Твой страшный исторический сон

Feb 21, 2014 18:09

Мой пятничный блог об истории на maximonline. Свежий выпуск.

Поскольку вчера у меня сломался робот-пылесос и наблюдать было не за кем, я включила телевизор. Перед моими глазами мелькали тревожные картины: кадры из Киева; девочки-подростки на коньках танцуют под «Хабанеру»; супер-резка-плюс для сельдерея всего за 499 рублей 99 копеек! И вот, из всего этого великолепия, мой глаз (второй глаз сидел в Интернете) выхватил Марлен Дитрих.

Сначала я не обратила внимания: ну Марлен, ну Дитрих, ну с кем не бывает. Но минут через пять я осознала всю серьезность ситуации. И все, я пропала. Дело в том, что телеканал «Культура», свято следуя зову просвещения, послушно транслирует старые черно-белые фильмы (которые смотрят единицы) и цветной норвежский арт-хаус (который никто не смотрит). И вот вчера, когда дело шло к полуночи, «Культура» выпустила в эфир картину The Scarlet Empress 1934 года.

На русский язык название фильма переводят и так, и эдак; то императрица у прокатчиков кровавая, а то и вовсе распутная. Режиссер Джозеф фон Штернберг знакомит нас с жизнью императрицы Екатерины - от момента ее приезда в Россию до того, как она прибирает эту же Россию к белокожим ручкам. Да простит меня наш редакционный киновед Олег Бочаров, но я продолжу свой любительский рассказ про фильм. Сначала с точки зрения зрителя, затем историка.

Я бы охарактеризовала фильм как психоделический псевдоисторический нуар (Олег, прости!). С каждым кадром «Императрица» засасывает как болото из патоки: вроде дикость, а оторваться невозможно. Горгульи. Горгульи со всех сторон, из всех щелей. Трупы неведомых гигантских животных (Коровы? Медведи? Ламы?) на столах - символ имперского пресыщения. Межкадровые титры сообщают нам, что венчание Кати и Пети состоялось по обряду «могущественной тогда православной церкви». Тут мы узнаем, что, в понимании Голливуда 1930-х, плотность скелетов в православной церкви была выше, чем в кабинете биологии биологической спецшколы. А иконы двигались, подобно часам с кукушкой. Кстати, про часы. На них камера остановилась отдельно: вместо кукушки мы видим помещика, бьющего крестьянина молотом по голове.

Теперь от эстетического к историческому. Петром III, истово сверлящим дырки в стенах и бегающим по залам с солдатиками, историка не удивишь. Больше мне понравилась романтическая линия с Алексеем Разумовским. Здесь он хорош как никогда при жизни. Статный казак с длинными кудрями и раскидистыми усами регулярно мелькает в кадре. Причем исключительно для того, чтобы утащить всю такую удивленную Дитрих в стог. (Oh those Russians! Их блинами не корми, дай заняться сексом в стоге сена). Два молодых и горячих любовника. И это при том, что Разумовский был связан узами - романтическими или брачными - с императрицей Елизаветой Петровной. Которая в данной кино-картине любовникам в старые сварливые тетушки годится.

Лучше бы растаскали на кадры историю Григория Потемкина, спавшего не только с Екатериной, но и с собственными племянницами. Инцест в этот шедевр вписался бы гармонично. А если честно, The Scarlet Empress - лучшее историческое кино из виденных мною недавно. Нет, оно не заставляет задуматься, - оно гипнотизирует. Именно из-за таких фильмов люди и становятся историками. (Или биологами, или горгулистами). Так что, Читатель, если будет нуаровое настроение, обязательно посмотри.



maximonline.ru, блог

Previous post Next post
Up