Из моего
исторического блога на maximonline.ru
Причудливое стечение обстоятельств занесло меня на Старый Арбат. Причем занесло не абы когда, а в понедельник, который в нынешнем году выпал на выходной день. Старый Арбат в выходной день - это как час-пик в метро, только половина толпы играет на гитаре, а другая рисует карикатуры. Выбравшись из этого околобогемного вертепа, я с удовольствием вдохнула пропитанный автомобилями воздух Нового Арбата. Мой взгляд, утомленный матрешками, остановился на благостном зрелище - особняке купца Арсения Морозова.
Знаменитый дом с ракушками был построен в эклектическом стиле - на деле это может означать практически что угодно. Арсений Абрамович заказал его после феерического путешествия по жарким европейским странам. Когда дом был достроен, мать Арсения прямо заявила: «Раньше я одна знала, что ты дурак, теперь вся Москва узнает». Молодой наследник купеческого рода был, конечно, человеком своеобразным. Ему можно было отказать во многих благородных качествах, но уж точно нельзя было отказать в принципиальности: однажды он поспорил с другом, что способен вытерпеть любую боль. Дабы доказать данный тезис, Арсений тут же прострелил себе ногу. Друг остался под сильным впечатлением, которое усилилось в разы, когда, через пару дней Арсений Морозов скончался от заражения крови. Вот какие купцы были, не чета нынешним нытикам, которым лишь бы футбольные клубы скупать, да с топ-моделями якшаться. А вот с дядей Арсения, легендарным Саввой Тимофеевичем Морозовым приключилась совсем другая, куда более прозаическая и смешная история.
Сидит как-то ночью Савва Тимофеевич, дремлет над счетами - нижегородская ярмарка в самом разгаре. Тут в дверь стучат. Купец отворяет, видит даму с вуалью. Не теряя времени, вуаль начинает всхлипывать и просить о помощи. Растерявшийся Морозов усаживает ее, наливает воды и внимает душераздирающему рассказу. Шла дама, значит, по улице, и тут почувствовала себя дурно. Лишилась чувств-с. Очнулась - о, ужас! - в номерах в компании какого-то негра. Начала рыдать, рвать на себе кружева, а тут еще полицейский наряд пожаловал. Записали данные дамы и сообщили, что доложат мужу. Который, между прочим, видный новгородский чиновник. Так она, дама, зная близкие отношения многоуважаемого Саввы Тимофеевича с губернатором, слезно, на коленях просит его убедить не давать ход этому делу.
Морозов сделал скорбное лицо, заверил даму, что предпримет все от себя зависящее и закрыл за всхлипывающей просительницей дверь. И только затем расхохотался. Очевидно же, что дама загуляла с негром, попала под облаву и теперь пытается придумать благовидную историю. Купец рассказывал позже приятелям: «Подивился вкусу и смелости явившейся ко мне дамы: а вдруг забеременела бы и родила бы арабчика! Хороший сюрприз был бы мужу!» Отсмеявшись, Савва Тимофеевич вернулся к счетам. И тут в дверь постучали. История повторилась в точности - разве что дама под вуалькой оказалась другая, да и в номерах ее застали не с негром, а, так сказать, с обычным человеком. Третья дама также не заставила себя ждать.
Наутро Морозов, обещавший уже трем ночным посетительницам протекцию, действительно поехал к губернатору Баранову, своему хорошему другу. Они посмеялись вместе. Наконец, успокоившись, Баранов сказал Морозову: «А ведь все эти загулявшие дамы могут «поблагодарить» за свое разоблачение одного человека - купца такого-то (тут Баранов назвал имя уважаемого купца)». Оказалось, накануне, купец решил пройтись по ресторанам. А поскольку купец, повторюсь, был человеком уважаемым, везде у него находились приятели, которые без остановки ему подливали.
В итоге, по словам губернатора, купец «вышел на Волгу, подошел к барже, стоящей у берега, и по помосткам взошел на нее незамеченный никем, споткнулся у открытого люка и упал вовнутрь баржи. Баржа была нагружена и готова к отправке, а потому купец, к его благополучию, упал на товар и не убился, где и заснул крепким сном». Утром баржу прицепили к пароходу, и она уплыла вниз по Волге. А еще через несколько часов жена купца начала бить тревогу, подняла на фуражки всю новгородскую полицию и вызвала волну рейдов по увеселительным заведениям и номерам. Где и были обнаружены ночные визитерши Морозова, кто с неграми, а кто с гражданскими. Да, умели раньше купцы жить! Вот такой поучительный пятничный анекдот, Читатель. Будь осторожен и знай меру.