Попасная.

May 10, 2022 16:25


На днях на нашем участке фронта произошло одно из самых значимых событий идущей войны. Второе по значимости после освобождения Мариуполя. Да и то, в Мариуполе еще идут бои за Азовсталь. А Попасную освободили полностью.



Я сейчас уже перестал смотреть отчеты с полей сражений от всяких добрых людей. В основном там пишут и выкладывают ролики по мотивам новостных сводок от центральных российских каналов. Плюс еще кое какой мусор, найденный в сети. И все эти материалы, будто осенняя погода серого осеннего дня слегка покрытого туманом. Конкретики ноль.

На днях было освобождено село Нижнее, на дальних подступах к Лисичанску. Добрые люди, вместо того, что бы глянуть на карту, сразу же определили, что уже открыта дорога к восточным окраинам Лисичанска. А карта нам говорит, что на пути к Лисичанску больше десяти километров, большой шахтерский поселок Тошковка и пара - тройка мелких сел, размера Нижнего. Так и с Попасной. Ну взяли, ну и хорошо.





Криница Попасняночка. Рядом с трассой с Первомайска в сторону Артемовска. Зимой. Мы, когда нас возили с вахты домой, всегда останавливались возле нее. Покурить, попить родниковой водички.

Более продвинутые, глянув на Яндекс карты, сразу же определили, что теперь открыта дорога на Бахмут - Артемовск и можно сразу же туда наступать. Ну правильно, по южной окраине Попасной проходит дорога, которая начинается от  Первомайска  и стыкуется с трассой Дебальцево - Харьков. И к этой дороге подходит промзона Бахмута. Там даже есть кольцо городского троллейбуса. Но там есть и нечто другое.

Если открыть программу Google Earth и полетать в мелком масштабе над этой трассой, то картина открывается на такая оптимистическая. Примерно в пяти километрах от того места, где Первомайская трасса выходит к Бахмуту, ВСУ выстроили многоуровневый укрепрайон по всей глубине до самого Бахмута. Я не буду выкладывать скрины с этой программы. Размер этого укрепрайона таков, что он поместиться, как минимум, на трех снимках. У кого руки растут с нужного места, сами могут убедится в этом. И укрепрайон там таков, что взять его штурмом можно только с использованием тактического ядерного оружия. Двадцать девятый блок пост на фоне этого укрепрайона, выглядит песочными горками в детской песочнице. Но такого удара по нему никто наносить не будет.

По той причине, что была взята под контроль Попасная. И этот укрепрайон можно будет обойти с севера.



Березовая роща, которая примыкает к окраинам Попасной.

И Попасная в том месте была подобна средневековой крепости, которая стояла на развилке многих дорог. Она закрывала дорогу на Бахмут. Она закрывала дорогу на северо - запад. Соледарское направление. Она прикрывала дорогу на север, на южные окраины Лисичанска.



Трехсот летний дуб недалеко от Попасной.

И поэтому ВСУ держалось за этот город до последнего. Там прекрасно осознавали стратегическое значение этого города.

После взятия Попасной, судьба небольших шахтерских городков, Золотого и Горского предопределена. Они будут следующими.

Так почему сражение за Попасную длилось так долго и бои внутри города были такими напряженными? Потому что Попасная крупнейший железнодорожный узел Донецкой железной дороги.



На этом небольшом фрагменте карты видна железнодорожная сеть в городе. Серенькие прерывистые линии. Очень большое локомотивное депо. Большое вагонное депо. И большой вагоноремонтный завод. И все это промзоны.



По суммарной площади  промзоны Попасной ничуть не уступают промзоне Азовстали. Но Азовсталь расположена в одном месте. А в Попасной все эти промзоны раскинуты по всему городу.



Здание попснянского училища.

О значимости Попасной как крупного железнодорожного узла, говорит такой вот интересный факт. На излете существования Советского Союза на  Ворошиловградском тепловозостроительном заводе была подготовлена к серийному выпуску у новая модель тепловоза. 2 ТЭ 121. Перед началом серийного производства, на заводе была выпущена небольшая партия этих тепловозов в количестве шестидесяти штук.Для окончательной доводки всего того, что может случится при его эксплуатации. Тридцать тепловозов было направлено на Северную дорогу в депо Печора. А тридцать тепловозов было направлено в Попасную. Такой там был напряженный грузооборот. Обслуживание химического треугольника. Рубежное - Северодонецк - Лисичанск. Обслуживание Лисичанского нефтеперабатывающего завода. Вывоз и дальнейшая транспортировка угля с окрестных шахт.



На этом здании, после освобождения города, было водружено знамя Победы.

Тепловоз этот испытание прошел успешно. И не его беда,что Союз закончился и серийный  выпуск этих тепловозов так и не начался. Этот тепловоз потом воплотился уже в наше время, в новой модели завода, 2 ТЭ 116 У. Он сразу же пошел в серию без нареканий.



Город, несмотря на страшные разрушения, восстановят. Восстановят в силу его транспортного и промышленного значения. В нем ведь раньше делали елочные игрушки.



Станция основана 1 декабря 1878 года. Памятник архитектуры местного значения под названием "Железнодорожный вокзал" (охранный № 243-Вр). Взят на государственный учет решением Луганского облисполкома от 20.02.1992 № 54. Основание станции связано с прокладкой Донецкой каменоугольной железной дороги, строительством которой тогда занималось акционерное общество известного русского промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Датой основания станции является день начала движения по линиям Дебальцево - Попасная и Попасная - Краматорск. В то же время на станции Попасная было построено паровозное депо I класса, рассчитанное на 12 паровозов. Чуть позже, в 1880 году было открыто движение по линии Попасная - Лисичанск, а в 1895 году линия была продлена до Купянска. Вокзал станции Попасная был построен в 1893 году и работает по сей день. Несмотря на все реконструкции, архитектурный стиль вокзала не был видоизменён. В начале XX века Попасная стала крупным железнодорожным узлом, через который на север страны отправлялся уголь и металл с Донецкого угольно-металлургического бассейна. В 1905 году на станции Попасная находился стачечный комитет. Об этом гласит мемориальная доска на здании вокзала. В 1917 году в здании вокзала станции Попасная работал штаб Красной Гвардии. 2 июня 1919 года в ожесточённом бою под станцией Попасная был взорван бронепоезд «Углекоп», который держал оборону Попасной от офицерской части Добровольческой армии белогвардейцев. На 3-м километре перегона Попасная - Пост 4 километр на высоком холме расположен обелиск в честь бронепоезда. В 1938 году станция была переименована и носила название Имени Л. М. Кагановича, но в 1943 году станции было возвращено первоначальное название. В начале 70-х годов на станции была построена сортировочная горка. В 1980 году в строй введён Пост ЭЦ, а в 1986 году была автоматизирована и сортировочная горка. Путевая машинная станция (ПМС-134) в 1982 году была перенесена со станционной территории на новое, более масштабное место в западной части города, в направлении Артёмовска. После распада СССР объёмы движения поездов по станции значительно упали, уменьшилось количество грузов и пассажиров, подвижной состав не обновлялся. В 1996 году была расформирована база запаса локомотивов при локомотивном депо Попасная.

А еще я до сих пор помню вкус Лёниного самогона, когда был у него в гостях в Попасной.

Только было это тридцать лет назад...

Фото с ресурса Panoramio, от

VnTsokur

Александр Сотников

Война, Донбасс

Previous post Next post
Up