Сходили в кино на
удивительный фильм!
.
Как думаете, каково кочевать в зимней тундре?Представьте, что на мороз -38 и ветер 20 метров в секунду.
Ваше занятие - постоянная забота об оленях, коих в вашем стаде насчитывается 12 000.
Пасти, следить, не давать разбредаться, лечить, и - постоянно перемещаться вместе с ними.
Постоянно - сворачивать лагерь, разбирать жилище (деревянный каркас, оленьи шкуры, брезентовый полог), сворачивать и упаковывать одежды, утварь, инструменты, одеяла и шкуры, печь, провизию и многое другое, необходимое для жизни в суровейших условиях на планете. Никакого электричества, никакой связи.
Представили? Ни с чем из современных видов outdoor-времяпровождения не сравнить.
.
.
Именно таким образом в тундре Восточной Чукотки живет старик Вуквукай со своей оленеводческой общиной. Они содержат огромное стадо оленей (около 12 тыс. голов), круглый год кочуют, причем в теплое время года переезжают каждый день (чтоб не вытаптывать пастбища), осенью приводят оленей на забой, весной устраивают отел, выполняют еще десятки важных забот. Их осталось совсем немного. И пока этот уклад еще существует - к ним направился режиссер, путешественник, мастер документального кино и просто замечательный человек Алексей Вахрушев.
Целью и результатом его экспедиций стал этот самый фильм "КНИГА ТУНДРЫ. ПОВЕСТЬ О ВУКВУКАЕ - МАЛЕНЬКОМ КАМНЕ".
.
.
Показ состоялся 27 мая в "35 мм", в рамках
фестиваля "H2O".
.
Старику по имени Вуквукай (чукотск. Маленький Камень) около 75 лет (72 на момент съемок фильма). При этом он энергичен, жизнерадостен, голосист, много шутит, играючи обучая детей навыкам кочевой жизни. С ним в стойбище еще несколько семей, вместе они представляют собой оленеводческую бригаду и живут тем, что пасут на просторах тундры государственных и собственных оленей. Последних, конечно, намного меньше.
Жизнь этих людей - постоянное движение.
Движение в полном соответствии с движением жизни в тундре. Движение Солнца, круговерть звёзд, хороводы Луны, смена холодов и тепла - "оленные люди" движутся вместе с ними. И с ними идут олени - источник и основа жизни. И люди идут с оленями.
.
Click to view
.
Так продолжается многие сотни лет - именно кочевое оленеводство дало возможность людям жить в этих краях. Вместе с промыслом морзверя и рыбы (которым традиционно занимаются эскимосы), оленеводство это единственный источник существования в этой суровой среде. Еще сравнительно недавно "оленные люди" жили весьма самодостаточно и обладали целостной, устойчивой культурой, однако все в мире меняется. Коллективизация 30-х годов была первым шагом к упадку оленеводства, после чего оно существовало с переменным успехом. Сейчас оно в упадке. Вуквукай и его бригада - одни из буквально единиц, кто остается оленеводом-кочевником в наше время.
.
Община Вуквукая мала, и главная беда ее в том, что молодое поколение не продолжает дело старших. Детей каждый год на 10 месяцев насильно забирают в интернаты в поселках, где они отвыкают от кочевой жизни и перестают хотеть жить в тундре. В поселках процветает алкоголизм, сильны денежные отношения и совковые социальные стереотипы.
Кроме того, оленеводчество теперь плохо выдерживает конкуренцию с добычей диких оленей - каждый год, приводя оленей на забой, оленеводы сталкиваются с тем, что охотники из поселка уже покрыли многие нужды скупщиков оленины за счет диких оленей.
Оленеводы Вуквукая работают на что-то вроде совхоза, получают зарплату (около 8 000 ру) и остаются в постоянных долгах перед работодателем, так как обеспечить себя с такой зарплаты они не в состоянии.
.
.
И тем не менее, они продолжают так жить, и те кто постарше - не хотят уезжать из тундры. Как хорошо видно из фильма (и подтвердилось словами А.Вахрушева в личной беседе), сам Вуквукай - человек чрезвычайно гармоничный в своей природной и социально-культурной среде. Он по-своему мудр, на своем месте и при своем деле, и при этом активно создает "движняк" в общине - по случаю праздников, оленных забот и всего остального.
Удивительно, как в столь отдаленных и лютых условиях эти люди строят свою жизнь - устраивают обряды, циклические ритуалы, игры, соревнования... Их жизнь явно не назовешь скучной, хотя любому городскому она может показаться именно такой.
.
Все краски фильма словами не передать, особенно суть эпизодов, кадры, пейзажи, великолепные ракурсы и многое другое. Причем ни одна сцена в фильме не сконструирована специально, он не забит закадровыми комментариями (это вам не БиБиСи про долину Серенгети), его естественность вкусна до мелочей.
И, главное - картина вовсе не социальная.
Хоть я и описал здесь в проблемном свете, сам фильм не о проблемах "оленных людей", а о течении их жизни, об их кочевой природе и кочевом укладе. Поразительно, что этот мир существует вместе с нашим.
.
.
Остается, конечно, открытым вопрос о судьбе этих людей.
Очень вероятно, что чукотское оленеводство не переживет очередного, наблюдаемого нами, кризиса. Очень уж он нынче глубок. Однако власти предпринимают
некоторые попытки сделать что-то полезное для сохранения этого народа и этой традиции. Возможно, из оленей можно будет извлекать большую пользу, что даст жителям Чукотки стимул к поддержанию оленеводческого уклада.
С прагматической точки зрения встает встречный вопрос: нужно ли вообще сохранять что-либо, что больше не является необходимым? Нужно ли человечеству оленеводство? В конце концов, пусть все кушают говядину, а материковые чукчи поучатся какому-нибудь другому хозяйству.
.
.
Но я думаю, что гармоничный путь - изменение с изменением. Если экономические обстоятельства меняются не в пользу оленеводства, то и оленеводство можно подкорректировать так, чтоб оно не теряло актуальности. Конечно, в глобальном плане мы, люди, без него обойдемся. Но! - не все, ибо те из нас, чьи предки веками кочевали по бескрайней тундре, кто вырос в этой среде и гармоничен в ней - они пострадают и исчезнут. И если раньше так оно и происходило в подобных ситуациях, то сейчас мы можем найти другой выход.