В
первой части нашего исследования, в котором мы исходили из того, законодательно закрепленного, факта, что Банк России - юридическое лицо, пришли к выводу, что он не столько юридическое лицо, сколько орган государственной власти без места в её системе. Вывод не вполне ясный, но ничего не попишешь: есть Определение КС РФ от 14 декабря 2000 г. № 268-О. Конституционный Суд РФ определил, что полномочия Банка России, закрепленные статьей 75 Конституции, "по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти", и что законодатель должен "исходить из особого конституционно-правового статуса Банка России". Там же указано на независимый статус Банка России, вытекающий из той же статьи 75. И это, действительно, топором не вырубишь. Конституция определяет законодательную, исполнительную и судебную ветви власти как осуществляющие власть самостоятельно (см. ст.10). Банку же Конституция предписывает функционировать "независимо от" (см. ч.2 ст.75). Здесь разница, ибо быть самостоятельным - совсем не то, что быть независимым.
К слову, даже судебная власть не является независимой целиком: независимыми являются только судьи. Независимость судей, по Конституции, выражается в прямом подчинении Конституции РФ и федеральному закону (см. ст.120 Конституции). Аналогия с Банком России, - если она приходит кому-то в голову, - здесь не уместна: судьи подчиняются непосредственно Конституции и федеральному закону потому, что они и есть Закон, его действенное воплощение.
Поскольку систему государственной власти представляют три её ветви - законодательная, исполнительная и судебная, - действующие самостоятельно, то орган государственной власти, в эту систему конституционно не вписанный, но конституционно наделенный властными полномочиями, осуществляемыми независимо ни от кого в государстве, является, - как де факто, так и де юре, - стоящим почти на самой вершине государственной пирамиды. Почти, потому что выше - только президент. Почему президент выше - потому что он есть полномочный представитель государства Российская Федерация как внутри страны, так и за рубежом (см. ч.4 ст.80 Конституции РФ), в связи с чем по отношению к Банку России президент может действовать от имени учредителя юридического лица "Банк России" - Российской Федерации. Запомним это, здесь - кощеева игла, за ней еще придем.
А пока надо один немаловажный вопрос, - уж если не решить, так хотя бы поставить: кто есть сотрудники Банка России: штатный персонал юридического лица или должностные лица органа государственной власти?
Должностные лица в органах государственной власти действуют именем государства и служат государству. Персонал же корпорации действует в интересах корпорации (законных, законных интересах, давайте о плохом не думать), а корпоративные интересы совпадают с государственными нечасто. За примером далеко ходить не надо, достаточно заглянуть в Закон, тот самый, "О Центральном Банке Российской Федерации )Банке России)".
"Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации" - так гласит статья 22 Закона № 86-ФЗ. Далее, правда, уточняется: "для финансирования дефицита бюджета" не вправе. Но, поскольку Правительству ни на что другое кредиты и не нужны (если денег не хватает, то их не хватает именно для исполнения расходных статей федерального бюджета), то к чему эти слова - и так понятно: кредитов от Банка России Правительству не положено никаких, хоть война, хоть революция, и пусть рухнет мир....
Совсем другое дело - кредиты служащим Банка России. Статья 91 того же закона, читаем: "Служащие Банка России, занимающие должности, перечень которых утвержден Советом директоров, могут получать кредиты на личные нужды только в Банке России". Не знаю, кого как, а меня любопытство разбирает невозможное: перечень тех должностных лиц хочу видеть. Ну, тех, личные нужды которых - выше нужд государственных.
Да, Банк России подотчетен Государственной Думе. Но, вглядитесь в ст.5 того же закона (№ 86-ФЗ): вся его подотчетность сводится сугубо к информированию высшего законодательного органа. Дескать, примите к сведению... А случись Думе инициировать проверку деятельности Банка России Счетной палатой - ничего из этого не выйдет: такое решение (цитирую ту же статью 5) "может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета" - коллегиального органа Банка России...
Полномочия Банка России простираются на всю территорию России и никакими другими органами государственной власти юридически не ограничиваются. Читаем внимательно статью 7 Закона № 86-ФЗ (хотя можно и бегло, по выделенным частям текста только): "Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно".
Дальше - больше. В конце той же статьи 7 приписано: "Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России". Спасибо, что не сказали: на утверждение. Хотя заключение - это то же самое фактически. Ибо если оно окажется негативным - проект в Думу подан не будет, а будет дорабатываться с учетом замечаний, указанных в заключении. Кто может поручиться, что замечания юридического лица "Банк России" всегда продиктованы исключительно державными интересами, а не корпоративными банковскими? Лично я гроша ломаного на кон не поставлю. Не потому, что они плохие люди, а потому что "юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе" (п.2 ст.1 ГК РФ). Если только речь не идет о международных связях, тогда да - Банк России представляет интересы Российской Федерации (см. ст.51 Закона № 86-ФЗ). Впрочем, и это, оказывается, не совсем так.
Статья 6 Закона № 86-ФЗ: "Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации". Ну, вправе - и вправе, какое же юридическое лицо не вправе в суд обратиться. Но... от чьего имени выступает в судах Банк России? От имени Банка России или от имени Российской Федерации? Если первое, то какая же он власть? Если второе, то почему он - юридическое лицо? Кто-нибудь слышал, чтобы, например, налоговые или таможенные органы, обращаясь в суды с исками к неплательщикам налогов, выступали НЕ от имени Российской Федерации?
Так вот, подобно тому, как в налоговых правоотношениях субъектом права является Российская Федерация, а не "независимые от государства" налоговые и/или таможенные органы, субъектом права в отношениях, регулирующих государственный денежный оборот, может являться только государство Российская Федерация.
В связи с этим вызывает недоумение следующее предложение в той же статье 6: "Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды". Какие такие свои интересы может защищать Банк России за границей, если уж там-то он точно интересы государства Российская Федерация должен защищать?! Иначе, как это вяжется с вышеупомянутой статьей 51?
Остается только позавидовать счастливым оппонентам Банка России в международных судах: он представляет там не Российскую Федерацию, а лишь себя - одного из тысяч и тысяч юридических лиц необъятной страны, и свои, только свои ничтожные интересы. Без политики, такскаать.
И даже отношения с Правительством у Банка России - сугубо договорные. Не верите? Загляните, к примеру, в Бюджетгый Кодекс, ст.119 (хотя и в Законе № 86-ФЗ, по большому счету, то же самое прописано, в статье 23). Обслуживание долговых обязательств государства РФ Банк России осуществляет на основе агентских соглашений, заключенных с Минфином РФ. Одно радует - безвозмездно. Но, так или иначе, в основе отношений - договор (агентское соглашение). Как будто эти обязанности - не государственные. Ах, да. Государственных обязанностей, как и обязательств перед государством у юридического лица Банк России нет, по закону. Есть только функции и полномочия. Как у органа государственной власти, именно.
Хотя... нет. Есть одна обязанность. "В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и иных органов надзора и наблюдения в национальных платежных системах иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации в соответствии с заключенными соглашениями (меморандумами) о сотрудничестве" (ст.37 Закона от 27 июня 2011г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе"). Это, как следует из Закона, не перед государством Российская Федерация у Банка России обязанность. В государстве РФ у Банка России только полномочия и функции.
Банк России, в полном соответствии со своим статусом органа с "функциями государственной власти" (по Определению КС РФ), наделен правом принимать решения относительно государственной регистрации кредитных организаций, выдавать, приостанавливать и отзывать лицензии на осуществление операций, осуществлять контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков (см. ст.59 Закона № 86-ФЗ). А вы думали, это дело Росфиннадзора? Нет, ни одна из структур Минфина такими полномочиями не наделена.
Как ни крути, а покончить с затянувшейся неопределенностью необходимо. Для начала сказать, ясно и недвусмысленно: или Банк России - юридическое лицо, учрежденное Российской Федерацией и активами, принадлежащими Российской Федерации, или он эдакий "Ватикан", выведенный из-под юрисдикции государства Российская Федерация, причем выведенный вместе с частью имущества РФ. Если последнее, то такие решения без референдума не принимаются, - речь ведь, ни много, ни мало - о передаче части государственного суверенитета. Референдума, как мы знаем, не было.
То "всенародное голосование", которое в 1993 г. проводилось вместо референдума, не в счет: на нем принимали Конституцию, а в Конституции относительно Банка России - ни слова о том, что Банк России - юридическое лицо. Есть только ст.75, вторая часть которой обязывает его защищать и обеспечивать устойчивость рубля, "независимо от других органов государственной власти", Защищать и обеспечивать любыми способами, кроме эмиссии. Да, да, кроме эмиссии. Потому что, согласно ст.71 п.Ж Конституции РФ, денежная эмиссия находится в ведении Российской Федерации.
Еще раз: Денежная эмиссия - в ведении Российской Федерации, а то, что согласно ч.1 ст.75 она осуществляется исключительно Центральным Банком РФ, так это про то, что Банк её лишь осуществляет: заказывает ФГУП "Гознак" работу по изготовлению рублевых купюр различного достоинства. Собственно же решение об эмиссии, по Конституции, должна принимать Российская Федерация в лице своего полномочного представителя. Российская Федерация принимает такое решение, а не юридическое лицо Банк России "независимо от". Потому что "независимо от" он только осуществляет свои функции по защите и обеспечению устойчивости рубля. И если не получается сделать это никак иначе как путем эмиссии - Банк России должен обратиться к Российской Федерации в лице её полномочного представителя, причем с обоснованием её (эмиссии) необходимости.
Статья 76 Конституции РФ, ч.1: "По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации". Денежная эмиссия (см. п.Ж ст.71) - предмет ведения Российской Федерации. Остается задать вопрос Государственной Думе: где федеральный закон о денежной эмиссии? Почему до сих пор никто не почесался его принять?
На этой, почти оптимистической, ноте сделаем паузу, короткую.
Окончание следует...
Опубликовано на
Однако.