Здравое экспертное суждение.
Резервы - это обычно первая линия обороны, предотвращающая валютный кризис, но в случае с Россией они, похоже, в большей мере превращаются в стратегический актив, который надо беречь, но не в экономический инструмент, который надо задействовать. Сигналы российского Центробанка о том, что резервы никто трогать не будет, усугубляют валютный кризис и ограничивают действенность других экономических рычагов. В целом, подчиненное положение российской экономической политики по отношению к мнимым императивам безопасности означает, что от творцов этой политики не следует ждать изящного лавирования в кризисном шторме, если таковой существует.
Это мнение (опубликованное в "The Brookings Institution" и наших inosmi.ru, кому надо - найдет) Джереми Шапиро, научного сотрудника Проекта международного порядка и стратегии Центра США и Европы.
Поскольку здравое экспертное суждение сейчас редкость - из них стоило бы собирать коллекцию, дабы предстоящими долгими зимними вечерами читать и перечитывать, читать и перечитывать, читать и перечитывать... Если не себе, то тем, кто еще не понял. И так до полного прояснения в буйной головушке.
В этом высказывании даже отжимать нечего, всё - "сухой остаток". Но я попробую.
1) Валютные резервы - это инструмент регулирования валютного рынка, а не стратегический актив, который, по мнению набиуллиных, надо беречь.
Инструмент, а не актив. - Постарайтесь усвоить, кто не знал.
2) Никакого "кризисного шторма" нет, есть психическая атака. И с ней легко справиться, если прекратить руководствоваться мнимыми императивами и обратиться к здравому смыслу (см. п.1).
Да, тут есть о чем говорить и говорить, и если начать - придется долго.
Знаете что, друзья... Давайте я лучше на вопросы буду отвечать, если таковые возникнут. А то вдруг окажется, что опять в пустоту пишу. В общем, подожду вопросов.
А пока повторю то, что уже излагала, в т.ч. в одной из своих первых записей здесь.
Для чего существуют валютные резервы центробанков.
Валютные резервы придуманы для выполнения нескольких задач. Первая, это обеспечение доллара США материальными ресурсами. Грубо говоря, за те «мировые деньги» и их эквиваленты, которые числятся в резервах, страну-держателя резерва можно скупить с потрохами. Вторая задача валютных резервов - быть в качестве депо для излишней денежной массы, которую выпускает ФРС США. Т.о. США экспортирует нам свою инфляцию, ведь мы под те депонированные доллары выпускаем в оборот собственную национальную валюту. Третья задача - держать «на плаву» американский доллар. В Законе написано ровно наоборот: обеспечивать стабильность национальной валюты. Это не так на самом деле. Когда страна, благодаря массированному экспорту, наводняется иностранной валютой - Центробанк, вместо того, чтобы зафиксировать укрепление национальной валюты, «включает печатный станок» для скупки на МВБ остатков непроданных долларов и т.о. спасает американскую денежную единицу от девальвации. Доллары уходят куда и положено - в резерв, а рубль наводняет внутренний рынок, провоцируя инфляцию. Ведь товаров, покрывающих эти новые рубли, в стране, вероятно, нет: страна работала на экспорт, т.е. не на своего внутреннего потребителя. Для своего же собственного не закупила даже импорта (не самый лучший выход, но, по крайней мере, переизбытка в долларах не случилось бы).
Три вышеперечисленные задачи, ради решения которых придуманы валютные резервы - это, условно говоря, их неявные, скрытые функции, очень важные, но не для нас. С точки зрения же наших «национальных интересов» валютные резервы нужны Центробанку для того, чтобы регулировать экспорт-импорт и держать высокую планку доходов экспортеров, а с этим и доходов в государственный бюджет в виде налогов от тех же экспортеров, и столь же высокую планку импортных закупок.
Как ни крути, а вывод один и тот же: валютные резервы Центробанков - это гарантия чужим экономикам и чужим потребителям. В один прекрасный день мы можем остаться ни с чем. Только с валютными резервами, да и то принадлежащими нам всего лишь номинально, ведь счета валютных резервов не в наших банках и даже не в нашей стране. Но Бог с ними. Самое страшное, что всё остальное окажется проданным. Даже земля под нашими ногами.
William Merrit Chase. Final da Temporada de Verão.