В начале 2000-х годов образ Амстердама был основан на двух основных идеях - это архитектура 17-18 веков и 60-70 годы прошлого века со всеми вытекающими отсюда «кофешопами» и лозунгами в стиле «Sex, drugs and rock'n'roll». Соответственно, основной категорией туристов, приезжавших тогда в город, были любители развлечений и легких наркотиков. Естественно, самих жителей Амстердама это устраивало слабо.
В 2003 году власти Амстердама решили провести ребрендинг с целью изменения образа города в сознании большинства туристов. Именно тогда и рождается тот самый бренд «I amsterdam», про который вы все прекрасно слышали.
Теперь немного о концепции самого бренда. Смысл в том, чтобы показать, что Амстердам - это не только популярная культурная площадка, но и город, в котором живут люди. В любом промо-видеоролике об Амстердаме вы увидите не унылые панорамы города, а сцены из жизни людей. Это примерно о том же, что я писала примерно месяц назад о брендинге Ярославля. Бренд Ярославля - это не мишка и не церкви. Бренд Ярославля - это мы с вами, его история, его настоящее и будущее.
Click to view
Вот пример одного из роликов Амстердама. Кстати, у них есть классный канал на youtube,
в котором есть, что поразглядывать -
http://www.youtube.com/user/VideoIamsterdamТак вот, с момента ребрендинга прошло уже почти десять лет. С течением времени образ города благодаря грамотной информационной политике изменился, и теперь людей больше привлекают музеи и другие культурные объекты. Исследования показали, что 85% туристов, приезжающих в Амстердам, посещают музеи, причем это не только обычные туристы, но и бизнесмены, приезжающие на достаточно короткое время.
Естественно, на одном ребрендинге развитие городской среды и туризма в Амстердаме не остановилось. В какой-то момент в город начало приезжать столько туристов, что его центр просто не справлялся с таким огромным потоком. Тогда городские власти начали подумывать о том, чтобы кроме центральной зоны сделать еще несколько зон для туристов. Так родилась концепция нескольких «ликов» города. Вот, например:
- Восточная часть города с его знаменитым мостом - площадка для современного искусства, дизайна и архитектуры
- Северная часть - место для активного отдыха
- Зеленая территория - по сути, музей под открытым небом
- Бывшая промышленная зона, из которой также сделали своеобразный арт-объект
В итоге получились 17 различных характеров, темпераментов каждого региона города. Чтобы понять и почувствовать Голландию, надо увидеть большую часть из них. То есть, Голландия в общем таком понимании - это тюльпаны, сам Амстердам, ветряные мельницы, замки, пляжи (коих, кстати, три вида по всему побережью) и многое другое. На туристическом сайте города есть даже вот такая
карта. На каждую зону можно навести, почитать вылезающее при этом облако и перейти на соответствующую страничку. Очень удобно.
Плюс ко всему, кроме банального благоустройства городских окраин там еще и строят гостиницы. В результате получается так, что территория и сама начинает развиваться вокруг этой туристической точки. Итог: 4 года назад в регионах города бывали 17% туристов, сегодня - 25% и эта цифра постоянно растет.
А теперь две важные вещи, которые донесли до меня сегодня голландские коллеги.
1. Идея развития региона должна быть простой и внятной. При этом надо иметь четкий план развития хотя бы на пять лет и постоянно смотреть, как он двигается. Если что-то не так, то план надо просто вовремя корректировать.
2. Должна быть очень внятная информационная политика. Это работа в интернете, работа со СМИ, работа с туристами на месте. В Амстердаме, например, есть места, в которых совершенно бесплатно раздают путеводители. В общем, информационная политика, да.
Кстати, 2013 год объявлен годом России в Амстердаме ;)