Так как в заключении договора о перемирии обе стороны заинтересованы больше, чем в продолжении военных действий, а также ввиду того, что союзники Израиля (США, Германия Англия) недвусмысленно дают понять, что навоёвано достаточно, рассмотрим, какое соглашение готовится сегодня в Каире.
Важно подчеркнуть, что речь пока идет о предложениях посредника - египетской стороны - с которыми обе стороны должны согласиться.
Соглашение условно делится на две части: договоренности, которые вступают в силу немедленно, вместе с официальным прекращением огня, и "долгосрочные планы по превращению Газы в новый Сингапур взамен на отказ ХАМАСа от его военного атакующего потенциала". Вторую часть готовящегося соглашения можно условно назвать "духовным наследием Шимона Переса", давно мечтавшим о Газе, как о свободной экономической зоне, мирной, без ракет и с высокими технологиями.
Судя по опубликованному в прессе, Египет предлагает формулу "прекращение огня из Газы в обмен на восстановление сектора и прекращение атакующих действий ЦАХАЛа с воздуха, суши и моря", включая отказ Израиля от отстрела террористов с воздуха, т.е. неприкосновенность высшей военной и политической верхушки ХАМАСа. ХАМАС же обязуется прекратить строительство тоннелей.
Израиль (временно?) отменяет экономическую блокаду Газы с суши, т.е. открывает свои КПП для торговли между Восточным берегом и Газой, провоза экономической помощи, предназначенной для восстановления разрушенных районов сектора и принимает участие в этом восстановлении. Параллельно будет сокращен сектор блокады с моря, т.е. увеличен так называемый рыболовецкий район до 12 морских миль.
Буферная зона на границе между сектором Газа и Израилем будет постепенно сокращена с 300 метров до 100 метров. В радиусе этой зоны, очевидно, будут размещены воинские формирования Палестинской автономии.
Параллельно, на переговорах между Египтом и представителями Палестинской экономии, обсуждается открытие для провоза товаров и передвижения граждан за границу сектора на КПП в Рафиахе, иными словами, снятие блокады уже со стороны Каира.
Охрану КПП и всего филадельфийского коридора, судя по некоторым данным, должны будут обеспечивать силы Палестинской автономии, личной гвардии Аббаса численностью примерно в 3000 человек.
Второй раунд переговоров начнется примерно через месяц после вступления в силу вышеописанных готовящихся договоренностей и будет включать в себя обсуждение разоружения ХАМАСа и Исламского Джихада от военного потенциала взамен на долгосрочные дорогостоящие проекты по поднятию экономики сектора, а также создание собственного аэропорта и морского порта. Тогда же стороны обсудят обмен тел двух израильских военнослужащих, павших в ходе нынешней военной операции, на задержанных боевиков в ходе операций "Возвращение братьев" и "Нерушимая скала". На сегодня Израиль категорически отказывается освобождать боевиков ХАМАСа, арестованных в ходе массовых зачисток на Западном берегу после захвата и убийства трех израильских подростков, но
процесс их освобождения начат в одностороннем порядке. В целом можно сказать, что, если эта часть готовящихся соглашений будет достигнута, ХАМАС выполнит поставленные в ходе военных столкновений задачи: блокада сектора будет прервана, Газа начнет отстраиваться, неприкосновенность военного и политического командования обеспечена. Моральный дух воевавших против израильских дивизий боевиков, несмотря на большие потери, остается высоким: они не побоялись вступить в бой с превосходящим по численности и качеству вооружений противником, Израиль сам, в одностороннем порядке, вывел войска из сектора после недели боев и потери 64 военнослужащих и каждый раз первым соглашался на перемирия. Принудить ХАМАС к миру интенсивными военными действиями и заставить его отказаться от своих требований израильскому руководству не удалось, и теперь все их требования обсуждаются в ходе переговоров. Кроме этого, Израиль заплатил тяжелую цену в глазах мирового общественного мнения, вынужден (в отличии от ХАМАСа) отстаивать свое право на самозащиту на международном юридическом поприще и восстанавливать отношения со своими союзниками.
И последнее. ЦАХАЛ эту войну не проиграл. Более 80 000 солдат и офицеров запаса по приказу мобилизовались на фронт, неделями рискуя жизнью, 3 регулярные дивизии Южного фронта при поддержке и активном участии других частей разного рода войск выполняли поставленные перед ними задачи. Все поставленные задачи в ходе сухопутного этапа были выполнены. Мотивация и на фронте, и в тылу была очень высокой. Но задачи - победить ХАМАС, сокрушить врага, уничтожить его руководство - перед ним не стояло.