Банк России: Именем государства...

Jun 14, 2012 08:38


В первой части нашего исследования, в котором мы исходили из того, законодательно закрепленного, факта, что Банк России - юридическое лицо, пришли к выводу, что он не столько юридическое лицо, сколько орган государственной власти без места в её системе. Вывод не вполне ясный, но ничего не попишешь: есть Определение КС РФ от 14 декабря 2000 г. № 268-О. Конституционный Суд РФ определил, что полномочия Банка России, закрепленные статьей 75 Конституции, "по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти", и что законодатель должен "исходить из особого конституционно-правового статуса Банка России". Там же указано на независимый статус Банка России, вытекающий из той же статьи 75. И это, действительно, топором не вырубишь. Конституция определяет законодательную, исполнительную и судебную ветви власти как осуществляющие власть самостоятельно (см. ст.10). Банку же Конституция предписывает функционировать "независимо от" (см. ч.2 ст.75). Здесь разница, ибо быть самостоятельным - совсем не то, что быть независимым.
К слову, даже судебная власть не является независимой целиком: независимыми являются только судьи. Независимость судей, по Конституции, выражается в прямом подчинении Конституции РФ и федеральному закону (см. ст.120 Конституции). Аналогия с Банком России, - если она приходит кому-то в голову, - здесь не уместна: судьи подчиняются непосредственно Конституции и федеральному закону потому, что они и есть Закон, его действенное воплощение. 
Поскольку систему государственной власти представляют три её ветви - законодательная, исполнительная и судебная, - действующие самостоятельно, то орган государственной власти, в эту систему конституционно не вписанный, но конституционно наделенный властными полномочиями, осуществляемыми независимо ни от кого в государстве, является, - как де факто, так и де юре, - стоящим почти на самой вершине государственной пирамиды. Почти, потому что выше - только президент. Почему президент выше - потому что он есть полномочный представитель государства Российская Федерация как внутри страны, так и за рубежом (см. ч.4 ст.80 Конституции РФ), в связи с чем по отношению к Банку России президент может действовать от имени учредителя юридического лица "Банк России" - Российской Федерации. Запомним это, здесь - кощеева игла, за ней еще придем. 
А пока надо один немаловажный вопрос, - уж если не решить, так хотя бы поставить: кто есть сотрудники Банка России: штатный персонал юридического лица или должностные лица органа государственной власти? 
Должностные лица в органах государственной власти действуют именем государства и служат государству. Персонал же корпорации действует в интересах корпорации (законных, законных интересах, давайте о плохом не думать), а корпоративные интересы совпадают с государственными нечасто. За примером далеко ходить не надо, достаточно заглянуть в Закон, тот самый, "О Центральном Банке Российской Федерации )Банке России)". 
"Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации" - так гласит статья 22 Закона № 86-ФЗ. Далее, правда, уточняется: "для финансирования дефицита бюджета" не вправе. Но, поскольку Правительству ни на что другое кредиты и не нужны (если денег не хватает, то их не хватает именно для исполнения расходных статей федерального бюджета), то к чему эти слова - и так понятно: кредитов от Банка России Правительству не положено никаких, хоть война, хоть революция, и пусть рухнет мир....
Совсем другое дело - кредиты служащим Банка России. Статья 91 того же закона, читаем: "Служащие Банка России, занимающие должности, перечень которых утвержден Советом директоров, могут получать кредиты на личные нужды только в Банке России". Не знаю, кого как, а меня любопытство разбирает невозможное: перечень тех должностных лиц хочу видеть. Ну, тех, личные нужды которых - выше нужд государственных. 
Да, Банк России подотчетен Государственной Думе. Но, вглядитесь в ст.5 того же закона (№ 86-ФЗ): вся его подотчетность сводится сугубо к информированию высшего законодательного органа. Дескать, примите к сведению... А случись Думе инициировать проверку деятельности Банка России Счетной палатой - ничего из этого не выйдет: такое решение (цитирую ту же статью 5) "может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета" - коллегиального органа Банка России...
Полномочия Банка России простираются на всю территорию России и никакими другими органами государственной власти юридически не ограничиваются. Читаем внимательно статью 7 Закона № 86-ФЗ (хотя можно и бегло, по выделенным частям текста только): "Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно". 
Дальше - больше. В конце той же статьи 7 приписано: "Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России". Спасибо, что не сказали: на утверждение. Хотя заключение - это то же самое фактически. Ибо если оно окажется негативным - проект в Думу подан не будет, а будет дорабатываться с учетом замечаний, указанных в заключении. Кто может поручиться, что замечания юридического лица "Банк России" всегда продиктованы исключительно державными интересами, а не корпоративными банковскими? Лично я гроша ломаного на кон не поставлю. Не потому, что они плохие люди, а потому что "юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе" (п.2 ст.1 ГК РФ). Если только речь не идет о международных связях, тогда да - Банк России представляет интересы Российской Федерации (см. ст.51 Закона № 86-ФЗ). Впрочем, и это, оказывается, не совсем так.
Статья 6 Закона № 86-ФЗ: "Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации". Ну, вправе - и вправе, какое же юридическое лицо не вправе в суд обратиться. Но... от чьего имени выступает в судах Банк России? От имени Банка России или от имени Российской Федерации? Если первое, то какая же он власть? Если второе, то почему он - юридическое лицо? Кто-нибудь слышал, чтобы, например, налоговые или таможенные органы, обращаясь в суды с исками к неплательщикам налогов, выступали НЕ от имени Российской Федерации?
Так вот, подобно тому, как в налоговых правоотношениях субъектом права является Российская Федерация, а не "независимые от государства" налоговые и/или таможенные органы, субъектом права в отношениях, регулирующих государственный денежный оборот, может являться только государство Российская Федерация.
В связи с этим вызывает недоумение следующее предложение в той же статье 6: "Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды". Какие такие свои интересы может защищать Банк России за границей, если уж там-то он точно интересы государства Российская Федерация должен защищать?! Иначе, как это вяжется с вышеупомянутой статьей 51? 
Остается только позавидовать счастливым оппонентам Банка России в международных судах: он представляет там не Российскую Федерацию, а лишь себя - одного из тысяч и тысяч юридических лиц необъятной страны, и свои, только свои ничтожные интересы. Без политики, такскаать.

И даже отношения с Правительством у Банка России - сугубо договорные. Не верите? Загляните, к примеру, в Бюджетгый Кодекс, ст.119 (хотя и в Законе № 86-ФЗ, по большому счету, то же самое прописано, в статье 23). Обслуживание долговых обязательств государства РФ Банк России осуществляет на основе агентских соглашений, заключенных с Минфином РФ. Одно радует - безвозмездно. Но, так или иначе, в основе отношений - договор (агентское соглашение). Как будто эти обязанности - не государственные. Ах, да. Государственных обязанностей, как и обязательств перед государством у юридического лица Банк России нет, по закону. Есть только функции и полномочия. Как у органа государственной власти, именно. 
Хотя... нет. Есть одна обязанность. "В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и иных органов надзора и наблюдения в национальных платежных системах иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации в соответствии с заключенными соглашениями (меморандумами) о сотрудничестве" (ст.37 Закона от 27 июня 2011г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе"). Это, как следует из Закона, не перед государством Российская Федерация у Банка России обязанность. В государстве РФ у Банка России только полномочия и функции.
Банк России, в полном соответствии со своим статусом органа с "функциями государственной власти" (по Определению КС РФ), наделен правом принимать решения относительно государственной регистрации кредитных организаций, выдавать, приостанавливать и отзывать лицензии на осуществление операций, осуществлять контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков (см. ст.59 Закона № 86-ФЗ). А вы думали, это дело Росфиннадзора? Нет, ни одна из структур Минфина такими полномочиями не наделена.
Как ни крути, а покончить с затянувшейся неопределенностью необходимо. Для начала сказать, ясно и недвусмысленно: или Банк России - юридическое лицо, учрежденное Российской Федерацией и активами, принадлежащими Российской Федерации, или он эдакий "Ватикан", выведенный из-под юрисдикции государства Российская Федерация, причем выведенный вместе с частью имущества РФ. Если последнее, то такие решения без референдума не принимаются, - речь ведь, ни много, ни мало - о передаче части государственного суверенитета. Референдума, как мы знаем, не было.
То "всенародное голосование", которое в 1993 г. проводилось вместо референдума, не в счет: на нем принимали Конституцию, а в Конституции относительно Банка России - ни слова о том, что Банк России - юридическое лицо. Есть только ст.75, вторая часть которой обязывает его защищать и обеспечивать устойчивость рубля, "независимо от других органов государственной власти", Защищать и обеспечивать любыми способами, кроме эмиссии. Да, да, кроме эмиссии. Потому что, согласно ст.71 п.Ж Конституции РФ, денежная эмиссия находится в ведении Российской Федерации.
Еще раз: Денежная эмиссия - в ведении Российской Федерации, а то, что согласно ч.1 ст.75 она осуществляется исключительно Центральным Банком РФ, так это про то, что Банк её лишь осуществляет: заказывает ФГУП "Гознак" работу по изготовлению рублевых купюр различного достоинства. Собственно же решение об эмиссии, по Конституции, должна принимать Российская Федерация в лице своего полномочного представителя. Российская Федерация принимает такое решение, а не юридическое лицо Банк России "независимо от". Потому что "независимо от" он только осуществляет свои функции по защите и обеспечению устойчивости рубля. И если не получается сделать это никак иначе как путем эмиссии - Банк России должен обратиться к Российской Федерации в лице её полномочного представителя, причем с обоснованием её (эмиссии) необходимости.
Статья 76 Конституции РФ, ч.1: "По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации". Денежная эмиссия (см. п.Ж ст.71)  - предмет ведения Российской Федерации. Остается задать вопрос Государственной Думе: где федеральный закон о денежной эмиссии? Почему до сих пор никто не почесался его принять?
На этой, почти оптимистической, ноте сделаем паузу, короткую.
Окончание следует...

Опубликовано на Однако.

Банк России

Previous post Next post
Up