Всех причастных и празднующих поздравляю с новым государственным праздником - Днем семьи, любви и верности 8 июля. Как и День национального единства 4 ноября (Казанской иконы Божией Матери), данное название стыдливо драпирует церковный праздник - День памяти православных покровителей брака св. благоверных Петра и Февронии Муромских - и, помимо прочего, должен заменить собой празднование Дня св. Валентина, с которым уже несколько лет безуспешно
борются некоторые священники РПЦ и отдельные представители околоцерковной общественности.
Мне же кажется, что это начинание - безнадежно, так как та модель семьи, которую манифестирует собой житие св. Петра и Февронии, противоречит современному пониманию семейных отношений, в том числе отношений традиционных.
- Началась семья не с взаимной влюбленности, а с обмана и шантажа: условием излечения Петра от струпьев Февронья назвала женитьбу на ней; Петр нарушил данное обещание, но сам был проведен Февроньей, намеренно не вылечившей его до конца, дабы потребовать выполнения князем взятых на себя обязательств. (Напомню: согласно преданию, св. Валентина казнили за то, что он, вопреки указу императора, венчал влюбленные пары).
- Ничего не говорит «Повесть о Петре и Февронии Муромских» о телесной гармонии между супругами (упоминание их «целомудрия» естественно для агиографического жанра, для высокой средневековой культуры, но не для сегодняшнего понимания отношений в браке). Как выразилась
asya_katina, история Петра и Февронии учит нас, что супруги должны лежать не в одной постели, а в одном гробу (именно там тела усопших супругов, заблаговременно ушедших в монахи, обнаруживают их братья и сестры по обители)
- Остается неизвестным и то, были ли у супругов дети, тогда как традиционный брак в сегодняшнем понимании - это отнюдь не брак childfree.
Честно говоря, мне кажется, что сам страх Церкви перед «чуждыми» праздниками и искусственные попытки придумать им «свою» альтернативу - свидетельство неуверенности в себе и своих силах. Раньше Христианство не боялось «апроприировать», наполнять священным смыслом языческие празднества; теперь же, напротив, христианские праздники пытаются наполнить далеким от истинной Веры и Любви содержанием.