Есть такое литературно - историческое произведение "Сказание об азовском сидении" Написано оно одним из участников обороны Азова в 1641 году. Крепость Азов, стоящую в устье Дона и запирающую выход из нее, казаки взяли штурмом в 1638 году. Обратилиьс с посланием к царю Алексею Михайловичу, что бы Россия взяла крепость Азов под свой контроль. Ответ был отрицателным. Тогда казаки восстановили укрепления крепости и три года владели этой крепостью. Турки в 1642 году предприняли штурм этой крепости и потерпели под ее стенами катастрофическое поражение. Понесли очень большие потери и казаки. Крепость была значительно разрушена турецким штурмом. Учитывае все это, казаки ушли из остатков Азова, разрушив там все оставшееся до основания.
Есть в сказании об азовском сидении такие вот слова:
"А сей город Азов строение благоверных великих царей Греческих Православныя христианские веры, а не вашего босурмана царя Турского, а он завладел им напрасно. А мы люди Божии, и надежда у нас вся на Его милость и потом на Пречистую Богородицу и на всех святых Его угодников, и на свою братию товарищев, которые у нас по Дону живут в городках: те нас выручат, а мы холопи природные государевы великого государя царства Московского...
...А ведь мы Азов город взяли наперед сего в лето 7145-е у вашего царя Турского не татиным и не разбойным промыслом, в день, а не ночью, дородством и разумом своим, взятьем бьючися с вами с поганцы с лица на лицо, не бояся и не страшася великие силы вашея впред для опыту, каковы царя вашего Турского в городех люди сидят.
А ныне мы бедные сели от вас в осаде в Азове городе малыми людьми, разделяясь нароком надвое, для опыту же смотрети Турских ваших разумных умов и промыслов.
А все то мы применяясь к Иерусалиму и к Царюграду, хочется нам так взять у вас Царьгород. А то государство было христианское прежних великих благочестивых царей Греческих строение, а не вашего босурмана царя Турского. Да вы же нас босурманы пужаете и грозите нам, что с Руси к нам не будет и не пришлют никаких запасов и из царства Московского никаких к нам воинских людей на помощь не будет же; про то мы и сами ведаем и без вас и о том и о всем к великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея России к Москве писано.
Какие будто мы на Руси люди надобные и дорогие!
Мы в Московском государстве ничем не надобны и не годны, и такую очередь мы за собою знаем и ведаем подлинно.То государство Московское великое и пространное и многолюдное сияет посреди всех государств и земель и орд босурманских и Елинских и Персидских аки солнце.
И не почитают нас бедных на Руси ничем и ненавидят нас аки псов смрадных, потому что отбегохом мы из того государства Московского и из иных его государевых розных городов от неволи и налога, из работы и из холопства вечного и от неволи великие, от его государевых князей и бояр и дворян и детей боярских Московских и всяких городовых приказных людей. Да зде вселились в пустыни непроходимые, токмо взираем на Бога и на всех святых Его угодников.
Кому о нас бедных в Московском государстве потужить или порадеть? Все князи, и бояре, и дворяне, и дети боярские Московского чину и разных городов приказные люди концу и смерти и погибели нашей рады; а запасы хлебные с Руси к нам николи не бывают, кормит нас Бог молодцов на поле Своею милостию, зверьми дикими, да морскою рыбою питаемся, яко птицы небесные ни сеем, ни орем, ни в житницы собираем, а сыти бываем. Тако мы бедные питаемся подле синего моря.
А сребро и злато емлем мы у вас за морем, то вам и самим ведомо.
А жены себе красные выбираем у вас же, уводим из Царяграда и у жен ваших детей вместе приживаем с вами.
А се мы взяли у вас Азов город своею волею, а не государевым повелением для казачьих зипунов своих и для лютых пыхов ваших, и за то на нас, холопей своих дальних, великий государь царь и великий князь Михаил Федорович вельми кручинится, и мы бедные за то от него великого государя за взятие Азовское боимся казни смертные..."
Это строки прощания, вместе с болью и упреком. Упреком к царю, упреком ко всей России. Азов осаждала турецкая армия численностью 180 000 человек. Крепость обороняли 8 000 казаков и 800 оставшихся там казачих жен.
Интересно излагает историю казаков официальная историография .Согласно ей, казачья жизнь состояла из походов на турка за ясаком и бабами. Сходили, захватили ясак, захватили баб, вернулись домой. Ясак прогудели, бабы закончились. Опять в поход. И так из года в год, из века в век. Но вот эти строчки из сказания "Хочеться нам так взять у вас Царьгород" как то в такую версию не вписывается. Разбойники и колыбель христианства. А может быть казаки разбойниками не было вовсе и на турок ходили совсем по другому поводу. И была в этих набегах иная, религиозно - мистическая причина? Супостат. топчет нашу колыбель, место откуда пришла к нам вера. И каждый наш поход на него, это месть за Царьгород, который временно оказался у них?
И турчанок казаки брали в плен, а потом турчанки становились их женами по несколько иной причине. Может быть турчвнок перед свадьбой и крестили, но кто их знает. Втихаря от мужа на конюшне моллились. Зато дети от турчанок будут православными .Это то же одна из форм мести. Дети от бусурманок становятся православными.
И упрек московскому царю, царю России, которая Третий Рим. Который живет своей жизнью и то что царьград под бусурманом и ему до этого дела нет .Мало того, с бусурманом вступает в отношения, заключает союзы.
Почему казаки осмелились на такие слова по отношению к царю? Почему они считали, что освобождение Царьграда их священная задача и обязанность? Может быть потому, что вера к казакам пришла не из Москвы, а из самого Царьграда - Константинополя? А как и когда?
Есть сведения ,что первым посетил северные берега Черного моря еще Андрей Первозванный. Но по этому идут споры, так ли это было или нет. Но сведения о том, что христанство появилось в этх места к концу второго века есть. Тут вот еще какое дело. Официальная история оперирует только источниками. А в случае с Севнрным Причерноморьем, с Крымом, такие источники есть;
"Хорошо известно, что в конце IV в. готы (сначала визиготы на Дунае, позднее визиготы в Трансильвании и остроготы в Причерноморье) приняли христианство официально - как государственную религию. Этот акт традиционно связывается с именем великого просветителя Ульфилы, первого готского епископа и переводчика святого письма на готский язык. Об этом подробно рассказывается у Филосторгия, Сократа, Созомена, Феодорита Кирского и др"
http://kraevedenie.net/2010/09/27/cristian-akaciry/ К концу IV века христианство в северном причерноморье уже окончательно сложилось, а попало оно туда несколько раньше:
"По свидетельству античных авторов, первыми миссионерами среди восточноевропейских варваров были пленные-христиане, которых захватывали в ходе так называемых готских (или скифских) войн III в. В частности, Филосторгий утверждает, что просветителями были преимущественно каппадокийцы, вывезенные из Малой Азии во время морских походов северопричерноморских племен, среди которых непосредственное участие принимали восточные славяне.
{напомню, что образованные рабы занимали в семьях славян и вообще варваров юга Русской равнины весьма высокое и обеспеченное положение, которое им обеспечивало знание многих языков, грамотность, владение ремеслами и боевым искусством, умение обучать детей. В воинских династиях сарматов (от которых организацию кавалерии переняли готы и другие народы) давно уже господствовал международный культ Бога-Всадника Митры. Основные доктрины христианства и особенно - внешняя сторона обрядов очень близки к митраизму. Существуют детальные исследования о естественной эволюции митраизма в Закавказье в каноны армяно-григорианской церкви.}
Вне сомнения, христианство в III в. получило широкое распространение в античных городах Причерноморья. Значительным религиозным центром, например, был г. Томы - епископская резиденция (Скифская или Готская епархия).
Немало сторонников новой веры проживало в Херсонесе и в городах бывшего Боспорского царства.
К началу IV в. в Северном Причерноморье сложились первые варварские епископии. В 325 г. на первом Никейском соборе участвовали епископы Домн Боспорский и Феофил Готский."
http://kraevedenie.net/2010/09/27/cristian-akaciry/"Согласно церковному преданию, в окрестностях Чога (многие исследователи отождествляют Чога [Чора, Чола] с городом Дербентом) в I в. н.э. выступал с проповедями Егише (Елисей) - ученик апостола Фаддея (Дади), которого Иисус Христос направил вместе с апостолом Варфоломеем для проповеди христианства в Персию и на Кавказ.
В 313 г., когда христианство принял албанский царь Урнайр {речь об Албании на территории современного Азербайджана}, оно стало государственной религией в Кавказской Албании, куда входила и значительная часть Дагестана. Но принятие новой религии широкими массами растянулось на длительное время.
Наиболее ранние письменные сведения о попытках распространения христианства среди кочевников Прикаспия содержатся в "Истории армян" Фавстоса Бузанда. По его сведениям, молодой армянский епископ Григорис "представился маскутскому царю, повелителю многочисленных войск гуннов, встал перед ним и стал проповедовать христианство… . Сперва они послушались, приняли и подчинились" - христианство приняли несколько тысяч маскутов, в числе которых были и трое сыновей маскутского царя Санесана. Однако вскоре гунны отказались от христианства, "поймали дикого коня, привязали юного Григориса к хвосту его и пустили по полю Ватнеан, вдоль берега моря". Вместе с Григорисом была перебита вся христианская община, в том числе и сыновья самого царя, не пожелавшие отречься от христианства
Место этих трагических событий, согласно письменным источникам, локализуется недалеко от Дербента (вблизи современного поселка Белиджи Дербентского р-на). Народное предание также связывает эту местность с именем святого Григориса. После гибели Григорис (внук Григория Просветителя, распространявшего в IV в. христианство среди армян) был причислен к лику святых и позднее здесь была сооружена часовня для многочисленных паломников. Эту часовню у села Мулла-Халил осенью 1857 г . посетил Р. Ерзинкян.
В начале IV в. к кочевникам Прикаспия начинают проникать и другие христианские миссионеры. Известно, что миссия арранского (албанского) епископа Картоста, состоявшая из семи священников, работала здесь 14 лет и даже осуществила в 544 г . перевод религиозных текстов на "гуннский" язык. Их сменил армянский епископ Макар, прибывший в страну гуннов в 548 г . и приступивший к строительству церквей из кирпича. Моисей Каганкатваци пишет, что епископ "Исраил многие страны хазар и гуннов обратил в христианство" , особенно в столице гуннов - городе Варачане (Приморский Дагестан). Аналогичные сведения приводятся и в истории Моисея Хоренского.
В Армении христианство стало государственной религией с 301 г . и в IV в. уже было господствуюшей религией в Кавказской Албании. Центром активного распространения христианства в Приморском Дагестане становится город Чога, в котором до середины VI в. находился патриарший престол. Албанская церковь находилась в зависимости от армянской."
http://kraevedenie.net/2010/09/27/cristian-akaciry/Четвертый век это век становления христианства в самой Византии. Все это сопровождалось всевозможными диспутами, толкованиями сущности Бога, возникновением различных течений в христианстве. Спорные вопросы решались на вселенских соборах. На них что то обьявлялось ересью и сопровождалоьс репресииями, потом это возращадлось обратно и обратно возникали споры и суждения. К тому моменту, когда христианство пришло в Секв5рное Причерноморье, в Византии доминировало ариантство:
"В начале IV в. в Александрии начался спор между пресвитером Арием, человеком ученым и безупречным, и епископом Александром, которого поддержал диакон Афанасий, аскет и искренний борец за свои убеждения..
В IV в. были уже отброшены монархианство, согласно которому Христос - это Бог-Отец, и учение Павла Самосатского, учившего, что Христос - человек, осененный божественной мудростью. "А как же тогда?" - ставили вопрос пытливые умы. Им ответил пресвитер Арий: "Христос - божественный Логос, но поскольку он - Сын Божий, постольку, следовательно, было время, когда он не существовал. Логос предвечен, но не вечен; он "меньше" Отца, ибо имеет свое "начало". Если Логос не рожден, то, значит, Бог-Отец - не отец, а Бог-Сын - не сын".
"Нет,-возражали Арию епископ Александр и диакон Афанасий, - Отец и Сын сосуществуют, а Сын рождается, как луч света, от источника света. Слово "Отец" и "Сын" - это просто метафора; на самом деле Логос - одно лицо (ипостась) Святой Троицы".
Уточним проблему. Арий утверждал подобосущее Сына - Отцу, Афанасий - единосущее. В греческом языке эти слова различаются лишь одной буквой... Стоило ли ради этой буквы убивать столько людей в течение почти трехсот лет! Конечно, не стоило, а если и убивали, то не ради нее и не из-за нее, а просто под прикрытием ее.
Но выбор повода показывает, что не только церковные мыслители, но и массы людей безграмотных были способны начертать на своих знаменах философские символы и идти с ними в бой. В то время мысль была уважаема.
Поэзия философских понятий вовлекла в свой круг всю восточную половину империи. В спорах приняли равное участие ученое духовенство и народ. В 321 г. поместный Собор в Александрии осудил учение Ария. Вселенский Собор в Никее в 325 г. решил вопрос в пользу учения Афанасия. Арий был отправлен в ссылку, а его сочинения сожжены.
В 335 г. в ссылку был отправлен оговоренный Афанасий, а через год император Константин реабилитировал Ария, который вскоре умер, то ли от отравы, то ли от руки тайного убийцы. Тем не менее ариане восторжествовали на Соборе в Антиохии в 341 г. Им покровительствовал император Констанций. Но, как всегда бывает, победители перессорились: одни искали компромисса с никейским исповеданием, другие шли дальше Ария, требуя, чтобы все догматы были ясны разуму, третьи предлагали обтекаемые формулировки, чтобы избежать упреков в неправоте." Лев Гумилев "Этногенез и биосфера земли."
Арианство было осуждено и запрещено в Византии, но на периферии оно пошло на север, по руслам больших рек, Дону и Северскому Донцу и их притокам. И пока в Византии бушевали все эти пожары, арианство прижилось у тех ,кто жил по берегам этих рек и пошло дальше на север и северо запад.
Евграф Савельев, известный историк казкчаства в своих книгах приводит интересный факт .Архитектура казачьих храмов очень сильно напоминает архитектуру Новгородских храмов. Только вот он не говорит, кто у кого эту арихитектуру позаимствовал. Казаки у новгородцев или же новгородцы у казаков? А может быть она прошла через казаков, оставила свой след и потом дошла до Новгорода, да там и остановилась?
И может быть казаки, сидевшие в Азове, правильно считали ,что вера к ним пришла непосредственно из Царьграда?