Права и обязанности Банка России: несоразмерность и разносубъектность

Jun 04, 2012 07:58

Странное учреждение - Центральный Банк Российской Федерации (Банк России). Вроде и статус законом определен (юридическое лицо), и функции известны (они очень даже государственные), и полномочия законом очерчены вполне отчетливо, а место ему в государственной системе - не определено. Можно, конечно, возразить: о каком таком месте в государственной системе речь, если Банк России - юридическое лицо, а не орган государственной власти? Погодите...
Вот, в Конституции черным по белому: "Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти" *(см. ч.2 ст.75 Конституции РФ). Те же слова, со ссылкой на Конституцию, находим и в ст.1 Общих положений Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В законе даже конкретизируется, что свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо ни от каких других органов власти: ни федеральных, ни субъектов Федерации, ни органов местного самоуправления.
Если бы не слово "других", - а, заметим, - это Конституция, там случайно быть не может даже запятых, - то положение так бы и звучало: "...функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от [...] органов государственной власти". И тогда вопрос о месте Банка России ставить нужды нет - всем было бы понятно: оно даже не под солнцем, Банк России - сам и есть Солнце.
Но слово "других" в тексте присутствует, что равнозначно присвоению Банку России статуса органа государственной власти.
Между тем, никакого центробанка среди органов государственной власти в той же Конституции (см. ст.11) не указано, список таковых короткий и исчерпывающий.
Вот они, органы государственной власти, со всеми эмблемами.
Итак, по Конституции получается, что Банк России - и власть (ст.75), и не власть (ст.11), одновременно.
Согласитесь, такая неопределенность статуса учреждения, обладающего монопольным правом эмиссии наличных денег и организации наличного денежного обращения (см. ст.4, ст.29 Закона № 86-ФЗ), реализация полномочий которого предполагает применение мер государственного принуждения, это просто безответственность какая-то. Но конституция и безответственность - категории не сочетаемые. Поэтому будем искать в том большой государственный смысл.
Расхожее утверждение: "Банк России - филиал ФРС США", отметаем сразу. Мы не располагаем документальными свидетельствами на этот счет, а логические аргументы без фактологического подтверждения не состоятельны. Поэтому предлагаю пойти путем доказательства от противного: Банк России не подчинен никому в мире, он самостоятельный, независимый и служит государству российскому. 
Пускаясь в искания большого государственного смысла означенных конституционных положений, договоримся исходить из того, что определенно есть: Банк России - юридическое лицо. В законе так и написано: "Банк России является юридическим лицом" (см. ст.1 Закона № 86-ФЗ ). Т.е. Банк России - участник имущественных отношений, носитель имущественных прав и обязанностей и т.д. по всему спектру прав и обязанностей, указанных в главе 4 ГК РФ. Никаких изъятий для Банка России в этом плане не предусмотрено.
Оставим пока в стороне тот факт, что Банк России наделен функциями и полномочиями, а не правами и обязаненостями, как это положено юридическому лицу. Учитывая тот факт, что о статусе Банка России как юридического лица говорит буква закона, а о том, что он является субъектом публичного права, говорит лишь дух, то будем руководствоваться общим правилом, согласно которому обязательным является буквальное прочтение, если смысл, как в нашем случае, прямо выражен в форме: "Банк России является юридическим лицом", И, стало быть, ответственность у него не государственная, а сугубо корпоративная. И вот теперь вопрос: перед кем? Сейчас расщелкаем. 
Поскольку Банк России не является ни хозяйственным товариществом/обществом, ни производственным или потребительским кооперативом, ни религиозной или общественной организацией, ни благотворительным фондом, а является, по всем признакам, учреждением, то он есть именно то юридическое лицо, на имущество которого его учредитель имеет право собственности или иное вещное право (см. ст.48 ГК РФ). И в Законе № 86-ФЗ есть тому подтверждение: "Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью" (ст.2 Закона). Об учреждениях подробнее - в ст.120 ГК РФ, смотрим - всё сходится. 
Далее. Согласно Ст.71 (п.Д) Конституции РФ, федеральная собственность находится в ведении Российской Федерации. К слову, денежная эмиссия тоже, согласно п.Ж той же статьи - в ведении Российской Федерации. Очевидно потому, что Банк России своё монопольное право на эмиссию реализует печатанием денежных знаков государства Российская Федерация, а не своих собственных как юридического лица.
И коль скоро Банк России по закону - юридическое лицо, то его независимость ограничивается волей учредителя. Учредитель - Российская Федерация. Российскую Федерации внутри страны и за рубежом, согласно ч.4 ст.80 Конституции РФ, представляет президент.
Еще раз, по буквам: учредителем юридического лица Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является государство Российская Федерация в лице своего полномочного представителя - президента Российской Федерации.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению учредителя. Читаем ст.61 ГК РФ внимательно, до запятой, и убеждаемся: никаких объяснений закрытия юридического лица "по решению учредителя" не требуется - оно может быть ликвидировано просто потому, что так решил учредитель. ...
Но - нет. Указом президента Банк России ликвидирован быть не может. Статья 87 Закона № 86-ФЗ не велит: "Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации".
И тут мы вынуждены вернуться к тому, от чего ушли: к конституционным положениям, наделяющим Банк России статусом органа государственной власти без определения места в её системе. Конституционный Суд (см. Определение от 14 декабря 2000 г. № 268-О) так и сказал, что полномочия Банка России, закрепленные статьей 75 Конституции, "по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти". По своей правовой природе, и только, - слышали? А на каком грунте эта природа колосится - про то никому не ведомо. Очевидно, даже Конституционному суду. Попутно суд указал, что законодатель должен "исходить из особого конституционно-правового статуса Банка России". Статус же якобы следует из его функций. В общем, поскольку Конституция наделила Банк России государственными функциями, но места в государственной власти ему не определила, то Банк России у нас власть, но не так чтобы очень, "на полшишечки". Но так не бывает! Или бывает, когда хотят уйти от ответственности. Банально всё это до безобразия. Банально и противно. И, что почти смешно - никакого высокого смысла.
Прервусь, пожалуй.
Продолжение - следует.

Опубликовано на Однако.

-----------------------------------
* Здесь  и далее в цитатах выделено и подчеркнуто мной. - М.

Банк России

Previous post Next post
Up