Холодная война. EPW от Кореи до Гренады.Ч.3 Обзор американских уставов по работе с военнопленными.

Jan 17, 2014 09:29

Итак, столкнувшись в Корее с серьезными проблемами в вопросе содержания военнопленных, армия США в ноябре 1952 впервые издала специализированный устав FM 19-40“Handling prisoners of war” (Обращение с военнопленными). Ранее в качестве нормативных документов могли использоваться только отдельные разделы уставов военной полиции.



Первый раздел устава посвящен общим вопросам - ответственность армейского командования по отношению к военнопленным, положения Женевской конвенции, определения военнопленных и перемещенных лиц. Отмечалось, что военнослужащие противника взятые в плен флотом или ВВС должны быть переданы в распоряжение соответствующих армейских структур как можно быстрее. Также рассматривались общие вопросы содержания пленных - в частности, дисциплинарные меры и санкции.
Согласно FM 19-40 все военнопленные подпадали под действие американского кодекса военной юстиции и были подсудны американским военным трибуналам.
Категорически запрещалось панибратство (fraternization) между пленными и военнослужащими армии США
Также запрещались коллективные наказания за проступки индивидуумов, наказания связанные с пытками, одиночные заключения в помещениях, не имеющих естественного освещения и.т.д. Пленные не могли быть лишены права носить знаки различия своей армии. Охрана, пресекая попытку побега не имела права применять оружие без предупреждения.
Из разрешенных уставом дисциплинарных мер воздействия:
1.денежный штраф - в размере не более 50% от заработной платы, на срок не свыше 30 дней.
2.Тяжелые работы - не более 2-х часов в день, только для рядовых пленных. К офицерам данная мера не применяется, к сержантам - применяется с ограничением (можно использовать только в качестве руководителей работ)
3. одиночное заключение с лишением права на получение посылок.
Интересная деталь - если пленные совершил успешный побег и был затем пойман, то его нельзя было наказывать административно или отдавать под суд непосредственно за успешный побег. Меры дисциплинарного воздействия к нему можно было применить только за другие проступки совершенные во время подготовки или процесса побега.
Что касается допросов EPW, то устав отмечал, что систематический и методичный опрос пленных - один из наиболее продуктивных источников развединформации. Исходя из этого, устав возлагал основную ответственность в данном вопросе на офицеров военной разведки и в некоторых случаях на офицеров подразделений психологической войны. Функции офицеров военной полиции тут были ограничены - они тоже могли участвовать в допросах, но только для получения информации помогающей избежать неправильной сортировки пленных и соответственно снижения возможности получения от них в дальнейшем ценной информации.
Следует отметить, что опросы должны были проводится многократно - на всех этапах эвакуации пленных в тыл. На начальных этапах целью допросов является получение информации имеющей тактическое значение, о ближайших намерениях и состоянии противника на данном участке. На последующих этапах (как правило в уже в лагерных пунктах полевой армии или лагерях PW фрнтового тыла) уже пытались получать информацию оперативного и стратегического значения, а также информацию необходимую для планирования психологических операций.
Указывалось, что PW обязан назвать свое имя, фамилию, звание, дату рождения, служебный номер. В случае отказа, он мог не получить привилегий полагающихся ему в соответствии с его званием.


Далее в уставе излагалось 5 основных принципов работы с пленными:
1. Обыск - систематический, и как можно на более раннем этапе, с целью поиска документа представляющих ценность для разведки.
2. Скорость эвакуации - пленные должны быть выведены с передовой как можно скорее, для раннего допроса.
3. Разделение (segregation). PW должны отсортированы и разделены как можно раньше - офицеры отделены от солдат, раненые и больные от здоровых и.т.д.
4. Методы обращения - контроль за соблюдением дисциплины, корректное обращение с пленными, без панибратства.
5. Квалифицированное проведение допросов (Skill in interrogation) - допросы должны проводить только специально обученные люди.
Второй и третий разделы уже подробно описывают путь военнопленного в прифронтовой (combat zone) и тыловой зоне (communication zone), также в них описываются принципы работы лагерей PW :

Итак, после сдачи/захвата в плен PW разоружается, обыскивается и отправляется на батальонный или полковой сборный пункт. Обыск производится либо под руководством специальной команды военной разведки (interrogation team), либо под надзором начальника разведки батальона/полка.
Документы и предметы имеющие ценность для разведки у пленных изымаются. Личные вещи не имеющие такой ценности и не представляющие угрозы для конвоя - остаются у пленных. В прифронтовой зоне PW разрешается оставить каски и противогазы.
Затем команда PW под конвоем отправляется на дивизионный сборный пункт. Изъятые предметы с описанием у кого они изъяты, передаются вместе с конвоем для изучения вышестоящими разведорганами. Также с конвоем передается записка на каждого пленного - время, место, обстоятельства пленения, подразделение взявшее в плен.


Там же на полковых и батальонных сборных пунктах осуществляется предварительная сортировка.
Выделяются следующие категории PW:
1. здоровые и легко раненые, которые могут передвигаться самостоятельно - делятся на группы: офицеров, сержантов, рядовых, дезертиров, гражданских, женщин.
2.Не имеющие возможности передвигаться самостоятельно (litter cases) - отправляются в медпункт, дальнейшая их эвакуация осуществляется по медицинскими каналам. В дальнейшем также осуществляется их сортировка как для 1-й категории.
На дивизионных сборных пунктах пленные передаются в распоряжение военной полиции.
Как правило, создается один сборный пункт на дивизию, расположенный недалеко от дивизионного КП, закрытый от огня и наблюдения противника и имеющий удобные подъезды для грузовиков и машин скорой помощи, источник водоснабжения. Для организации пункта могут использоваться как различные строения, так и просто огражденная проволокой территория.
На дивизионном сборном пункте, военная полиция под руководством офицеров разведки проводит новый, тщательный обыск и повторную сортировку, ранее изъятые документы сортируются и раскладываются по пакетам для отправки в соответствующие разведывательные агентства. Там же, на основании записок из частей, а также повторных обысков и опросов создаются и закрепляются индивидуальные ярлыки (PW tag) для каждого PW. Аналогичные ярлыки крепятся на изъятых документах. Пленных предупреждают о запрете обмена или уничтожения ярлыков.


После этого начинается процесс эвакуации PW на корпусные или чаще армейские лагерные пункты (prisoner-of-war cage).
По прибытии в лагпункт пленных ждал медосмотр, санитарная обработка и новый тщательный обыск. Проводились также и выборочные допросы пленных, представляющих повышенный интерес для разведки. Охрану пунктов осуществляли как правило специализированные части военной полиции.
В течение недели с момента прибытия в лагпункт PW имел право сообщить о себе в Центральное информационное агенство по делам военнопленных и связаться с семьей.
Если пребывание PW в армейском или промежуточном корпусном лагпункте затягивалось, его имели право привлечь к работам, не противоречащим положениям Женевской конвенции.

Затем шел процесс эвакуации PW во временные транзитные лагпункты или постоянные лагеря тыловой зоны. Это уже были более-менее оборудованные комплексы.
Типовой лагпункт:
На плане видно выделенные зоны для рядовых, офицеров (с отдельной выгородкой для ВВС), сержантов, женщин, дезертиров, защищаемых лиц (видимо различных коллаборационистов), медпункта, команды допросов (IPW team).


Ограждение - тройная проволочная спираль с вышками охраны по углам.




Постоянный лагерь для военнопленных должен был обеспечивать условия для проживания равные условиям для войск США расположенных в том же районе. Требовалось наличие необходимого пространства, для жилья военнопленных, администрации, зон отдыха, медицинских и религиозных заведений, санитарных блоков и.т.д.
Устав предоставляет типовые планы лагерных пунктов на 250, 1000 и 1800 человек.






Также представлена административная схема работы лагеря на 30000 PW.


Управлением таким лагерем занималась специальная рота военной полиции. Ее структура описана в уставе:


По прибытии в лагерь PW проходил процесс регистрации, которым занимались специализированные подразделения военной полиции (military police prisoner-of-war processing company). Процесс включал в себя опять же тщательный обыск, заведение личного дела, присвоение личного номера, фотографирование, снятие отпечатков пальцев, составление описания личных вещей, взятие образца подписи. Стандартная пропускная способность регистрационный роты военной полиции составляла 1440 PW за 8-ми часовую смену. Рота использовалась как правило повзводно.
Схема работы регистрационного взвода:


После процесса регистрации PW получал назначение в определенную локальную зону (compound), батальон и роту.
Пленные в солдатских лагерях имели право на выборы своего представителя путем тайного голосования, в офицерских лагерях таким назначался старший по званию офицер.
Также пленные получали определенные денежные суммы в зависимости от звания и оплату за выполняемые работы.
Но сумма, которую PW может иметь при себе наличными может ограничиваться.
Рядовые PW могли принудительно привлекаться к различным работам, которые не связаны с военными действиями, не имеют вредных последствий или опасности для здоровья (добровольно PW могли пойти на такие работы). Продолжительность рабочего дня пленного не должна была превышать продолжительность работы гражданского персонала занятого на аналогичных работах.
Финальный, 4-й раздел устава был посвящен организации и функционированию специализированных частей военной полиции - регистрационный роты и конвойной роты.
Последняя, согласно уставу могла обеспечивать охрану 2-3 тысяч PW или выполнять конвоирование 1000-1500 пленных.

В целом FM 19-40 1952 года учел лишь частично уроки Корейской войны - был уделено повышенное внимание вопросам сортировки и правильного размещения пленных в лагерях, но в тоже время совершенно не уделялось внимание борьбе с подпольными организациями военнопленных, противодействия инфильтрации агентуры противника и вербовки своей агентуры, борьбы с массовыми беспорядками - только ссылка на FM 19-15 «гражданские беспорядки».
Впрочем, в более поздних изданиях FM 19-40 (1964, 1968, 1976 годов) американцы стали больше уделять внимания таким вопросам - но про это в следующих постах…

fm, Военная история, pow, military police, Холодная война, Война в Корее

Previous post Next post
Up