Продолжаем читать расшифровку заседания 3 июля с.г. так наз. "Патриотической платформы" в Госдуме, на тему «Качество учебников русского языка, литературы, истории и результаты ЕГЭ-2014 - существует ли взаимосвязь?».
Окончание выступления А.Мухина, выступления Л.Н. Духаниной и А.А. Музаева
Начало -
вот тутАлексей Мухин (завершение)
1. Продолжить формулирование культурной политики на основе цивилизационного, а не национального подхода, то, что было утеряно с потерей СССР.
2. Организовать проведение социально-психологических исследований, направленных на исследование результатов использования единых учебников истории, русского языка и литературы; эффективности их использования с целью возможности делать соответствующие прогнозы.
3. Ориентировать профессиональное сообщество, как историков, так и преподавателей русского языка и литературы, на работу и участие в представительных организациях при ведомствах, привлекать специалистов в полной мере: необходимо, чтобы они формулировали критерии проявления попыток фальсификации исторических событий и попыток искажения русского языка.
4. Организовать государственную поддержку исследовательских и образовательных НКО: их поддержка не должна быть разовой, она должна быть системной, то есть люди, которые занимаются исторической наукой и развитием русского языка, должны понимать, что государство будет участвовать в финансировании их успешных проектов, они должны понимать, что работают на века. Это должно чётко присутствовать.
5. Взаимодействие государства и исследовательских образовательных НКО должно происходить из соображений партнёрства, а не конфронтации, причём инициатором различных форм этого партнёрства должно стать государство, государственные органы, например Госдума, Совет Федерации. В результате ожидаемый эффект: проблемы развития российской историографии и других предметов не будут переходить в маргинализованный дискурс, а станут элементами консолидации российского общества.
И.А. Яровая
Я не стала перебивать, потому что я договорилась о докладе.
Любовь Николаевна Духанина ( Президент образовательного холдинга «Наследник», член Общественной палаты РФ, заведующая кафедрой НИЯУ МИФИ.)
Я сокращу своё выступление и не буду говорить о формировании духовных скреп - этот вопрос и предыдущим докладчиком был озвучен.
Мы, когда сегодня говорим о русском языке, литературе, истории, на самом деле говорим не о функциональной грамотности предмета, а о человеке, который отвечает за судьбу своей семьи, своей страны. И, конечно, состояние живого русского языка - это состояние общественного сознания. Если мы сейчас проведём анализ с вами частотности использования таких терминов, как «честь», «достоинство», то увидим, что наши дети их практически не используют.
А именно эти слова стали основой подвигов: и воинской доблести, и трудовой деятельности - в очень интересных исторических периодах нашей России.
А сегодня мы чаще встречаем всё-таки у молодёжи слова, ориентированные на ценности рыночного употребления. Когда мы говорим о состоянии русского языка, мы должны понимать, что ребёнок начинает осваивать язык с того момента, когда он родился, с трепетной речи, первые слова он слышит в своей семье, и первые понятия и первые правила поведения в социуме он усваивает в своей семье.
Затем он у нас с вами появляется в детсаде, в школе. И вот здесь у нас с вами уже возникают проблемы, связанные с чтением, письмом, они фактически нами фиксируются как трудности в обучении, затем мы переводим в первичную неграмотность, а в старшей школе проблемой становится функциональная неграмотность, о чём свидетельствуют результаты ЕГЭ.
Мы на прошлой неделе по инициативе Ассоциации учителей русского языка и литературы (руководитель Ассоциации Дудова Л.В. сейчас здесь присутствует и присутствуют некоторые члены, участники Круглого стола ,которые принимали участие) обсуждали вопрос о состоянии русского языка с участниками Круглого стола и говорили о том, что это комплексная проблема, и, конечно, вы говорите правильно о катастрофическом падении читательской и речевой культуры школьников. На это влияет вся ситуация глобализации. Я вчера видела сюжет по телевидению о том, что японцы придумали новую социальную сеть, где слова уже совсем не нужны, можно общаться смайликами - и там уже более 10 тысяч участников.
Мы говорили о необходимости доработки федеральных государственных стандартов с целью повышения качества обучения русскому языку и литературе. Я говорю о проблеме, и сразу понятна задача.
Да, школьные библиотеки давно не комплектуются словарями, художественной литературой, справочниками. Это критическая ситуация. Всё, что у нас было укомплектовано раньше, СЭС давно списано, а мы не выбрасываем и работаем с этим материалом. Стремительное старение педагогических кадров словесников и одновременно плохое качество подготовки молодых учителей, планомерное исчезновение системы методического сопровождения учителя в его каждодневной деятельности, в условиях модернизации мы превратили завуча в менеджера, завуч утратил функцию методиста в школе. В технологии мы достигли больших результатов, но потеряли в методологии. В регионах в условиях оптимизации сети сокращается методическая служба. Система повышения квалификации не справляется ни с ситуацией современного ребёнка и условий его работы, ни с ситуацией повышения квалификации в условиях внедрения ФГОС. Не встретила ни одного учителя, который был бы удовлетворён курсами повышения квалификации, который бы сказал, что за 72 часа он подготовлен так, что он способен работать в условиях работы с ФГОС. Мы действительно в рамках круглого стола подготовили большой пакет предложений.
Остановимся только на содержании.
Содержание образования, то, что касается русского языка и литературы в части, которую мы всё-таки обсуждали: разделение предмета русский язык и предмета литература, как записано в Федеральных стандартах, и добавление о необходимости того, что требования предмета литература должны быть дополнены перечнем произведений, содержащих общероссийский культурный код, есть корпус текстов, формирующих культурную идентичность. Ориентироваться не просто на перечень произведений, а на те тексты, с которыми работают учитель и ученик. Проблема содержания образования присутствует абсолютно по всем предметам. Я говорю, пользуясь этой площадкой, я знаю, что комитет по образованию государственной думы проводил отдельный Круглый стол по содержанию образования. Я думаю, что вам нужно включиться, так как содержание образования - вопрос национальной безопасности страны. И вы об этом чётко сказали.
Нам важно на сегодня контролировать, чтобы по предметам русский язык, литература, естественная история не прошло снижение содержания образования, как бы требования к результатам освоения образовательных программ по данным предметам, хотя бы не ниже стандарта 2004 года, чтобы мы не могли фиксировать ситуацию сокращения обязательств государства перед нашими семьями, перед нашими детьми.
И, конечно, нам надо продолжать развивать экспертизу учебников: мы фактически впервые в стране создали некую системку, попытались в ней поработать, но совершенно понятны направления её доработки: это лингвистическая экспертиза, и экспертиза на возрастосообразность, и экспертиза на информационную ёмкость и многие другие направления, которые необходимо включать и рассматривать по экспертизе учебников. Сегодня нужно рассматривать проблемы, создавшиеся в образовании, комплексно. Их много, они разнонаправленные.
И.А. Яровая
Исходя из проблемы, которые вы подняли по учителям, у нас одна из инициатив лет пять назад была сделать, объявить набор, призыв «В учителя - лучших выпускников» под программу безусловных социальных гарантий, понимая то, что, что будет элитная когорта учителей, потому что проблема действительно существует. Хочется спросить у Рособрнадзора, а какой балл будет в педагогические вузы, исходя из того, что вы понизили планку катастрофически для выпускников школ до 24 баллов?
А.А. Музаев, Представитель Рособрнадзора
[Нрзб]… 24 балла мы определили для получения аттестата, но не для поступления в вуз. Выпускник с баллами ниже 36 в высшее учебное заведение, педагогическое или техническое, поступить не сможет. Дальше его возможности - поступить в какое-нибудь среднее учебное заведение, получить профессию
Реплика: В том числе учителя начальных классов!
А.А. Музаев. Мы это учтём, будем с этим работать! Проблема с педагогическими вузами достаточно сложная. Не вам говорить. Худшие выпускники из года в год идут в педагогические вузы, эта проблема появилась не сейчас, а идёт ещё проблема с Советского Союза. Есть у нас элитные специальности, по мнению родителей: это юридические и экономические, а в прошлые годы технические и идеологические. Это виток: худшие учат ещё более худших, и мы пришли к тому, что есть. Общая ситуация: дело в том, что мы рады, что в первый раз на основе результатов единого экзамена мы можем делать какие-то выводы. В предыдущие годы мы не встречались с такой проблемой, не обсуждали, потому что все знали,, что в каких-то регионах, где русский зык не является родным, результаты были выше, чем у выпускников Центральной части России. Поэтому основываться на цифрах, которые были, мы не могли. Сейчас абсолютно объективные результаты. Провальная ситуация у нас в национальных республиках. В Центральной части России, в регионах, где для детей русский язык является родным, ситуация со сдачей ЕГЭ осталась такой, какой была до сих пор. Национальные республики, регионы, мы по ним имеем объективную статистику, где ЕГЭ проходил скандально, впервые мы можем говорить о программах развития русского языка. Если надо, то мы вам, Ирина Анатольевна, по республикам покажем. Это около 15 субъектов, национальные республики, где, действительно, ситуация с русским языком очень плохая. Говорить о том, что они не хотят исправить ситуацию с русским языком, будет неправильно. В Дагестане - единственный регион, где стоит памятник русской учительнице. Так получилось, что в Советском Союзе туда по распределению отправляли учителей. И там проблема не в городских школах, а в сельских, где среда общения на 40 с лишним языках. Но там в каждом ауле свой язык, и они часто не понимают друг друга. Связующим звеном там является русский язык. Мы и с главой региона разговаривали. Учителя филологически фактически подготовлены плохо. И фактически уроки даже русского языка вынуждены вести на родном языке, переводить. Во многих школах это происходит. Говорить, что катастрофически упал уровень подготовки, что за год качество изучения русского языка у нас снизилось неуместно. Сравнивать результаты экзамена с результатами прошлого года, с утечками, которые % на 15 повлияли на основные результаты, с фальсификациями, с регионами, где русский знали лучше всех, и при поступлении всё это выявлялось, сравнивать два эти показателя некорректно.
По учебникам. Справку я вам более подробную передам, но это справка ФИПИ. Мы до сих пор взаимосвязью учебников и баллов соответствующих не занимались. Когда был эксперимент и регионов было мало, была графа в федеральной базе, и это учитывалось, но после того как мы вошли в штатный режим, регионов стало больше, обрабатывать материала стало больше, тогда эту работу не продолжили. Мы планируем эту графу ввести в федеральную базу. И по итогам года мы сможем проанализировать ситуацию.