Пора бы уже завершать заметки об этой очередной, похожей и непохожей на предыдущие, военной кампании в Газе. А все никак не получается. Войска из Газы выведены, обе стороны хотят переговоров и "временного урегулирования", а военная потасовка всё не прекращается. В чем же дело?
Ответа на этот вопрос может быть два: ХАМАС до сих пор, несмотря на наземную операцию и цену, которую заплатила Газа за упорство управляющих ей боевиков, не "принуждается к миру". Второй ответ: цели и задачи, которые были поставлены израильскими руководителями в самом начале операции, не выполнены. Военного давления оказалось недостаточно. Реакция ХАМАСа военной разведкой и руководством изначально и до сих пор не была просчитана правильно. Отсюда и цуцванг, в котором Израиль оказался сегодня: продолжать и далее влиять на позиции ХАМАСа жестким подавлением огнем нет политической воли, да и международная обстановка на сегодня не позволяет, а вести переговоры и отвечать на их требования не позволяют все предыдущие, справедливые провозглашения израильского правительства. Унизительно это, кроме всего прочего, вести переговоры под огнем и угрозами затяжного военного противостояния "на медленном огне" недобитых террористов.
Что привело нас к такой ситуации и что теперь будет дальше?
1. Израиль (а точнее, ведущая эту войну тройка в лице премьера, министра обороны и начальника генштаба) с самого начала не хотел серьезных военных действий с Газой. Слоган был: прекратите обстрелы и мы прекратим огонь ("шекет яане бэ шекет"). Не прекратили. Ни на каком этапе. Более того, подобное провозглашение было воспринято второй стороной, как признак слабости.
Все гуманитарные прекращения огня были с израильской стороны и все они были нарушены противником. Одностороннее отступление из сектора придало еще большей уверенности в том, что "Израиль устал от войны", "боится потерь среди солдат"... Отсюда и результат.
2. Израиль с самого начала не выражал стремления идти до конца, угрожая ХАМАСу потерей власти и отстрелом ее руководства. Что придало уверенности террористам в их непогрешимости и неуязвимости.
3. Добавьте к этому то обстоятельство, что сразу после отвода войск из Газы высшее военное командование поспешило заявить жителям Юга, что "все закончено", возвращайтесь назад, наслаждайтесь мирной, веселой жизнью. Веселье под сирены пока там только снится.
Дальше, можно предположить, будет следующее:
- вести переговоры под огнем или угрозой возобновления огня придется. Мы ведь больше не хотим воевать? Собственно, и сейчас они идут, опосредствованно, через Египет, даже в то время, когда израильская делегация физически и символически не находится в Каире.
- на какие-то требования ХАМАСа будет дан положительный ответ. Газу разрушили, сотни тысяч человек остались без крова? Чистой воды и электричества не хватает? Придется восстанавливать. В том числе и ввозить туда стройматериалы, а также как-то решать проблему экономической блокады, которая итак уже многие годы неэффективна. Проблема в том, что решать - что и как - будет уже не Израиль, а Египет и международное сообщество. Возможности для маневра у Израиля в нынешней ситуации очень ограничены. Можно, разумеется, не давать им ничего, пока не опомнятся, как предлагает Амос Едлин, бывший глава разведки АМАН, но тогда затяжное военное противостояние с обстрелом Юга продолжится еще несколько месяцев. Напомню, что от минометного обстрела Железный купол не защищает, а жертвы были и есть. Мы ведь этого не хотим? Как и усиления международного давления?
- на сегодня все сильнее раздаются голоса в пользу большего сотрудничества касательно Газы с Аббасом (Абу Мазеном), как легитимным представителем палестинской автономии. Все лучше, чем ХАМАС. Да и выходов других, раз уж пошли на переговоры, особо не наблюдается. Мы об этом писали еще две недели назад. Только цена такого сотрудничества также известна: хотите урегулирования в Газой, это так или иначе коснется и урегулирования в Иудее и Самарии.
- основное требование Израиля - это разоружение ХАМАСа от "тяжелого вооружения" (ракеты и пусковые установки) и разрушение системы тоннелей на границе в обмен на "обновление Газы". Под международным контролем. Звучит красиво и правильно, только в случае с Южным Ливаном это не сработало.
Несмотря на соответствующие резолюции СБ ООН и самих наблюдателей ООН (силы UNIFIL), которые до сих пор там заседают. Наивно полагать, что сработает и здесь, тем более учитывая прежний печальный опыт представителей ЦРУ в Газе и прежнего "международного" контроля над КПП в Рафиахе.
В целом выводы неутешительные, но так как, судя по опросам газеты Ха-Арец, 70% израильтян оценивают деятельность премьера во время войны как положительную, мы этого и сами заслуживаем. Так что, что было, то и будет. ХАМАС у власти там, мы под обстрелами каждые пару лет здесь. Лишь бы хуже чего не вышло.