Чтоб моя жежешечка совсем не сгнила, утащу сюда с лепры отчет о том, как мы неделю назад внезапно залезли на Эльбрус.
Открыл я в марте пост про одноногого инвалида, взошедшего на вершину, почитал, повосхищался и подумал: "СВОА, ПЕХЛИ НА КРУОРТ?". Горы всегда привлекали, а вот возможности там побывать как-то не было.
В итоге, написал
Сергею инбокс со многочисленными "куда?", "когда?" и так далее.
Выяснил даты туров, список необходимого снаряжения, собрал друзей и начал готовиться. Не скажу, что я тяжел на подъем, но опыта подобных путешествий раньше как-то не было.
Повторное изучение списка необходимого для поездки заставило охуеть посерьезнее и даже засомневаться. Но отступать было поздно. Гугл и распродажи помогли обзавестись большей частью экипировки, а даты тура более-менее определились на середину июля. Что касается экипировки, то, как оказалось, можно было поступить гораздо проще и почти всё взять на месте в прокате. Но я был уверен, что это только начало и потому покупал.
Еще через месяц оказывается, что все друзья по разным причинам не могут поехать. Списываемся с Сергеем и он меня убеждает перенести поездку на конец мая - больше снега, меньше людей, да и чего тянуть. Это влечет за собой некоторые трудности, потому что формы просто нет. Но мечта ведь важнее. Снова бросаю курить, распаковываю велосипед, начинаю бегать по лестницам где это только возможно.
В конце мая прилетаю в Минеральные воды, знакомлюсь там со вторым участником группы и мы едем в Терскол в гостиницу. Второго зовут Робин, он англичанин, шесть лет живущий в Нью-Йорке. И, в отличие от меня, имеет опыт восхождения на более серьезные вершины. А опыта поездок на Ладе Калина по Кабардино Балкарской республике не имеет, поэтому предпочитает развидеть и заснуть.
Я же два с половиной часа до гостиницы только и делаю, что верчу головой по сторонам, пытаюсь фотографировать на что попало и слушать водителя.
Почти на каждом мосту стоят коровы - так они ищут сквозняк, чтобы избавиться от надоедливых насекомых.
Так называемые "Ворота Приэльбрусья". Здесь стоят памятники
первым покорителям.
В Терсколе нам остается заселиться в отель и ждать ужина.
На второй день по плану акклиматизационный выход на Чегет. Перед этим арендуем недостающую экипировку и отправляемся. Основную часть пути читерски проезжаем на канатке, а дальше на вершину уже идем сами. Вероятно, для кого-то это обыденность, но в первый раз хочется смотреть во все глаза, хочется даже кричать от восторга. И никак не получается приблизиться к осознанию массивности и величия окружающего, как и согнать глупую улыбку с лица.
Но подобные таблички указывают на то, что про технику безопасности тоже забывать не стоит.
Высота еще только около трех с половиной километров, но встретить подобную растительность неожиданно.
А в прокате еще оказался котэ.
Остаток дня отдых и борьба с исчезающим интернетом. Хотя на всех склонах был стабильный 3G, так что срать в инстаграмчик можно было вполне уверенно.
На третий день запланирован подъем в базовый лагерь и еще один акклиматизационный выход до скал Пастухова. Вот здесь уже начинаешь чувствовать все недостатки подготовки и каждые несколько Гинессов вместо пробежки. Кислорода уже на четырех с половиной тысячах заметно не хватает, но не смертельно. Падает темп, но идти можно.
Погода портится, конденсируется влажность и ощущения очень странные: кругом снег, но жарко и душно как в парилке.
На скалах Пастухова видимость примерно такая.
Четвертый день - это день отдыха, акклиматизации и подготовки в основному восхождению. Погода наладилась и можно ходить загорать хоть в плавках. Но только недолго. Мы слоняемся без дела по округе, я периодически хожу по ближайшему склону вверх-вниз, чтобы помочь организму быстрее привыкнуть. Получается не очень.
Наш лагерь и Эльбрус в облаках. С непривычки, совершенно не осознаешь масштабы и расстояния в горах, отчего вершины кажутся небольшими холмиками.
Главное место лагеря.
Днем учимся правильно ходить в кошках и с ледорубом, слушаем о последствиях неправильного их использования и с удвоенной силой учимся ходить в кошках и с ледорубом.
Помня о предыдущем выходе, решаем с Сергеем, что для геройства, пожалуй, еще не время и на восхождение я пойду не от лагеря, а от тех самых скал Пастухова (4600 м), куда в полчетвертого утра меня довезет снегоход. Робин же упорно хочет идти весь путь. Он опытнее, здоровее - его право.
У ребят есть 3-4 часа на сон перед восхождением, затем они уходят, а через два с половиной часа я догоняю их на снегоходе.
На пятый день попытка восхождения.
Рассвет встречаем на пяти тысячах. Невероятно красиво вокруг. Темп у нас небольшой, поэтому идти достаточно легко.
Чем выше, тем меньше кислорода. Шаги очень короткие, но перед каждым приходится делать паузу, чтоб отдышаться, чтоб сердце не колотилось так часто. У меня эти паузы становятся всё больше и я понимаю, что Робин готов идти быстрее, но нас только двое в группе, и мы вместе должны или дойти или повернуть назад. Сергей не в счет, потому как он подготовлен отлично и готов бегать вокруг нас восемьдесятвосьмерками. Постепенно начинаю ловить себя на том, что вижу всё со стороны или будто в мультфильме - классические симптомы недостатка кислорода. Но странное дело: поворачивать не хочется. Хочется идти вперед.
Мы доходим до седловины, где делаем привал с печеньем и горячим чаем. Ноги не слушаются, голова как на третьи сутки со стимуляторами, чай не лезет. Пока парни подкрепляются, я отхожу в сторонку и там классически и банально выблевываю свой завтрак. Вот оно! Как прекрасна жизнь! Все симптомы проходят. Последние несколько часов желудок и мозг делили такой дефицитный кислород. Мы оставляем рюкзаки, берем с собой по палке и ледорубу и идем покорять последний участок.
Первая его половина проходится не то чтоб на одном дыхании, но достаточно легко, а вот когда остается совсем чуть-чуть, то подлая психика начинает сопротивляться. Но если столько шел, неужели повернешь обратно в последний момент? Никогда бы не подумал, что придется идти двести метров десять минут, но оно того стоило. Мы дошли.
Очень странно себя ощущаешь после, внутри головы. Многое неразрешимое из оставшегося там, внизу, кажется не таким уж и неразрешимым. Ты не воспринимаешь это как какой-то подвиг, а просто как еще одно доказательство того, что оно вот здесь рядом. На расстоянии пары писем, недели отпуска, билетов на самолет и твоего решения оторвать жопу от стула.
Оставшиеся два дня мы гуляли по окрестным горам, смотрели красивое и старались запомнить этот пейзаж надолго.
Горы, как я и предполагал, зацепили, поэтому теперь хочется еще. Вероятно, осенью на Килиманджаро.