Печальная память.

Jun 22, 2020 16:10





Два братских захоронения. Первое в парке Горького, второе на старом камбродском кладбище. И с обеими связана печальная наша память. Та память, которая разрушительным вихрем промчалась над нашей Родиной и оставила свой страшный след у всех.

В первом захоронении, среди прочих, похоронен один старший лейтенант. Мама мне говорила, как его зовут, но тогда я был молодой, да зеленый и не запомнил его имя. Когда освобождали Луганск, в их доме стояли наши бойцы. Время было грозное и скоротечное. Молодому старшему лейтенанту приглянулась моя мама и он пообещал приехать после войны и женится на ней. Тогда маме было всего семнадцать лет. Но так получилось, что он погиб, освобождая Луганск.

Они с бабушкой оставались в Луганске во время его оккупации. Прабабушке было тогда далеко за восемьдесят и жила она вместе с бабушкой и мамой. И уходить пешком из Луганска, когда наступали немцы, она не смогла бы. И вся прелесть европейских освободителей прошла перед их глазами. Маму чудом не угнали в Германию. Была у них козочка и ее привязывали на берегу Лугани пастись. Мама пошла ее отвязывать, а ее нет. А в это время пришли за мамой. Привел их местный гад, который водил немцев  по домам и все показывал. Мама искала козочку, а эти немного подождали и ушли.

Однажды ночью, в ту половину дома, где жила прабабушка, начали ломится итальянцы. Среди ночи. Прабабушка испугалась и не стала подходить даже к двери. Тогда итальянцы топором начали рубить дверь. У прабабушки случился инфаркт.

Итальянцы. Певучая нация. Лучано Поваротти и Тото Кутунью. Как тогда в Союзе была популярна итальянская эстрада. Прабабушка умерла в год Победы. Так до конца у нее тот шок не прошел.

Бабушка жены хоронила бойцов на старом камбродском кладбище, которое на второй фотографии. Часто она вспоминала - "Яки ж хлопци вси булы молоди". Родом из Веселой Горы, бабушка всю жизнь говорила на том малороссийском суржике, на котором говорило пол Украины.

Когда немцы подошли к Луганску, дедушка жены занимался эвакуацией оборудования патронного завода на восток. У него была бронь. Он должен был вместе с оборудованием и семьей ехать туда же. Но у его дочки, моей тещи, случился приступ аппендицита. Ей сделали операцию и она не могла ехать. И дедушка остался в Луганске. Когда немцы уже подходили к Луганску он, вместе с воинской частью ушел от города. Служил в ней, служил сапером, возводил переправы. Орден Красной Звезды и медаль за Боевые Заслуги.

Бабушка жены с двумя детьми осталась то же в Луганске. У них в доме стояло два немца, тыловики. Старый и молодой. А их выгнали в сарай. И жили они там и в мороз. Когда освобождали Луганск, над городом летали наши самолеты. Бабушка увидела их и начала радоваться. При тех немцах. Молодой выхватил пистолет и хотел убить и бабушку и ее детей. Старый немец успел отговорить его. Чудом остались жить.

Дедушка дошел до Берлина. Потом их отправили в Чехословакию освобождать Прагу. Уже когда все закончилось, дедушка прислал письмо, что скоро будет. И уже перед самой демобилизацией подорвался на мине. Почти год от него ничего не было. Бабушка уже и не надеялась. А он пришел. Израненый и контуженый. Победу пережил на два года. Его орден и медаль сейчас  у нас. Иногда мы их достаем, дочке показываем. И помним.

история, Луганск, память.

Previous post Next post
Up