Еще об одном аспекте повседневной жизни американских военнослужащих в Германии 50-х.
Как я уже писал, в середине 50-х командование USAREUR стало поощрять переезды в Германию семей военнослужащих. Но в процессе резкого увеличения их численности в зоне возможных боевых действий, встал вопрос о эвакуации тысяч граждан США в случае начала войны.
Командование оценивало потенциально эвакуируемый контингент в 60 000 гражданских на 25000 личных автомобилях, которых надо будет быстро пропустить во Францию через 8 выделенных погранпереходов, затем размещать, кормить и обеспечить эвакуацию за океан. Исследование проведенное в сентябре 1952, показало что тыловые службы совершенно не готовы к операции такого масштаба. Не было ни запасов сухпайков, ни медикаментов, ни палаток для беженцев. Военная полиция не имела детальных планов организации движения конвоев с беженцами, маршруты эвакуации не были проверены. Даже по оптимистичным расчетам, 508-й батальон военной полиции, мог выдвинуться к назначенным для эвакуации погранпереходам не ранее чем через 4 часа, после прибытия туда первых колонн беженцев.
Автопарк 508-го батальона MP
В мае-июне 1953 планы были значительно переработаны и встал вопрос проверки их выполнимости. С этой целью в 50-х стали проводиться ежегодные учения по эвакуации Roadbound. Первое такое учение началось 12 ноября 1953. Примерно 1000 военнослужащих и 500 машин двинулись из гарнизонов в Германии к сборным пунктам в районе Бордо. Каждая машина в рамках учений должна была условно представлять собой конвой из 150 машин с гражданскими. Не менее 30 машин прошли по каждому маршруту эвакуации. В ходе движения конвоев по маршрутам тыловые подразделения и медицинская служба отрабатывали свои действия по обеспечению конвоев.
Экипажи 62-й роты ДПС военной полиции (Highway patrol MP) осуществляют разведку маршрута эвакуации в ходе учений
По северному маршруту конвои вышли в район Бордо через 49 часов, по южному - только через 72 часа. Учения выявили множество недочетов - картографическое обеспечение конвоев, оборудование мест отдыха и дозаправки. Также остро обозначались кадровые проблемы - командование не хотело отвлекать большое число военнослужащих для эвакуации гражданских и поэтому решило возложить часть работы на добровольцев из числа гражданских служащих армии США - в первую очередь их решили задействовать в качестве квартальных уполномоченных и водителей. Увы, добровольцев оказалось недостаточно и уполномоченных по эвакуации стали назначать в приказном порядке, а для восполнения дефицита водителей стали поощрять сдавать на водительские права детей-старшеклассников и жен военнослужащих.
Кроме того в состав конвоев стали включать и военных - на каждые 6 гражданских машин в колонне шел армейский грузовик 2.5т плюс конвои сопровождала военная полиция.
Roadbound II состоялся в октябре 1954 и там опять столкнулись со схожими проблемами- команда об эвакуации проходила медленно, водителям не хватало карт маршрутов, тягачи и прочая тяжелая техника обеспечения движения не выдерживала скорости конвоев, постоянно нарушался график движения, что приводило к заторам на стратегических коммуникациях. В рамках решения проблемы в 1958 устроили 6 понтонных мостов через Рейн, специально для эвакуационных конвоев.
Мосты, разделенные на две секции, держали на реке развернутыми вдоль берегов, чтобы не перекрывать движение речного транспорта.
В случае необходимости, катера инженерного батальона трудовой службы разворачивали секции поперек реки и соединяли, образуя мост.
( инженерные батальоны трудовой службы - Labor Service Engineer Battalion, подразделения с американским командованием и немецким гражданским рабочим персоналом).
Одновременно, велась работа и с членами семей военнослужащих. Им вручали карты маршрутов, с указанными местами переправ через Рейн и строгие инструкции, что можно брать с собой, а что нет. Например, домашних животных забирать с собой запрещалось. Также в инструкциях указывался запас еды, воды, одеял и пр. ,который должен был постоянно находится в личных автомобилях военнослужащих и членов семей.
Любопытно, как эти вопросы решались в ГСВГ?