Не так давно имел опыт участия в
опросе экспертного сообщества, организованного приложением к газете "1 сентября" журналом "Литература". Нужно было назвать по 12 живых и 12 мертвых прозаиков, затем поэтов, драматургов второй половины ХХ века - начала XXI-го, а также 12 ключевых событий литературной жизни последних десятилетий. Результаты этого опроса были представлены в сентябрьском номере издания (доступном за деньги), оказались вполне предсказуемы:
первые писатели - А.Солженицын и А.Битов, первые поэты - И.Бродский и Т.Кибиров, драматург (и за живых, и за мертвых) - бессмертный А.Вампилов, зарубежный писатель - Г.Г. Маркес, главная книга "Москва-Петушки". Большая часть имен меня не удивила и не порадовала, близкий моему выбор делало примерно от 17 до 22 экспертов из 154, то есть где-то 7-я или 8-я их часть.
Как я понял, самые большие затруднения эксперты встретили с определением важнейших событий литературной жизни последних десятилетий: ведь для того чтобы сделать такое определение, за этой жизнью надо немного следить, а это, понятно, вовсе не является обязанностью представителей экспертного сообщества, призванных авторитетно высказываться на данную тему. Поэтому одни вообще ничего не назвали, другие предпочли отделаться общими фразами, как можно понять - в основном апокалиптико-алармистского характера. Одну из таких фраз в журнале дали со следующим пояснением: "это мнение, которое передаёт содержащееся и в других ответах". Привожу его:
«Вытеснение не только традиционной культуры, но хотя бы отчасти имеющей связь с традицией, с художественного поля; разрушение культуры с двух сторон - со стороны элитарно-экспериментальной и массово-китчевой. В новом столетии это стало уже совершенно очевидно».
Я так и не понял, разделяют ли данное мнение редакторы журнала (надеюсь, что нет, хотя процитировали, кажется, сочувственно). Мое же мнение таково - именно из-за таких алармистских настроений - и из-за распространенности такого убеждения. что главным губителем литературы являются ее "элитарно-экспериментальная" и "массово-китчевая" разновидности, и гибнет литература и как школьный предмет, и как предмет живого интереса со стороны молодого поколения. Воинственная некомпетентность - она и есть воинственная некомпетентность, даже когда она рядится в балахоны защитника "традиционной культуры" - как будто и "элитарно-экспериментальное" начало, и "массово-китчевое" не в традициях нашей словесности.