противника. В турецком флоте служили в качестве инструкторов английские офицеры. Один из них опубликовал в газете «Таймс» статью, в которой описал преследование турецким броненосным корветом русского парохода. Он утверждал, что не было никакой ружейной перестрелки, не было пожара, и вообще, не было того, что так красочно расписал Баранов. Ответным огнём русские причинили броненосцу небольшие повреждения, самым крупным из которых было попадание в дымовую трубу.

Вопрос об истинной картине того боя остаётся открытым по сию пору. Морское министерство не отреагировало надлежащим образом на статью капитан-лейтенанта Рожественского: хотя в июле 1878 года было назначено судебное разбирательство данного эпизода - однако, через год Морское министерство прекратило процесс против Рожественского, предложив Баранову судиться с лейтенантом за нанесённое оскорбление гражданским порядком. Обиженный капитан просил отставки, однако ему было отказано, после чего он подал генерал-адмиралу в. кн. Константину Николаевичу докладную записку, в которой перечислял все нанесенные ему обиды. Разгневанный генерал-адмирал довел записку до сведения Александра II, после чего Баранов был предан суду «за неприличные и оскорбительные выражения», употреблённые в оной записке. В декабре 1879 года Баранов был С.-Петербургским военно-морским судом признан виновным и отставлен от службы. 14 января 1880 г. «всемилостивейше повелено считать уволенным со службы во внимание его боевым заслугам».

Н.М. Баранов , 1892 год

В 1880 году по ходатайству М. Т. Лорис-Меликова капитан 1-го ранга Николай Михайлович Баранов был помилован и переведён в полицию, «с переименованием в полковника», и отправлен за границу для организации надзора за русскими революционерами. В начале 1881 года Баранов был назначен исполняющим должность губернатора Ковенской губернии. После убийства императора Александра II в марте-августе 1881 занял пост петербургского градоначальника, для борьбы с террором «Народной воли». После отставки с поста петербургского градоначальника Баранов был назначен губернатором в Архангельск, а затем в Нижний Новгород. Умер Баранов в 1901 году.

Его оппонент З.П. Рожественский дослужился до вице-адмирала, и в 1905 году пережил самый ужасный разгром в истории Российского флота, будучи командующим 2-й Тихоокеанской эскадрой в злосчастном Цусимском сражении.

история

Previous post Next post
Up