Сталь и мир.

Dec 13, 2021 16:24

Сейчас американцы активно озаботились миром в Донбассе. Сначала в западных СМИ накачивалась виртуальная угроза  из России по отношению к Украине. И вдруг и внезапно замироточили основные противники России в мире. Вот уже приезжает конкретный человек из Госдепа, что бы надавить на Россию. На первый   взглд, интересы американцев здесь простые. Успокоить ситуацию в Донбассе, а потом видно будет. Но мне видится в этой американской активности еще один нюанс.

Недавно Владимир Владимирович подписал указ о допуске товаров из ДНР и ЛНР на российский рынок:

"МОСКВА, 15 ноя - РИА Новости. Товары из самопровозглашенных ЛНР и ДНР должны получить равный с российскими доступ на внутренний рынок, говорится в указе Владимира Путина "Об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины".

Документ опубликовали на официальном интернет-портале правовой информации"

Собственно, а какие товары могут получить допуск на российский рынок? Какие товары могут быть востребованы на нем? Их не очень много, важных товаров. Это уголь и сталь. Но на российском рынке много и того и того, особенно стали. И не все так однозначно.

Есть на Дальнем востоке новая верфь, Звезда. Рождалась эта верфь в больших мучениях, которые слегка продолжаются по сей день. Добрые люди, с самого начала строительства, вылили на эту верфь очень много грязи.  Оно и понятно почему. На этой верфи должны строится не только танкеры ледового класса, потребность в которых не уменьшается, но эта верфь должна стать основной в строительстве ледоколов для Арктики. А вопрос ледоколов для Арктики, в России вопрос стратегический.


Новая верфь была заложена в 2009 году как совместное предприятие ОСК (80 % верфи) и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (20 %) и носило название «Звезда DSME». Новая верфь предназначалась для строительства крупнотоннажных судов (в том числе танкерного флота) и других видов морской техники, для российских нефте - и газодобывающих компаний, для реализации их проектов по добыче углеводородов на континентальном шельфе; здесь будет крупнейший в России сухой док и производственные цеха полного цикла

Однако в 2012 году компания Daewoo вышла из совместного предприятия и верфь перешла к Роснефти и Газпромбанку. В 2015 году предприятие получило название Судостроительный комплекс «Звезда».

В 2016 году состоялся запуск первой очереди нового производства.

В 2018 году начались работы по сооружению второй очереди верфи; предполагается завершить постройку в 2024 году.
11 сентября 2018 стартовало строительство крупнейшего в России сухого дока длиной 500 м. Строительство ведёт китайская госкорпорация China Communications Construction Company (СССС); срок сдачи этого дока намечен на 2020 год; в июле 2020 был установлен его батопорт (водонепроницаемый затвор)

Ожидается, что со стапелей суперверфи на первом этапе смогут сходить суда дедвейтом до 145 тыс. тонн, на втором этапе - суда ледового класса, нефтяные платформы, газовозы и танкеры водоизмещением в 350 тыс. тонн, длиной до 300 метров и шириной до 75 метров. На верфи смогут трудиться до 10 тысяч специалистов.

Основным клиентом верфи стала компания «Роснефть», которая заключила соглашение о размещении всех заказов на проектирование и строительство новой морской техники и судов на мощностях верфи. На середину 2018 года портфель заказов верфи составил 118 судов, в том числе заказы Роснефти 26 судов; в процессе постройки находятся 4 судна.

2017 год: закладка четырёх многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса (проект IBSV 10022)

В сентябре 2018 года состоялась закладка первого танкера класса Афрамакс проекта 114К «Владимир Мономах». Всего ССК «Звезда» получило заказ на 12 судов этого типа.

В сентябре 2018 года было заключено соглашение с Samsung Heavy Industries о передаче компетенций в строительстве челночных танкеров дедвейтом от 42 тыс. до 120 тыс. тонн. На начало 2019 года Роснефть заказала 10 таких танкеров, ещё 2 заказал Совкомфлот.

В сентябре 2020 года началась резка металла для первого из трёх танкеров-продуктовозов типоразмера MR (дедвейт 50 тыс. тонн).

В ноябре 2020 года началось строительство первого танкера-газовоза СПГ ледового класса Arc 7 для компании НОВАТЭК. На этот момент верфь получила заказ на 15 подобных судов.

В ноябре 2020 года глава «Роснефти» Игорь Сечин озвучил планы по строительству завода листового проката и трубной продукции. Завод должен обеспечивать потребности ССК «Звезда» в металле и будет располагаться в районе бухты Суходол"

Статья из Википедии не охватывает некоторых нюансов. Дело в том, что по технологиям из Южной Кореи, корпуса судов должны свариваться из больших и очень больших корабельных листов.  И в этом так же был интерес Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, ну может и не прямой, хотя у Daewoo есть собственное металлургическое производство. Такие листы на первых порах шли из Южной Кореи. Когда  Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering слегка разосрались с Роснефтью, остановились поставки такого листа и перед верфью стал гамлетовский вопрос, что делать? Дело было не в том, что корейская корабельная сталь какая то особенная. Она была обычной корабельной сталью, только листы были большого размера. Негабарит для железной дороги. И верфь докатилась до того, что такие листы начали заказывать на ахметовском комбинате Ильича. Почему на нем? Потому что рядом порт Мариуполь и такой лист можно транспортировать по морю. Но ведь это не выход, особенно в таком важном деле, как транспортировка российских углеводородов.

Последний абзац из Вики показывает, как будет решаться вопрос с корабельной сталью для верфи Звезда.  Путем строительства завода по прокатке корабельного листа. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Узнав о таком заводе, подали слово российские металлурги. Мол что вы там за пургу задумали, есть у нас спецвагоны и мы такую сталь легко отправим на вашу верфь. Но и в этом есть свои нюансы. Дело в том, что металлурги, Мордашев и Лисин, хозяева крупнейших меткомбинатов России, играются в своей песочнице, а хозяин Роснефти, Сечин и его окружение, это совсем другая песочница.  И почему то, когда мировой спрос на сталь падает и падает на металл цена, в России внутренняя цена не падает. А когда мировая цена на сталь растет, то следом растет она и в России. Ребята на этих меткомбинатах сильно ушлые. Ставить стратегическую верфь в зависимости от поведения этих ребят кому то сильно не хочется.

Сейчас небольшое лирическое отступление с небольшими техническими деталями, но вполне понятными:

"Для изготовления тяжелонагруженных сварных конструкций все более широкое применение получают высокопрочные судостроительные стали. Необходимость использования таких сталей стала очевидной прежде всего в связи с освоением природных ресурсов приполярных районов и Арктического шельфа нашей страны. Экстремальные условия (низкие температуры, ударные и вибрационные нагрузки) эксплуатации в высоких широтах ледоколов, лихтеровозов, плавучих буровых установок, мощных морских кранов потребовали создания хладостойких сталей с высокими характеристиками прочности, пластичности, сопротивления усталостному и хрупкому разрушению, с хорошей свариваемостью. Этот комплекс свойств может быть достигнут лишь при высоком металлургическом качестве стали.

Еще во второй половине 50-х гг. у нас в стране были разработаны стали типа А1 с гарантированным пределом текучести 490 МПа. Из этих сталей были построены корпуса атомных ледоколов «Ленин», «Сибирь» и других, которые успешно эксплуатируются до настоящего времени. Опыт работы этих ледоколов использован при разработке корпусных сталей для судов, работающих в сложных условиях мелководья прибрежных районов Арктики, с заходами в устья сибирских рек. Были разработаны и приняты в качестве корпусных материалов мелкосидящих атомных ледоколов типа «Таймыр» стали марок АБ-1, АБ1-А и АБ-2. В их состав кроме углерода (до 0,14%), кремния и марганца, использованных в качестве раскислителей, входят около 1 % хрома, 2-3 % никеля, до 0,3 % молибдена и до 1 % меди. Высокая дисперсность структурных составляющих достигается микролегированием алюминием и ванадием. Для повышения металлургического качества стали, используемой при изготовлении особо ответственных конструкций, применяют электрошлаковый переплав (на что указывает буква «ш» в марочном обозначении). Требуемый уровень механических свойств стали достигается после закалки и высокого отпуска.

Механические свойства перечисленных сталей, а также сталей марок 10ГНБШ и 10ХНДМФ (АБ-А) приведены в табл. 5.10. Обладая высокой прочностью и пластичностью, эти стали сохраняют и высокие значения работы разрушения KV при температурах до минус 40 - минус 60 °С, т. е. обладают повышенной хладостойкостью. Стали марок 10ГНБШ и 10ХНДМФ разработаны как материалы для буровых установок типа «Шельф»."

По человечески марка стали АБ 1 пишется вот так - 12ХН2МД.  Сталь АБ 2 - 12ХН3МД. Они по составу не сильно отличаются, но именно такие марки стали допускают работу ледоколов при температуре минус шестьдесят градусов. И листы из этой стали, безо всякой мороки, легко свариваются между собой.

Обратите внимание на первые цифры и в старой стали - 10 и в новой стали - 12. Цифры показывают процентное содержание углерода в этих сталях, до 0.12 %. По содержанию углерода в основе этой стали - это самая простая конструкционная сталь. Свойства корабельного листа такая сталь получает при повторной плавке в электропечах под слоем специального шлака.  В такой стали есть марганец, кремний и еще много никеля. Есть ванадий, молибден  и есть еще и медь, но этих добавок не много. Выплавить эту сталь, я думаю особого труда не стоит.

Но по той грандиозной программе для Звезды, стали такой понадобится много. А у российских производителей давние рынки сбыта и свои прокатные производства за бугром. А смогут они дополнительно начинать производить эту сталь у себя? И производить много?

Теперь опять надо вернутся к указу Путина о допуске товаров на российский рынок из республик. Четыре крупных металлургических завода в положении полубродячих котов. Готовых полюбить любого, который их слегка погладит и накормит. И таки да, такой человек нашелся в этом году. И заводы, что у нас, что и в ДНР заработали получше.

Второй интересный вопрос. Способны ли на этих заводах производить нужную марку достойного качества?  На Алчевском меткомбинате еще в средине двухтысячных запустили установку по непрерывной разливке стали. Люди, далекие от этого, не знают, что это такое .А это установка, в которую непрерывно заливают сталь из ковшов, а на выходе получаются готовые здоровенные слябы. Но что бы эти слябы выходили готовыми, их на выходе надо охлаждать водой. Но вода может приводить к закалке таких вот слябов и тогда для их проката, их надо отпускать, подвергать специальной термической обработке. Но их никто не отпускает. По простой причине, углерода в этих сталях мало и они просто не закаливаются. Это как раз та основа для прочной корабельной стали, низкоуглеродистая сталь. В Алчевске она есть. В Стаханове свой ферросплавный  завод. Ферромарганец и ферросилиций самая простая продукция для таких заводов. Для запуска корабельной стали надо подвозить спецшлак и остальные добавки, но их по  массе не так уж и много .Остается вопрос в электроплавильном производстве. В Донецке точно есть электроплавильный меткомбинат А в Алчевске, еще до войны, разработали броневую сталь марки 71. (если я не ошибаюсь в цифрах маркировки, она там цифровая.). Но такая сталь так же получается в электроплавильных печах под слоем шлака. Значит технология такой плавки в Алчевске освоена. И печи есть.

И получается, есть четыре меткомбината в Донбассе, не входящие ни в какую чужую песочницу.  Очень подходящий вариант для верфи Звезда.  Могут в будущем выпускать не лист, а слябы для прокатки на новом заводе рядом с верфью.  А до Таганрога, ближайшего порта на Азовском море, не так уж и далеко .Можно возить негабаритный лист автотранспортом. Дороги на юг до Таганрога не сильно загружены. Во всяком случае у нас.

И еще получается, что металлургические комбинаты из ЛНР и ДНР могут занять практическую пустую нишу на металлургическом рынке России. А не так, как пишут многие, за счет собственных производителей России.

Металлургическое производство России находится в частных руках .Роснефть, это государственная корпорация.  И когда Владимир Владимирович подписывал тот указа, мог вполне это сделать, имея ввиду все то, что я написал.

Это понимают и американцы. Они ведь тщательно следят не только за тем, что делается на Украине, но и у нас. А особенно в России. И будут такому очень сильно мешать.

Донецк, Луганск, Россия.

Previous post Next post
Up