Одним субботним утром, когда солнце ярко светило на холодный асфальт северного Лондона, я сопровождал своих детей на утренник в честь зимних праздников. Празднование намечалось в детском саду младшей дочери. Старшая же увязалась следом, пользуясь хорошей погодой и расчитывая на потенциальный банкет. Почему я назвал Рождество зимними праздниками спросит читатель? Не смотря на то, что ответ лежит на поверхности, я все таки поясню.
В эпоху прогрессирующей политкорректности и абсолютной толерантности Англия, будучи страной многонациональной и мультикультурной, уже не может праздновать свой Христианский праздник, забив на верования и традиции некоренных жителей страны. Тем более, если дело происходит в Лондоне, где коренные жители порой оказываются в меньшинстве. И тем более, если дело происходит в районе Golders Green, где в меньшинстве оказываются все те, кто не носит ермолку, звезду давида и обрезание. А так, как всем известно, что на конец декабря приходится еврейский праздник Ханука, который мы сейчас так калорийно переживаем, то станет ясно, почему мы шли на утренник в честь winter festivities, a не банального Christmas.
![](http://lh4.ggpht.com/_DcXJ3UpLdRc/SyVe2Xb1B4I/AAAAAAAAFPA/xNnrr1SvXiE/s288/Golders%20Green%20305.JPG)
С тех пор как Оливер Кромвель в 17-м веке, нуждаясь в финансовой поддержке, вернул евреев на Британский остров, они неплохо тут устроились. Одним из излюбленных мест поселения в начале 20-го века иудеи избрали северный Лондон, планомерно заселяя тихие улочки Golders Green. В этом районе вы найдете представителей многих течений современной еврейской нации, от ортодоксальных мужей с длинными пейсами и огромными меховыми шапками, до светских семей бывших израильтян, хранящих традицию исключительно по праздникам.
Но помимо тихих и мирных улочек через этот район потенциальных граждан Израиля, проходит жирной чертой улица под названием, да, да, ошибиться невозможно, под названием Golders Green Road. На прогулку по которой я и хочу вас пригласить.
Сразу оговорюсь. В Golders Green живут не одни евреи. На самом деле район пестрит оттенками кожи и разнообразием наречий похлеще, чем Вавилон и его окрестности. Поэтому, сойдя на одной из автобусных остановок около Golders Green UnderGround Station, мы увидим самый обыкновенный английский паб
и рядышком пристроившийся итальнский ресторанчик с винтажной машинкой при входе и самыми отвратительными итальянскими салатами в округе.
Напротив, легким намеком на местный колорит, висит старая потрепанная рекламка концерта Авива Гефена. Он приезжает время от времени и выступает почему-то на английском перед ивритоязычной аудиторией, после чего уезжает обратно в Израиль.
Но место для рекламки свято хранится на стене станции метро.
Повернув за угол на Golders Green Road, и пройдя вперед, мы увидим типичную Лондонскую High Street. Мы встретим вездесущий Fish&Chips с совершенно некошерными дельфинами на вывеске, которые по последним сведениям еще и не Fish.
и ряд стандартных лавок и магазинов на другой стороне, которые маскируют истиную личину местного большинства.
Стоит вам пройти еще сто метров вперед и пересечь Hoop Lane, как картинка начнет резко менятся. Кошерная пекарня и кошерный индийский ресторан имени Матана Чери, нагло стилизорован под истинное индийское заведение.
Не просто кошерная, а глат-кошерная шуармочная, с правильным документом для правильных иудеев. Если присмотреться, то если хозяева не подсуетятся то, весь кашрут улетучится в конце этого года, превратив прекрасную принцессу в некошерную золушку.
Дальше хуже. Овощной магазин, по кличке 'зеленый'. Не знаю, что меняют в этом месте, но в похожем заведении в Петах-Тикве, до того, как в Израиле разрешили свободный обмен валюты, меняли шекели на доллары.
Местный рай для поклонников израильских соленых огурцов, молочной продукции и конечно, как без них, хумуса с тхиной. Все по ценам превышающие всякий здравый смысл. Для примера баночка коттеджа с домиком будет вам стоить в районе 13 шекелей. Женщина на рекламе автобусной остановки воздерживается от посещений этого магазина. По нескольким причинам.
Тут комментарии не нужны. Все написано на самой фотографии.
И жемчужина местного лингвистического праздника. Ресторан под названием 'За-ши-бись'. Кошерный. Глат-Кошерный.
Над всем этим торжеством средиземноморской кулинарии тяжело нависает огромное здание греческой православной церкви.
Товарищ висящий у входа, кстати, тоже не последний человек среди евреев, с трудом понимает, почему его поместили именно в этом месте.
А на другой стороне от церкви стало появлятся местное население. Помните я сказал, что дело было в субботу? Народ валил из синагог!
Закончив субботнюю молитву, они выходили из маленьких бейт-кнесетов разбросанных по всей улице
и обсуждая последние биржевые сводки и жениха младшей дочери местного раввина
метные ортодоксальные евреи, мерно и чинно, семьями по десять и больше человек шествовали домой.
Я чувствовал себя одновременно своим и чужим. Люди похожие на них, но проживающие в Иерусалиме и Бней-Браке, всега вызывали у меня негативнye чувствa своим фанатизмом, дармоедством и отказом служить в армии. Но местные ортодоксы не могли вызвать похожие ощущения. По всем параметрам, они есть функционлаьные члены общества. Хотя бы потому, чтобы оплатить жилье и пропитание в Golders Green нужно очень хорошо стоять на ногах. И если бы они жили на дотациях и пожертвованиях, то скорее всего район их места жительства переместился бы гораздо дальше от центра Лондона.
И вот наконец, продравшись через толпу черных плащей и шляп, мы пришли в наш садик праздновать обещанные winter festivitiess!